Кто есть кто
Вениамин Ноевич Пушкин
Доктор педагогических наук (по психологии), профессор.
Заведующий лабораторий эвристики НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.
Член общества психологов СССР.
В 1956 г. окончил психологическое отделение философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 1961 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Психологическая характеристика диспетчерского труда при телемеханическом управлении производственным процессом», в 1966 г. - докторскую диссертацию на тему «Оперативное мышление в больших системах».
После окончания университета в течение ряда лет занимался экспериментальной и теоретической разработкой проблем психологии диспетчерского труда на железнодорожном транспорте во Всесоюзном научно-исследовательском институте железнодорожной гигиены (сейчас - ВНИИЖГ Роспотребнадзора), а затем в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР.
В 1967 г. организовал в НИИ ОПП АПН СССР лабораторию эвристики, которую возглавлял до последних дней своей жизни.
Область профессиональных интересов: инженерная психология, психология мышления, творческое мышление, проблемы парапсихологии, психоэнергетической регуляции деятельности.
Основоположник ряда новых направлений психологических исследований. В Большой Советской Энциклопедии в разделе «Наука» В.Н. Пушкин отмечен как один из создателей «модельной теории ситуационного управления».
Начав с анализа конкретной производственной деятельности дежурного по станции, В.Н. Пушкин пришел к созданию психологии оперативного мышления человека, к новым оригинальным теоретическим воззрениям на мышление и методикам его изучения, разработке принципов моделирования мышления.
Рассматривая специфику мышления оператора на железнодорожной станции, В.Н. Пушкин создал новые методики изучения оперативного интеллекта, которые затем были широко использованы и в экспериментальном исследовании, и в практике. Определив общие характеристики большой системы, В.Н. Пушкин рассматривает роль оперативного мышления в ее управлении. Выдвигая проблему «человек и большая система», важную роль отводит интеллектуальным возможностям человека как регулятора большой системы, показывая при этом всю сложность их отношений, доказывает, что знание особенностей мышления человека как управляющего компонента большой системы необходимо как для проектирования этих систем, так и для решения сложных вопросов в процессе их эксплуатации. На основании результатов исследований мышления предложил идею нового подхода к автоматизации процессов управления, реализация которого привела к созданию высокоэффективного в техническом и экономическом отношении метода ситуационного управления, широко внедряемого в различные отрасли народного хозяйства. На базе метода ситуационного управления разработан и внедрен принцип быстрого извлечения информации из большого информационного хранилища. Использование этого метода является перспективным при создании систем «человек–машина» для разработки автоматизированного представления оператору информации об управляемом объекте. Работы В.Н. Пушкина позволяют определить слабость теории автоматов в отношении задач определенного класса и наметить пути их преодоления.
Руководил исследованиями творческого мышления, используя методики, раскрывающие процесс мышления на разных уровнях: личностном, операторном, нейропсихологическом, психофизиологическом, психоэнергетическом. Различные направления в области исследования мышления были объединены одной теоретической идеей – принципом системности интеллектуальных процессов, принципом саморегуляции. Исследования в этой области позволили проникнуть в основные, наиболее глубокие механизмы психического, которые не ограничиваются только отражательной деятельностью, а дают возможность раскрыть внутренние механизмы «саморазвития» живой природы. Исследования этой проблемы осуществлялись в двух направлениях: с одной стороны, изучались психологические механизмы творчества, начиная от решения задач, в которых объективировалась динамика познания, лежащая в основе этого процесса, и кончая исследованием целеполагания и психофизиологическими основами регуляторных процессов. С другой стороны, разрабатывались принципы моделирования некоторых компонентов эвристической деятельности.
Сопоставление результатов нейропсихологического и психолого-педагогического исследований продуктивного мышления позволили дать положительный ответ на вопрос о возможности формирования механизмов мышления, функции установления отношений у детей школьного возраста.
В.Н. Пушкин рассматривал мышление главным образом в качестве регуляторной функции поведения субъекта в проблемной ситуации. Его интересовали внутренние механизмы пробуждения интеллектуальной активности субъекта. Для решения этого вопроса им было организовано комплексное исследование природы творческого мышления, включающее в себя изучение разных его звеньев и уровней. Основное внимание было сосредоточено на экспериментальном исследовании личностной и познавательной саморегуляции мышления, на механизмах постановки новых целей в процессе решения задач, разработке общепсихологических закономерностей творческого мышления.
Изучал процессы переноса выделяемых субъектом отношений внутри определенных классов задач, эквивалентных с точки зрения их способа решения, что позволило сделать теоретический вывод о принципиальной роли процессов обобщения в обеспечении интеллектуальной активности и в постановке новых целей. Сделал вывод, что высокий уровень развития процессов обобщения у субъекта является необходимым фактором для постановки новых проблемных целей и для проявления высокой интеллектуальной активности.
Дальнейшее развитие исследований привело В.Н. Пушкина к разработке принципов моделирования мышления. Предложил модель, согласно которой суть творчества заключается в построении пути не в готовом, заранее заданном лабиринте, а в формировании той части этого лабиринта, в которой такой путь существует. При этом важную роль играет язык описания структуры начальной и конечной ситуаций. Эта модель была названа семиотической.
Исследуя систему ситуативных концептов в структуре мыслительной деятельности, В.Н. Пушкин пришел к идее их использования в программированном обучении и создании новых методов моделирования мыслительной деятельности в кибернетике, наметил пути и методы развития психолого-кибернетических исследований, разработка которых направлена на создание активных кибернетических систем, способных самостоятельно формировать цели. Он теоретически доказал, что метод ситуационного управления может оказаться основой для создания новых обучающих машин, формирующих механизмы интеллектуальной деятельности учащихся, что является одной из насущных задач комплекса современных наук – психологии, педагогики, кибернетики.
Вместе с сотрудниками проводил исследования в области парапсихологии, несмотря на то что в 1970-е гг. эта тема была под запретом. Был раскритикован в журнале «Вопросы философии» и обвинен в занятии «лженаукой». С наступлением «оттепели» смог заниматься исследованиями новой в отечественной психологии проблемы – проблемы психоэнергетики, предложил ряд пионерских идей, кардинальным образом меняющих представления о сущности психического, о психологических возможностях человека. Выступал в Институте психологии АН СССР.
К числу наиболее значительных, новых направлений в исследованиях В.Н. Пушкина нужно отнести проблематику, связанную с происхождением и сущностью психического. Мысли о материальной основе отражения действительности нашли свое воплощение в исследовании психолого-био-физических взаимодействий, природы кодирования и формирования образа на основании гипотезы волновой психофизики. Анализируя психические процессы мышления, восприятия, узнавания и др., В.Н. Пушкин теоретически доказал, что все эти процессы имеют резонансную природу и составляют основу творческой деятельности (в качестве одного из доказательств резонансной природы психического изучал работу синхронных переводчиков).
Подошел к вопросу о существовании некоторой психофизической реальности, способной нести образ за пределы клеточно-молекулярных структур, образующих организм человека и животных. Считал фундаментальными для деятельности мозга структуры пси-полей как материального носителя образов внешнего мира, конструируемых мозгом. При этом пси-волна может взаимодействовать с полем, порожденным другой пси-волной (для регистрации биоинформационного контакта между живыми организмами В.Н. Пушкин организовал экспериментальное исследование связи между человеком и растением). С этой позиции рассматриваются в исследованиях В.Н. Пушкина все проявления психоэнергетики. Под этим термином понимаются как внутренние регуляторные механизмы, так и психолого-биофизические взаимодействия. Было сделано предположение о том, что в организме существуют специальные системы энергетики, от полноценной работы которых зависит состояние различных органов индивида, в том числе мозга. Восстановление нормальной работы внутренних органов при использовании метода иглоукалывания и электропунктуры является прямым доказательством существования таких специальных информационно-энергетических систем.
Под руководством В.Н. Пушкина были защищены 12 кандидатских и 1 докторская диссертации.
Основные публикации: более 180 работ, в том числе
- Психология и кибернетика / В.Н. Пушкин. - М.: Педагогика, 1971. - 231 с.
- Психология и вопросы научной организации труда / В.Н. Пушкин, М.М. Шуева-Филатова. - Нальчик: Кабард.-Балкар. кн. изд-во, 1968. - 159 с.
- Мышление и автоматы / Д.А. Поспелов, В.Н. Пушкин. - М.: Советское радио, 1972. - 224 с.
- Железнодорожная психология / В.Н. Пушкин, Л.С. Нерсесян. - М.: Транспорт, 1972. - 239 с.
- Иглотерапия и электропунктура / В.Н. Пушкин, В.Г. Никифоров. - М.: Знание, 1978. - 61 с.
- Психология водителя / В.Н. Пушкин, Л.С. Нерсесян. - М.: Знание, 1969. - 32 с.
- Проблемы эвристики: Сборник статей / Отв. ред. В.Н. Пушкин. - М.: Высшая школа, 1969. - 272 с.
- Оперативное мышление в больших системах / В.Н. Пушкин. - М.-Л.: Энергия, 1965. - 375 с.
- Эвристика и кибернетика / В.Н. Пушкин. - М.: Знание, 1965. - 48 с.
- Эвристика - наука о творческом мышлении / В.Н. Пушкин. - М.: Политиздат, 1967. - 271 с.
- Психологические возможности человека / В.Н. Пушкин. - М.: Знание, 1972. - 64 с.
- Парапсихология и современное естествознание / А. Дубров, В. Пушкин. - М.: Прогресс, 1986. - 246 с.; М.: Соваминко, 1989. - 279 с
- Некоторые проблемы современной психологии мышления / В.Н. Пушкин. - М.: Знание, 1971. - 46 с.
- Человек и автомат: психология и техника / В.Н. Пушкин, В.С. Згурский. - М.: Знание, 1963. - 32 с.
- Социально-психологические аспекты совершенствования организации труда горнорабочих / Э.В. Петросянц, В.Н. Пушкин. - М., 1973. - 41 с.
Книги В.Н. Пушкина издавались в 18 странах на 13 языках.
Статья к 60-летию В.Н. Пушкина в журнале «Вопросы психологии» - http://www.voppsy.ru/issues/1991/914/914124.htm