Кто есть кто
Валерий Александрович Якунин
Доктор психологических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РФ.
Профессор кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета.
Поступил на отделение психологии философского факультета Ленинградского университета в 1964 г., а закончил уже факультет психологии ЛГУ - в 1969 г. Был первым Ленинским стипендиатом факультета на протяжении всего периода обучения. Там же обучался в аспирантуре с 1969 по 1972 год.
Кандидатскую диссертацию на тему «Формирование психологии как экспериментальной науки» защитил в 1973 г., докторскую диссертацию на тему «Психологические основы управления учебно-познавательной деятельностью студентов» - в 1989 г.
С 1972 г. работал на факультете психологии Ленинградского – ныне Санкт-Петербургского университета вначале ассистентом, затем доцентом и профессором кафедры педагогики и педагогической психологии. 30 лет, с 1984 по 2014 гг. был заведующим кафедрой. С 1976 по 1980 гг. исполнял обязанности заместителя декана по учебно-воспитательной работе со студентами. Был ответственным секретарём приёмной комиссии факультета психологи, а в 1982-1983 гг. – первым заместителем ответственного секретаря Центральной приёмной комиссии всего университета. Всего же университету В.А. Якунин В.А. отдал ровно 50 лет жизни, в 2015 г. он по состоянию здоровья вышел на пенсию.
Научные интересы:
- теория педагогики
- история педагогики
- история психологии
- возрастная психология
- педагогическая психология
- психология и педагогика высшей школы
- образовательный менеджмент
Читал курсы лекций для студентов и аспирантов:
- История психологии
- Педагогическая психология
- Педагогика
Занимая с 1984 года должность заведующего кафедрой, В.А Якунин проявил себя как умелый организатор учебной и научно-исследовательской работы. Следует отметить, что кафедра педагогики и педагогической психологии оказалась в числе первых учебно-научных подразделений страны, где был реализован комплексный (междисциплинарный) и системный подходы к изучению проблем обучения человека на разных этапах его развития. В этот период были развёрнуты широкомасштабные исследования в области психологии и педагогики высшей школы, коорые помогли раскрыть многие общие и частные закономерности обучения студентов, их профессионального становления и личностного развития. В своих ратотах Валерий Александрович рассмтривает обучение в воспитание с позиций системного подхода и теории управления, что позволяет реализовать переход научных изысканий на новый теоретический и методологический уровень.
С начала 90-х годов В.А. Якунин принимал активное участие в работе диссертационных советов при СПбГУ и других вузов г. Санкт-Петербурга, а с 1992 и по 2012 годы, т.е. на протяжении 20 лет, был председателем докторского диссертационного совета на факультете психологии СПбГУ по специальностям 13.00.01 общая педагогика и история образования и 19.0013 психология развития, акмеология.
Основные публикации: автор145 научных, учебных и учебно-методических работ
- Методы системного педагогического исследования (1980)
- Развитие психологии в XVII – XIX веках (1982)
- Психологические воззрения в античную эпоху (1983)
- Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов (1983, в соавт.)
- Развитие психологии внутри естествознания (1985)
- Психология управления учебно-познавательной деятельностью студентов (1986)
- Математические модели в психолого-педагогических исследованиях (1988)
- Обучение как процесс управления. Психологические аспекты (1988)
- Психология педагогической деятельности (1990)
- Современные методы обучения в высшей школе (1991)
- Педагогика. Теория обучения (1993)
- Психология учебной деятельности студентов(1994)
- Педагогика и психология высшего образования (1996)
- Педагогическая психология(1998, 2000)
- История психологии(1998, 2001)
Награды:
- Почётная грамота Ученого Совета СПбГУ за педагогическое мастерство
- звание «Заслуженный деятель науки Российской федерации»
- Рита Залимгеривна Сабанчиева, 02.03.2020