18+
Выходит с 1995 года
23 декабря 2024

Кто есть кто

Татьяна Николаевна Сахарова

Татьяна Николаевна Сахарова

Москва

Кандидат психологических наук, профессор. Почетный работник сферы воспитания детей и молодежи РФ.

Директор Института педагогики и психологии, профессор кафедры психологии развития личности Московского педагогического государственного университета.

Член редколлегии журнала «Социальная работа».

Член Российского психологического общества, EuroPsy, Федерации психологов образования России, Международной академии наук педагогического образования, Союза социальных педагогов и социальных работников, Ассоциации практических психологов и коучей.

В 2000 году окончила факультет педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, в 2004 г. — аспирантуру МПГУ, в 2006 г. — программу переподготовки по специальности «Практическая психология», в 2016 г. — магистратуру по направлению подготовки 37.04.01 «Психология».

В 2004 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Особенности эмоционально-нравственной сферы личности на поздних этапах онтогенеза».

С 2000 г. работает на кафедре психологии развития личности МПГУ в должности ассистента, старшего преподавателя, доцента, профессора. С 2013 года декан факультета педагогики и психологии МПГУ, с 2020 директор Института педагогики и психологии МПГУ.

Профессиональные интересы:

  • развитие личности на разных возрастных этапах;
  • развитие личности на поздних этапах онтогенеза;
  • геронтопсихология;
  • смысловая сфера личности;
  • смысложизненные ориентации личности;
  • содержание и направленность смысложизненных ориентаций личности на разных возрастных этапах.

Руководила и принимала участие в исследовательских проектах и грантах: проект исследования подростковых групп в 2010 году; в гранте Министерства образования и науки РФ в 2010 – 2011 году «Международное взаимодействия и международная деятельность вузов РФ»; была заместителем руководителя проекта по выполнению Государственного задания по организационному обеспечению мероприятий, направленных на формирование профессиональных компетенций специалистов сферы дополнительного образования, организации отдыха и оздоровления детей и др.

Читает курсы:

  • Психология развития и возрастная психология;
  • Психология развития и личностно ориентированное консультирование (методологический семинар)
  • Геронтопсихология

Основные публикации:

  • Сахарова Т.Н. УМК «Технологии социально-психологической помощи на разных этапах онтогенеза» // Сборник программ магистерской подготовки по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование». – М.: Издательство «Аркти», 2011. – С. 50 – 69.
  • Сахарова Т.Н. УМК «Гендерная психология и гендерный подход в воспитания» // Сборник программ магистерской подготовки по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование». – М.: Издательство «Аркти», 2011. – С. 159 – 174.
  • Сахарова Т.Н. Особенности смысложизненных ориентаций людей зрелого возраста // Развитие личности. – 2011. – № 4. – С. 102 – 117.
  • Сахарова Т.Н. Возрастная динамика смысложизненных ориентаций личности // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2012. – Том 8. №10.2. – С. 127 – 134.
  • Сахарова Т.Н. Смысложизненные ориентации людей пожилого возраста // Развитие личности. – 2012. – № 2. – С. 193 – 204.
  • Сахарова Т.Н. Ядерные основания смысложизненных ориентаций личности // Перспективы науки. – 2013. – № 3 (42). – С. 240 – 243.
  • Сахарова Т.Н. Вопросы становления смысложизненных ориентаций личности в онтогенезе // Reports Scientific Society scientific and practical journal, Thailand. – 2013. – P. 139 – 141.
  • Сахарова Т.Н. Особенности смысложизненных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте // Среднее профессиональное образование. – 2013. – № 8. – С. 37 – 40.
  • Сахарова Т.Н. Возрастная динамика смысложизненных ориентаций личности // Reports Scientific Society scientific and practical journal, Kipr. – 2013.
  • Tatiana Sakharova Life-sense Orientations in Adolescence and Early AdulthoodOriginal Research Article, Pages 302-307 Procedia – Social and Behavioral Sciences Volume 146, Pages 1-486 (25 August 2014); Third Annual International Conference «Early Childhood Care and Education»
  • Леванова Е.А., Сахарова Т.Н. Опыт реализации магистерской программы «Технологии здоровьесбережения в образовании» по направлению «Психолого-педагогическое образование» // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2014. – Том 10, №3.2. – С.145 – 148.
  • Сахарова Т.Н. Особенности смысловой сферы личности в молодости // Педагогическое образование: вызовы XXI века. Сборник научных статей международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию со дня рождения академика В.А. Сластенина. – 2015. – С. 229-234.
  • Сахарова Т.Н., Чурилова Е.Е. Валерия Мухина. Личность. Ученый. Практикующий психолог // Развитие личности. – 2015. – №1. – С. 12-21.
  • Сахарова Т.Н. Влияние включенности в профессиональную деятельность на особенности смысложизненных ориентаций студентов педагогического вуза // Журнал «Школа Будущего», М., издательство РО Школа Безопасности, 2015. – №6. – С.28-33.
  • Сахарова Т.Н. Роль включенности в профессиональную деятельность на особенности смысложизненных ориентаций студентов педагогического вуза // Сборник материалов XI международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века»: Теория и практика современной психологии 7-8 апреля 2016. – С. 92-96.
  • Сахарова Т.Н., Пужаев В.В., Дементьев В.Л. Проблемы смысложизненных ориентаций личности спортсмена // Вестник Московского университета МВД России. – 2017. – № 4. – С. 276-279.
  • Сахарова Т.Н., Уманская Е.Г., Цветкова Н.А. Геронтопсихология: Учебник с практикумом. – 2-е изд., испр. и доп. / Под общ. ред. Т.Н. Сахаровой. – М.: МПГУ, 2018. – 365 с.
  • Сахарова Т.Н. Peculiarities of Life-Meaning Orientations of Mature People // Сибирский федеральный университет. Серия: Гуманитарные науки. – 2019. – Т. 12. – №2. – С. 217-230.
  • Sakharova T.N. Peculiarities of Life-Meaning Orientations of Mature People // Сибирский федеральный университет. Серия: Гуманитарные науки. – 2019. – Т. 12. – №2. – С. 217-230.
  • Методические материалы для реализации обучения по программе «Психологическое сопровождение развития личности в условиях организации отдыха детей и их оздоровления» / сост. Т.Н. Сахарова, Е.Г. Уманская, Н.А. Цветкова. – М.: МПГУ, 2020.
  • Сахарова Т.Н. и др. Организация деятельности психолого-педагогических классов. – М.: Академия Минпросвещения России, 2021. – 392 с.
  • Сахарова Т.Н., Тамарская Н. В., Стремилова О. В., Батаева М.Д. Стратегии компетентностного развития специалистов по работе с молодежью // Ярославский педагогический вестник. – 2021. – №2. – С. 26-32.
  • Сахарова Т.Н., Дубицкая Е.А. История становления и векторы развития психолого-педагогического образования (к 100-летию открытия педагогического факультета при 2-м МГУ) // Педагогика и психология образования. – 2021. – С. 9-23.
  • Сахарова Т.Н. и др. Исследование связи школьной успеваемости со способностью к самоконтролю у младших школьников // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2021. – №3. – С. 76-85.
  • Сахарова Т.Н. Исследование связи адаптации и субъективной оценки самоконтроля младших школьников // Казанский педагогический журнал. – 2021. – № 3 (146). – С. 224-233.
  • Беловол Е.В., Мелков С.В., Пучкова Е.Б., Сахарова Т.Н., Подымов Н.А. Теоретические подходы к разработке и апробации опросника «Профиль гражданской идентичности личности» // Педагогика и психология образования. – 2021. – №4. – С. 101-123.
  • Беловол Е.В., Мелков С.В., Сахарова Т.Н. Особенности гражданской идентичности российских подростков (на примере отдыхающих в международном детском центре «Артек») // Интеграция образования. – 2022. – Т. 26. – № 2 (107). – С. 363-385.
  • Сахарова Т.Н., Уманская Е.Г., Цветкова Н.А. Организация воспитательной деятельности в образовательных учреждениях: формирование гражданской идентичности, ценностных ориентаций и внутренней позиции личности подростков: учебно-методическое пособие. – М.: МПГУ, 2023. – 47 с.
  • Сахарова Т.Н. и др. Воспитательная работа в педагогическом вузе: концептуальные основы. – М., 2023.
  • Сахарова Т.Н., Тамарская Н.В. Разработка современных педагогических подходов к образованию и воспитанию детей и молодежи // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2023. – №4. – С. 38–41.
  • Сахарова Т.Н., Цветкова Н.А. Инновационные подходы к образованию и воспитанию детей поколений Z и ? в контексте особенностей их психологических характеристик // Педагогика и психология образования. – 2024. – №1.

Награды:

  • Благодарность за активное содействие деятельности общероссийского движения «Дети России Образованы и Здоровы». 2013 г.;
  • Благодарность за активное участие в организации и проведении конференции VIII Межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области педагогики, психологии, социокультурной антропологии. 2013 г.;
  • Благодарность за участие в проведении единого государственного экзамена как организаторов ЕГЭ в образовательных учреждениях города Москвы в мае – июне 2014 года. 2014 г.;
  • Благодарность за высокий профессионализм и креативность в проведении студенческого семинара-тренинга «Адаптив 2014». 2014 г.;
  • Благодарность за активное участие в организации и проведении конференции IX Межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области педагогики, психологии, социокультурной антропологии. 2014 г.;
  • Благодарственная грамота от ФГБУ «Роспатриотцентр» за организацию участия студентов и преподавателей ФПП МПГУ в проведении профильной смены «70 лет Победы». 2015 г.;
  • Благодарность за помощь в реализации социально значимых проектов Ассоциации волонтерских центров от ректора А.Л. Семенова. 2015 г.;
  • Благодарность за сотрудничество в организации проекта Школы Аниматора. 2015 г.;
  • Благодарственное письмо за качественную работу по организации образовательного процесса на вверенном факультете, своевременное выполнение учебного планирования, высокую исполнительную дисциплину от ректора А.Л. Семенова. 2015 г.;
  • Участие в организации молодежного образовательного добровольческого форума «Доброе Лето – 2016» 2016 г.;
  • Благодарность за практикумы для Уполномоченных по правам ребенка в рамках проведения Слета Детских общественных советов при Уполномоченных по правам ребенка в Центральном Федеральном округе Российской Федерации в период с 10 по 13 марта 2016 года на базе ГБПОУ «Воробьевы горы» образовательной центр «Команда» 2016 г.;
  • Благодарность за помощь в организации и проведении курсов повышения квалификации «Организация добровольческой деятельности детей, подростков и молодежи» 2016 г.;
  • Благородность за поддержку в проведении мероприятия «Соревнование по интеллектуальному и творческому развитию молодежи» от представительства ассоциации молодежи Монголии в Российской Федерации в лице клуба «Ле Мон» «Вечное небо» союз монгольских братьев ОАО в Москве. 2016 г.;
  • Благодарственное письмо за подготовку участников в региональном конкурсе выпускных квалификационных (дипломных) работ бакалавров, специалистов, магистров всех форм обучения по педагогическим и психолого-педагогическим специальностям и направлениям подготовки от директора филиала ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» в г.Воткинске, В.В. Похомова, 2016 г.;
  • Благодарность за многолетний содержательный диалог, профессиональный интерес и значительный вклад в становление и развитие факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета от и.о. ректора МПГУ А.В.Лубкова, 2017 г.;
  • Почетная грамота за активное и плодотворное сотрудничество в области профессиональной подготовки специалистов для органов внутренних дел Российской Федерации от начальника Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, генерал-лейтенанта полиции И.А.Калиниченко, 2017 г.
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»