18+
Выходит с 1995 года
26 декабря 2024

Кто есть кто

Алла Дамировна Андреева

Алла Дамировна Андреева

Москва

Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник.

Заведующая лабораторией научных основ детской практической психологии Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований.

В 1982 г. окончила факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

В 1989 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Особенности отношения к учению подростков и старших школьников».

С 2008 г. заведует лабораторией научных основ детской практической психологии Психологического института Российской академии образования (с 2023 г. - Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований).

Работала в лаборатории модернизации психологической службы системы образования Московского государственного психолого-педагогического университета.

Алла Дамировна — активный участник эксперимента по введению преподавания психологии в средней школе, курировала научно-практическую деятельность городской экспериментальной площадки «Преподавание психологии как учебного предмета на всех этапах школьного обучения» (на базе Южного окружного управления образования г. Москвы).

На протяжении ряда лет является экспертом Московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы».

Научная деятельность:

А.Д. Андреева внесла существенный вклад в психологию развития и педагогическую психологию, проводя исследования в области социализации детей дошкольного возраста, мотивации учения и эмоционального отношения к школе и учению подростков и старшеклассников. Участвовала в разработке проблемы воспитания психологической грамотности и психологической культуры школьников, являясь соавтором комплекта учебных и учебно-методических пособий «Система воспитания психологической культуры в школе» (под ред. И.В.Дубровиной).

Основные публикации: автор более 180 работ, в том числе

  • Психология: учебник для студентов СПО / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан, А.Д. Андреева. М.: Академия, 2013 (11-е изд.), 2015, 2017, 2018, 2019, 2021 (18-е изд., испр.), 2023 (19-е изд., испр.).
  • Психология школьного детства: сравнительно-исторический анализ : коллективная монография / А.Д. Андреева и др. М.: Акрополь, 2023. 210 с.
  • Особенности внутренней позиции взрослого у современных учащихся раннего юношеского возраста / А.Д. Андреева, Л.А. Бегунова, А.Г. Лисичкина // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. №2. C. 58-69.
  • Образ собственного будущего у старшеклассников и студентов колледжа / А.Д. Андреева // Психолого-педагогические исследования. 2022. Том 14. №2. С. 3-18.
  • Психологический образ детства в исторической трансспективе российского общества (20-е годы XX века - 20-е годы XXI века) / А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, И.В. Дубровина. М.: Акрополь, 2021. 151 с.
  • Отношение к учению в разные периоды развития российского школьного образования / А.Д. Андреева // Культурно-историческая психология. 2021. Том 17. №1. С. 84–92.
  • Российские подростки эпохи позднего СССР и современного российского общества / П.А. Сергоманов, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова // Вопросы психологии. 2020. Том 66. №4. С.40-53.
  • Современная образовательная среда ребенка: семья и школа / А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, И.В. Дубровина. М.: Акрополь, 2019. 262 с.
  • Культурная традиция обращения взрослых к ребенку раннего возраста как проекция образа детства / А.Д. Андреева, А.Г. Лисичкина // Теоретическая и экспериментальная психология. 2019. Том 12. №1. С. 15-23.
  • Становление институционального образа детства в новейшей истории российского общества / А.Д. Андреева // Научный диалог. 2017. №8. С. 342-355.
  • Становление способности к децентрации в дошкольном возрасте / А.Д. Андреева // Теоретическая и экспериментальная психология. 2016. Том 9. №4. С. 39-52.
  • Психолого-дидактические условия формирования психологической грамотности учащихся начальной школы / А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова // Вестник Мининского университета. 2015. №1(9).
  • Родительский перфекционизм как мотивационная основа воспитания и образования детей// Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. Том 8. №1. С. 40-48.
  • Особенности психологического развития дошкольников в современных цивилизационных условиях // Вестник Мининского университета. 2013. №2. 2013.
  • Школьный психолог в условиях модернизации российского образования // Вестник Мининского университета. 2013. №4.
  • Изучение психологии в школе как основа воспитания психологической культуры учащихся / А.Д. Андреева, И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова // Век психологии. К 100-летию Психологического института РАО. 1912-2012: материалы конференции. СПб: Нестор-История, 2012.
  • Программа и поурочные планы учебного курса «Психология» для учащихся 3-11 классов / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан, А.Д. Андреева // Преподавание психологии в современной общеобразовательной школе / Под ред. И.В.Дубровиной. СПб: Нестор-История. 2011. С. 106-120.
  • О возрастных границах детского эгоцентризма // Психолог в детском саду. 2011. №4. С. 24-40.
  • Словарь для начинающего психолога / сост. А.Д. Андреева и др. 2-е изд. СПб: Питер, 2006, 2010. 157 с.
  • Современный дошкольник: возрастные нормы и жизненные реалии // Психолог в детском саду. 2010. №2. 2010. С. 3-18.
  • Семья как основной институт социализации в раннем и дошкольном детстве // Вестник практической психологии образования. 2008. №2(15) – С. 54-64.
  • Психология. 10 класс: учебно-методическое пособие / А.Д. Андреева и др. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004, 2008. 334 с.
  • Психология. XI класс: учебное пособие / А.Д. Андреева и др. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2006, 2008. 430 с.
  • Психология. 8 класс: учебное пособие / А.Д. Андреева и др. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002, 2008. 270 с.
  • Преподавание психологии в школе. 3-11 классы: учебно-методическое пособие / А.Д. Андреева и др. 2-е изд., испр. и доп. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2007. 798 с.
  • Психология. III-IV классы: учебное пособие для начальной школы: учебно-методическое пособие / А.Д. Андреева и др. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004, 2007. 223 с.
  • Психология. 5 класс: учебное пособие / А.Д. Андреева и др. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001, 2007. 238 с.
  • Психология. 6 класс: учебное пособие / А.Д. Андреева и др. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001, 2007. 206 с.
  • Психология. 9 класс: учебное пособие / А.Д. Андреева и др. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. 286 с.
  • Психология: учебное пособие: VII класс: учебно-методическое пособие / А.Д. Андреева и др. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. 239 с.
  • Руководство практического психолога: психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы: методическое пособие / А.Д. Андреева и др. М.: Academia, 1998 (3-е изд.), 2000 (4-е изд.). 157 с.
  • Я работаю психологом… Опыт, размышления, советы / Андреева А.Д. и др. М.: Сфера, 1999. 252 с.

Награды:

  • лауреат Премии Президента РФ в области образования (1996)
  • лауреат Премии Правительства РФ в области образования (2006),
  • медаль «850-летие Москвы» (1997).
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
Поздравления с днём рождения
  • Елизавета Леонидовна Калинина

    Поздравляю Вас с Днем рождения, уважаемая Алла Дамировна! Желаю профессиональных побед, непрерывного развития и большого личного счастья! Пусть сбываются заветные мечты!

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»