Кто есть кто
Анатолий Николаевич Воронин
Доктор психологических наук, профессор.
Главный научный сотрудник лаборатории психологии речи и психолингвистики Института психологии РАН. Член Ученого совета ИП РАН. Преподаватель кафедры экспериментальной психологии и психодиагностики факультета психологии Государственного академического университета гуманитарных наук.
Член диссертационных советов Института психологии РАН. Эксперт Российского научного фонда.
В 1987 году окончил факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
В 1993 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Диагностика аттенционных способностей школьников старших классов», в 2004 году - докторскую диссертацию на тему «Интеллект и креативность в совместной деятельности».
С 1987 г. стажировался и работал в Институте психологии РАН.
Область научных интересов:
- психология интеллекта и креативности,
- психология способностей,
- психодиагностика.
Научные интересы А.Н. Воронина лежат в области малоизученных видов совместной деятельности, в том числе и интеллектуальной, включенной в большинство современных видов профессиональной и учебной деятельности. Выявленные психологические закономерности проявления интеллекта и креативности в совместной интеллектуальной деятельности демонстрируют существенную зависимость интеллектуального потенциала человека от социальных условий и его ситуативную изменчивость.
Основные публикации: более 170 работ, в том числе
- Воронин А.Н. и др. Субъектность и жизнеспособность сетевых сообществ в дискурсивном пространстве интернета. М., 2020; 2-е изд., доп. и перераб. М., 2021.
- Воронин А.Н. и др. Когнитивная психология. Учебник для вузов. М., 2002; М. – Саратов, 2019.
- Воронин А.Н. Дискурсивные способности в совместной интеллектуальной деятельности. М., 2018.
- Воронин А.Н., Горюнова Н.Б. Когнитивный ресурс: структура, динамика и развитие. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. 247 с.
- Воронин А. Н. Дискурсивные способности: теория, методы изучения, психодиагностика. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. 176 с.
- Воронин А.Н. и др. Дискурс в современном мире. М.: ИП РАН, 2011.
- Воронин А.Н. и др. Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам: коллективная монография. М.: ИП РАН, 2011.
- Бирюков С.Д., Воронин А.Н., Горюнова Н.Б., Дорофеев Е.Д. Психологические основы классификации специальностей гуманитарного профиля: коллективная монография. М., 2009.
- Воронин А.Н. Интеллектуальная деятельность: проявление интеллекта и креативности в реальном взаимодействии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. T. 3. №3. C. 35–58.
- Воронин А.Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004, 270 с.
- Воронин А.Н, Трифонова И.Г. Соотношение сходства / различия личностных особенностей учителя и ученика с креативностью учащихся // Психологический журнал. 2003. №6. С. 77-85.
- Воронин А.Н. и др. Психология XXI века. Учебник для вузов. М., 2003.
- Воронин А.Н. и др. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. СПб, 2001.
- Воронин А.Н., Сафонцева С.А. Влияние экстраверсии-интроверсии на взаимосвязь интеллекта и креативности // Психологический журнал. 2000. №5. С. 56-64.
- Воронин А.Н. и др. Психология. Учебник для технических вузов. СПб, 2000.
- Воронин А.Н. и др. Психология. Учебник для экономических вузов. СПб, 2000.
- Воронин А.Н. и др. Современная психология: справочное руководство. М., 1999.
- Воронин А.Н., Габриелян Н.А. Интеллект как модератор проявления личностных особенностей в ситуациях группового взаимодействия // Интеллект и творчество: сборник научных статей. М.: Изд-во Института психологии РАН, 1999. С. 49-60.
- Воронин А.Н., Габриелян Н.А. Социально-психологический тренинг как метод исследования личностных особенностей // Психологическое обозрение. 1996. №2(3). С. 37-42.
- Воронин А.Н. и др. Психология предпринимательской деятельности. Развитие российского предпринимательства в начале 1990-х годов. М.: ИП РАН, 1995.
- Воронин А.Н. Диагностика невербальной креативности (краткий вариант теста Торренса) // Психологическое обозрение. 1995. №1. С. 21-33.