Кто есть кто
Галина Алексеевна Берулава
Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО.
Ректор ОЧУ ВО «Международный инновационный университет». Член экспертного совета по психолого-педагогическим наукам ВАК. Член Совета по высшему образованию при комитете по образованию и науке Совета Федерации.
Главный редактор журналов «Гуманизация образования», «Вестник Университета Российской академии образования».
Окончила докторантуру Психологического института РАО.
В 1981 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Совершенствование подготовки студентов педагогических институтов к созданию и применению экранно-звуковых средств в учебном процессе», в 1990 г. - докторскую диссертацию на тему «Развитие естественнонаучного мышления учащихся».
В 1993-1996 гг. - декан психолого-педагогического факультета Бийского государственного педагогического института (со дня основания факультета).
С 2002 г. член экспертного совета по психолого-педагогическим наукам ВАК РФ.
В 2007 г. избрана членом-корреспондентом РАО, в 2010 г. - действительным членом РАО.
Была руководителем Южного отделения Российской академии образования, Института образовательных технологий РАО, ФГБУ «Поволжско-Кавказский научный центр», АНО ВО «Университет российского инновационного образования», Черноморской гуманитарной академии.
Область научных интересов:
- методология психологии
- когнитивная психология
- психодидактика
- стили индивидуальности
- образ мира личности
- бессознательные стереотипы поведения
- психодиагностика
- психология личности
- возрастная психология
Основной научный вклад: «методологические основы высшего профессионального образования» сетевой парадигмы развития личности в высшей школе; обоснована методологическая платформа, в основе которой лежат выявленные психологические особенности жизнедеятельности личности в виртуальном информационном пространстве, позволяющие выстраивать отношения и взаимодействие в нем в соответствии с индивидуальными когнитивной, коммуникативной и эмоциональной стратегиями, на основе своих личностных особенностей, индивидуальных потребностей и мотивации. Разработанная теория сетевого образования обеспечивает оптимальную интеграцию традиционного и виртуального образовательного пространства. Разработаны учебно-методические пособия, позволяющие педагогам и психологам высшей школы соотносить различные теоретические концепции, технологии и методы диагностики с основными парадигмами развития личности.
Читает курсы:
- Психология общения
- Связь с общественностью
- Организационная психология
- Психология
- Психология деловых взаимоотношений
Основные публикации:
- Берулава Г.А., Берулава М.М. Поведенческие стереотипы с позиций теории сетевого образования: монография. Сочи: Международный инновационный университет, 2012
- Берулава М.Н., Берулава Г.А. Новая сетевая теория развития личности в информационном образовательном пространстве // Психологическая наука и образование. 2012. №1
- Берулава Г.А. и др. Роль стереотипов психической активности в развитии личности. М.: Нуманитарная наука, 2011
- Берулава Г.А. Инновационная сетевая парадигма обучения и воспитания студентов в условиях современного информационного пространства // Гуманизация образования. 2010. №4
- Берулава М.Н., Берулава Г.А. Методологические основы инновационной сетевой концепции развития личности в условиях информационного общества // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе. СПб, 2010
- Берулава Г.А. Методология современной психологии. M.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2009
- Берулава Г.А. Методологические ориентиры современной психологии. М.: УРАО, 2009
- Берулава Г.А. Психологические основы развития личности. М.: УРАО, 2009
- Берулава М.Н., Берулава Г.А. Методологические основы развития личности студента в вузе // Вестник Университета Российской академии образования. 2009. №4
- Berulava G. Psychology in Practice. Seattle, USA, 2008
- Берулава Г.А. Психодидактика. М: УРАО, 2006
- Берулава Г.А. Методологические основы практической психологии: учебное пособие. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003
- Берулава Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога: учебное пособие. М.: Высшая школа, 2003
- Берулава Г.А., Щербаха С.А. Влияние агрессивности личности на её отношение к правонарушениям: учебное пособие. Сочи: НОЦ РАО, 2003
- Берулава Г.А. Образ мира как мифологический символ: учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001
- Берулава Г.А. Стиль индивидуальности: теория и практика. Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 2001
- Берулава Г.А. Диагностика и развитие мышления подростков. М.: МАГО, 2000
- Берулава М.Н., Берулава Г.А. Концепция работы современной школы в русле парадигмы гуманизации образования. Сочи: НОЦ РАО, 1997
- Берулава М.Н., Берулава Г.А. Технология индивидуализации обучения на основе учета когнитивного стиля. Бийск: Науч.-изд. центр БиГПИ, 1996
- Психологические проблемы развития творческих способностей в условиях гуманизации образования: сборник научных трудов / отв. ред. Г.А. Берулава, И.Н. Семенов. М.: РПО, 1995
- Новые исследования проблемы когнитивных стилей в психологии: сборник научных трудов / отв. ред. Г.А. Берулава. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1995
- Современные проблемы психологии мышления: сборник научных трудов / отв. ред. Г.А. Берулава. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1994
- Гуманизация учебно-воспитательного процесса: тезисы выступлений участников международной научно-практической конференции «Гуманизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях различного типа» (28 февраля - 2 марта 1994 г.) / науч. ред. Г.А. Берулава, О.А. Зимовина. Бийск : Науч.-изд. центр БиГПИ, 1994
- Берулава Г.А. Тест естественнонаучного мышления: Для учащихся 8-х классов. Бийск: Науч.-изд. центр БиГПИ, 1993
- Берулава Г.А. Тест естественнонаучного мышления: Для учащихся 7-х классов. Бийск: Науч.-изд. центр БиГПИ, 1993
- Берулава Г.А. Диагностика и развитие мышления подростков. Бийск: Науч.-изд. центр БиГПИ, 1993
- Проблемы школьной психодиагностики: сборник научных трудов / отв. ред. Г.А. Берулава. Бийск: Бийский ГПИ, 1991
- Берулава Г.А. Психология естественнонаучного мышления: теоретико-экспериментальное исследование. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1991
- Берулава Г.А. Развитие естественнонаучного мышления учащихся. Томск, 1990
Награды:
- Лауреат премии Правительства РФ в области образования за создание цикла трудов «Формирование установок толерантного поведения и профилактика рисков ксенофобии в системе общего образования»
- медаль имени В.В. Давыдова РАО — за разработку современных и инновационных технологий в образовании (2024)
- Ирина Федоровна Сибгатуллина, 06.01.2019