Кто есть кто
Анна Михайловна Прихожан
Доктор психологических наук, профессор.
Профессор кафедры проектирующей психологии, заведующая лабораторией психологии эмоций Центра практической психологии Института психологии им. Л.С.Выготского Российского государственного гуманитарного университета.
Заместитель председателя диссертационного совета РГГУ по психологическим наукам.
Член Экспертного совета РГНФ, эксперт РФФИ.
Член редколлегии журналов «Психологические исследования», «Вестник РГГУ. Сер. «Психологические исследования».
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Большого Жюри (выбор победителей по итогам 2014-2015).
Область научных интересов и сфера научной деятельности: специалист в области психологии личности, психологии эмоций, эмоционально-личностных нарушений, практической психологии. Область научных интересов- эмоционально-личностные особенности в детском возрасте. Основное направление исследований связано с психологией развития Я-концепции, возрастными особенностями эмоционально-личностных нарушений в рамках психологической нормы.
А.М. Прихожан разработана оригинальная концепция негативных эмоционально-личностных образований как барьеров личностного развития, в том числе концепция возникновения и закрепления тревожности как личностного образования. Серьезный вклад ею внесен в проведение международного исследования, связанного с изучением оценки риска загрязнения окружающей среды свинцом для здоровья детей в городах. Совместно с Н.Н. Толстых ею проведен цикл исследований по изучению особенностей психического развития детей в детских домах и школах- интернатах, психологической диагностики и отбора кандидатов в замещающие родители. Создан ряд оригинальных психодиагностических и психокоррекционных методик в области психологии развития.
А.М. Прихожан — автор ряда фундаментальных трудов, в том числе монографий, учебных пособий. Общее количество научных трудов — более 250. Основные работы:
- Психология тревожности. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб. Питер, 2007,- 20,16 + CD ROM
- Психология неудачника. СПб.: Питер 2009- 16 п.л.
- Младший школьный возраст в социально-психологическом контексте// Антология социальной психологии возраста/под ред. М.Ю.Кондратьева. М., 2010. - 8,1 п.л.
- Социальная психология развития в младшем школьном возрасте// Социальная психология развития: учебник для бакалавриата и магистратуры/ под ред. Н.Н.Толстых. М.: Изд-во Юрайт. 2014. Гл. 11. С.304-353. – 2,5 п.л.
- Психология сиротства. – СПб.: Питер, 2007. – 416 с.. – 25 п.л.(в соавторстве с Толстых Н.Н.)
- Прихожан А.М. Психологическая служба в современном образовании. СПб.: Питер, 2009 (под ред. И.В.Дубровиной) (в соавтор с И.В.Дубровиной, А.Д.Андреевой, Н.Н.Толстых и др.). – 25 п.л.
- Прихожан А.М. .Психологическая диагностика кандидатов в замещающие родители [Текст] А.В.Махнач, А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – 218 с. Библиогр. 205-218.
Награды: Лауреат Премии Президента РФ в области образования (1996), Правительства РФ в области образования (2006) в составе научного коллектива.
- «Психологическая диагностика кандидатов в замещающие родители», практическое руководство (в номинации «Проект года в психологической практике», 2013 г.), номинант