Кто есть кто
Валерий Иванович Кабрин
Доктор психологических наук, профессор. Почетный работник высшего профессионального образования РФ.
Руководитель научной инновационной лаборатории психологических практик, старший научный сотрудник учебно-исследовательской лаборатории экспериментальной психологии, профессор кафедры психологии личности факультета психологии Национального исследовательского Томского государственного университета.
Член редколлегии «Сибирского психологического журнала».
Член Российского психологического общества.
В 1971 г. окончил факультет психологии Ленинградского государственного университета.
В 1978 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Исследование самореализации личности в структуре коммуникативного мира», в 1993 г. — докторскую диссертацию на тему «Коммуникативное развитие человека как личности».
С 1971 г. работает в Томском государственном университете ассистентом, доцентом, профессором, заведующим кафедрой педагогики и психологии, заведующим лабораторией социальной психологии, деканом факультета психологии и заведующим кафедрой социальной и гуманистической психологии факультета психологии ТГУ, профессором кафедры психологии личности. Основатель и научный руководитель лаборатории психологических практик.
В 1972-1973 гг. служил в армии, в 1981-1983 гг. преподавал в Центральном университете на Кубе (г. Санта-Клара).
Научные интересы:
- психология человеческой коммуникации
- трансперсональная психология
- ноэтическая антропологическая психология.
Автор коммуникативного подхода к личности и научного направления «ноэтическая психологии», метода моделирования коммуникативных миров, методики психосемантического графа, тренингтеста транскоммуникативного состояния, практикума ноэтической психологии, ориентированной на духовное развитие личности.
Спроектировал студию транскоммуникативного дизайна с целью поиска креативных решений через гармонизацию ритмов жизни разных уровней (групповая спонтанная игра на ударных инструментах, создание «живых» мандал, медитативные путешествия в динамике психоэнергетических, информационных, пространственных и временных масштабов, креативное проектирование).
Ведущий классической группы встреч — поддержание и развитие основ гуманистической психологии и психотерапии: раскрытие эмпатического потенциала, актуализация инициативы, творчества, сензитивности и смелости формирования аутентичных отношений с Другими и с собой, формирование потребности в самосовершенствовании и самоизменении; ориентация на помощь и поддержку Другим и себе.
Разработал комплексный проект «Психологический потенциал достижений» — авторские методики раскрытия и активной самодиагностики эйдетических, ментальных и коммуникативных ресурсов личности, ориентированной на высшие достижения в избранной деятельности. Проект реализуется на актуальном для инноваций принципе — развитие возрастающей потребности в достижениях через активное самопознание и самодиагностику в групповом контексте;
Разработал ноэтический практикум — актуализация многомерного духовного мира личности в переживаниях катарсиса, импринтинга, экстаза, инсайта, дающих качественно новое осознание духовной свободы в психоэнергетике, эйдетике, психологических пространстве и времени. Обучение основам духовной коммуникабельности с неочевидной повседневностью в контексте групповой работы;
Ведет группы супервизии профессионально-личностного роста (коммуникативно-экзистенциальная модификация балинтовской группы) — на основе глубокого погружения в индивидуальные профессионально-личностные проблемы участников через особую артикуляцию транскоммуникативных процессов в группе. Обучение культуре выслушивания, формирования вопросов, создания авторских версий и понимания плюралистического контекста исследуемой проблемы.
Гранты:
- РГНФ «Коммуникативный стресс студента: феноменология, закономерности динамики и факторы трансформации» (1998-2000 гг.)
- Институт «Открытое общество» «Создание межрегиональных исследовательских и научно-образовательных гуманитарных программ» (2002-2003 гг.)
- ФЦП «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001-2005 гг.)
- РГНФ «Развитие исследований ментальности «Интернет-лаборатория РИМ»» (2001-2006 гг.)
- ФЦП «Разработка, апробация и внедрение комплекса программ и технологий диагностики и формирования мотивации к инновационной деятельности молодежи в системе непрерывного профессионального образования (сетевой проект» (2006-2010 гг.)
- ФАО «Разработка, апробация и внедрение комплекса программ и технологий диагностики и формирования мотивации к инновационной деятельности молодежи в системе непрерывного профессионального образования» (2008-2010 гг.)
- РГНФ «Сравнительный анализ творческого потенциала участников коммуникативно-образовательных пространств различных культур (2009-2010 гг.)
Читает курсы:
- Коммуникативный подход в психологии
- Психология творческой коммуникации
Основные публикации:
- Кабрин В.И. и др. Когнитивное индивидуальное образовательное пространство: технологии изучения и построения стратегий конструирования: монография. – Томск : Изд-во Томского гос. ун-та, 2022. – 233 с.
- Кабрин В.И. и др. Новые психологические контексты становления личности в меняющемся мире. – Томск, 2017.
- Краснорядцева О.М., Кабрин В.И., Муравьева О.И., Подойницина М.А., Чучалова О.Н. Психологические практики диагностики и развития самоэффективности студенческой молодежи. – Томск, 2014.
- Кабрин В.И. и др. Человек как субъект и объект медиапсихологии. – М., 2011.
- Транскоммуникация: преобразование жизненных миров человека / Под ред. В.И. Кабрина. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. – 400 с.
- Кабрин В.И. Вместо введения: парадигма и тезаурус коммуникативного подхода в психологии // Транскоммуникация: преобразование жизненных миров человека / Под ред. В.И. Кабрина. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. – С. 10-44.
- Кабрин В.И. Ноэтическая природа транскоммуникативной потенциализации базовых человеческих отношений в образовании // Транскоммуникация: преобразование жизненных миров человека / Под ред. В.И. Кабрина. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. – С. 334-381.
- Кабрин В.И. Ценностные основания психологической науки и психология ценностей. – М.: ИП РАН, 2008.
- Коммуникативное измерение в психологической антропологии: Коллективная монография / Под ред. В.И. Кабрина. – Томск: «Иван Федоров», 2007. – 336 с.
- Кабрин В.И. Транскоммуниктивный мир человека в постметодологической перспективе психологической антропологии // Коммуникативное измерение в психологической антропологии. Коллективная монография / Под ред. В. И. Кабрина. – 2007. – №1. – С. 279-290.
- Кабрин В. И. Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности: теория, методы, исследования. – М.: Смысл, 2005. – 247 с.
- Быстрова А.Н., Видгоф В.М., Доманский В.А., Кабрин В.И. Современное образование в контексте целостного подхода. К обоснованию метода эстетико-продуктивной педагогики. – Томск, 2005.
- Кабрин В.И. Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе. Коллективная монография / Под ред. В.И. Кабрина и О.И. Муравьевой. - Томск: Издательство Томского государственного университета, 2004. – С. 141-153.
- Личность в парадигмах и метафорах: ментальность-коммуникация-толерантность / Под ред. В.И. Кабрина. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. – 262 с.
- Кабрин В. И. Личность как встреча // Личность в парадигмах и метафорах: ментальность — коммуникация — толерантность / Под ред. В. И. Кабрина. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. – С. 73-102.
- Кабрин В. И., Янцен К. И. Социально-психологические особенности ментальности университетской молодежи (субкультурное исследование) // Личность в парадигмах и метафорах: ментальность — коммуникация — толерантность / Под ред. В. И. Кабрина. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. – С. 161-182.
- Кабрин В.И. и др. Комплексная подготовка педагога-исследователя. – Томск, 2001.
- Психологический универсум образования человека ноэтического / Под науч. ред. Кабрина В.И., Мещеряковой Э.И. – Томск, 1999. – 383 с.
- Кабрин В.И. Транскоммуникация и личностное развитие: психология коммуникативного развития человека как личности. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 1992. – 256 с.
Награды:
- Медаль за заслуги перед Томским государственным университетом (2003)
- Почетная медаль к 400-летнему юбилею г. Томска (2004)
- Почетная грамота Российского психологического общества за вклад в психологическую науку (2007)
- Золотая медаль Международной образовательной выставки «УЧСИБ-2008» за учебно-методическое пособие «Развитие психологического потенциала достижений личности» (2008)
- «Развитие психологии в Сибири: история, современное состояние и перспективы», исследовательский проект (в номинации «Коллективный вклад в становление единого профессионального сообщества России», 2005 г.), победитель