Кто есть кто
Андрей Александрович Вербицкий
Доктор педагогических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО. Почётный работник высшего профессионального образования РФ.
Профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.
Член экспертного совета ВАК по педагогике и психологии при Минобрнауки РФ. Член диссертационного совета при факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 1969 г. окончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, в 1974 г. - аспирантуру при факультете психологии МГУ. В 1978 г. проходил стажировку в ЮНЕСКО в США и во Франции по психолого-педагогическим проблемам высшего образования.
В 1974 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «О механизмах саморегуляции сенсомоторной деятельности в ситуации стимульной неопределённости», в 1991 г. - докторскую диссертацию на тему «Психолого-педагогические основы контекстного обучения в вузе».
В 1969-1974 гг. работал в НИИ ОиПП АПН СССР.
В 1975-1990 гг. работал в НИИ проблем высшей школы: старший научный сотрудник, заведующий сектором педагогической психологии.
В 1990-1995 гг. руководил сектором психолого-педагогических проблем образования Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов МО РФ.
В 1995-2000 гг. - заместитель директора Федерального института планирования образования.
В 1997-2015 гг. возглавлял кафедру социальной и педагогической психологии МГОПУ (МГГУ) им. М. А. Шолохова, был членом Ученого совета.
Научная деятельность А.А. Вербицкого связана с разработкой психолого-педагогических и научно-методических проблем образования. Исследования и практические разработки направлены на разрешение основного противоречия профессионального образования.
Автор теории контекстного обучения. А.А. Вербицкий обосновывает положение о том, что основное противоречие и целый ряд более частных противоречий преодолеваются в контекстном обучении, суть которого — последовательное моделирование в формах учебной деятельности студента предметного и социального содержания его будущей профессиональной деятельности.
Основатель и бессменный руководитель научно-педагогической школы контекстного образования (с 1982 г.).
Участвовал в разработке:
- Концепции непрерывного образования (принята в 1989 г. в качестве государственной)
- Концепции непрерывного последипломного образования (принята в 1991 г. в качестве государственной)
- Концепции, стратегии и программы непрерывного экологического образования в РФ, Республике Удмуртия, Пензенской области,
- Концепции непрерывного педагогического образования в Новгородской области
- Концепции, стандартов и программы подготовки андрагога
Обосновал создание психологии образования как новой ветви психологической науки, более адекватной, чем педагогическая психология, отражающей реалии новой образовательной парадигмы.
Участвовал в исследовательских проектах Министерства образования России «Высшая школа России», «Инновационные педагогические технологии» (1995-2000). Научный руководитель проекта Минобрнауки РФ «Поисковое исследование условий перехода на компетентностную модель подготовки студента гуманитарного вуза» (2010-2012).
Участвовал в подготовке типовых учебных программ:
- Психолого-педагогические основы активного обучения - для ФПК преподавателей техникумов
- Психология и педагогика высшего образования - для аспирантов
- Психология и педагогика - для вузов непсихологического и непедагогического профиля
- Общая педагогика - для медицинских вузов
- Преподаватель - для интернов медицинских вузов
- учебных программ для магистрантов
- программ вступительных экзаменов для аспирантов и др.
- Психолого-педагогические основы контекстного образования
- Имитационно-игровые формы контекстного образования
- Психология мотивации образования
- Психолого-педагогические основы контекстного образования
- Психолого-педагогические проблемы становления новой образовательной парадигмы
Основные публикации: более 200 научных и научно-методических работ, в том числе
- Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991
- Новая образовательная парадигма и контекстное обучение, 1999
- Развитие мотивации студентов в контекстном обучении, 2000, в соавт.
- Менеджер в роли учителя, 2001, в соавт.
- Основы деятельности тьютора, 2002, в соавт.
- Психология мотивации студентов, в соавт.
Награды:
- Серебряная медаль ВДНХ за разработку концепции последипломного образования
- Нагрудный значок «За отличные успехи в работе» Гособразования СССР
- Ветеран труда
- Золотая медаль РАО «За достижения в науке»
- Медаль К.Д. Ушинского «За заслуги в области педагогических наук»
- Диплом и Золотая медаль Европейской научно-промышленной палаты «За исключительные профессиональные достижения».
- Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации.
Некролог на саете РАО - http://rusacademedu.ru/news/prezidium-akademii-s-priskorbiem-soobshhaet-o-konchine-akademika-rao-andreya-aleksandrovicha-verbickogo/
Некролог на сайте МПГУ - http://mpgu.su/novosti/ushel-iz-zhizni-andrej-aleksandrovich-verbickij/
- Ника Александровна Веселова, 25.02.2020