Кто есть кто
Михаил Михайлович Коченов
Доктор психологических наук, старший советник юстиции. Клинический и юридический психолог.
Заведующий отделом правовой психологии НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной Прокуратуре РФ.
Член комиссии по помилованию при Президенте Российской Федерации.
В 1959 г. закончил Московский государственный педагогический институт, затем аспирантуру при факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 1970 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Нарушение смыслообразования при шизофрении», в 1991 г. - докторскую диссертацию на тему «Теоретические основы судебно-психологической экспертизы».
Работал в школе учителем русского языка и литературы.
С 1968 г. — сотрудник Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности при Генеральной Прокуратуре СССР (НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной Прокуратуре РФ, сейчас - Академия Генеральной прокуратуры РФ). В 1992-1997 гг. — заведующий отделом правовой психологии.
С 1992 г. работал в качестве члена Комиссии по помилованию при Президенте РФ.
Область научных интересов: теоретические, методологические и прикладные проблемы юридической психологии.
До 1968 г. занимался патопсихологическими исследованиями мотивации при шизофрении. В результате экспериментального исследования удалось выявить особенности формирования ситуационной мотивации у лиц, страдающих вялотекущей шизофренией, и обосновать, что в основе разноплановости мышления больных шизофренией лежат мотивационные нарушения, а именно – мотивационная разноплановость.
Занимался проблемой использования профессиональных знаний в медицинской психологии при производстве судебных экспертиз.
В числе первых отечественных психологов исследовал возможности использования психологии как науки для решения вопросов уголовного судопроизводства, получения посредством использования специальных психологических познаний надежных доказательств, производства комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.
Создал высокоинтегративную область судебно-экспертной психологической деятельности, объединяющую достижения отдельных областей психологии: клинической, социальной, возрастной и т.п., — и являющуюся источником новых теоретических знаний в общей психологии и ее основных разделах.
Обосновал общий предмет судебно-психологической экспертизы (СПЭ) как особого раздела в системе юридической психологии. Разработал теоретические, методологические и организационно-правовые основы судебно-психологической экспертизы; выделил предметные виды экспертизы в уголовном процессе; определил объект и предмет экспертизы; описал пределы компетенции судебного эксперта-психолога с ее отграничением от компетенции экспертов-психиатров, с одной стороны, и судебно-следственных органов, с другой.
Раработал общую и частные методики и методические комплексы судебно-экспертного психологического исследования, выделил критерии экспертной оценки психических свойств, процессов и состояний.
Разработывал проблемы комплексных экспертиз с участием психолога (кроме возможностей психолого-психиатрической экспертизы, М.М. Коченовым исследованы проблемы психолого-лингвистической, медико-психологической, психолого-педагогической экспертиз).
Исследовал вопросы психологии личности преступников различных категорий и жертв преступлений, психологические механизмы преступного поведения, особенности групповой преступной деятельности, психологические основания уголовной ответственности, соотношения критериев вменяемости, психологические особенности подростков-правонарушителей и мн. др.
Изучал вопросы комплексной психолого-психиатрической экспертизы в отношении несовершеннолетних обвиняемых с различными видами дизонтогенеза и потерпевших с пограничными психическими расстройствами по половым преступлениям.
М.М. Коченов подчеркивал, что в некоторых случаях только сочетание психиатрического и психологического исследований может обеспечить правильную оценку состояния психики человека, его индивидуальных особенностей и возможностей. При этом совместное психолого-психиатрическое судебно-экспертное исследование наиболее продуктивно в отношении лиц, психическое состояние которых находится на границе между нормой и патологией.
Также исследовал вопросы криминальной виктимологии, психологии допроса, использования следователем психологических знаний в профессиональной деятельности, деятельности психолога не как эксперта, а как консультанта или специалиста при расследовании преступлений
Основные публикации:
- Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних, М., 1971
- Судебно-психологическая экспертиза, М., 1977
- Мотивация при шизофрении, М., 1978 (в соавт.)
- Введение в судебно-психологическую экспертизу, М., 1980
- Судебно-психологическая экспертиза в органах военной юстиции, М., 1982
- Психология допроса малолетних свидетелей, М., 1984 (в соавт.)
- Изучение следователем психологии обвиняемого, М., 1987 (в соавт.)
- Использование следователем психологических познаний при расследовании дел об изнасиловании несовершеннолетних, М., 1989 (в соавт.)
- Новые направления судебно-психологической экспертизы, М., 2000 (в соавт.)
- Судебно-психологическая экспертиза: теория и практика: избранные труды. М., 2010
- Опыт участия специалиста-психолога в расследовании уголовного дела, М., 2010
Каждый год в Московском государственном педагогическом институте при участии Национального медицинского института имени Сербского проводятся коченовские чтения.