Кто есть кто
Виктория Соломоновна Юркевич
Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник.
Профессор кафедры возрастной психологии им. Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования, ведущий научный сотрудник центра прикладных психолого-педагогических исследований Московского государственного психолого-педагогического университета. Научный руководитель лицея для одарённых детей № 1524 г. Москвы.
В 1966 г. окончила Оренбургский педагогический институт им. В.П. Чкалова, затем аспирантуру Психологического института РАО.
В 1973 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Изучение индивидуальных различий в способности к саморегуляции».
Область профессиональных интересов: работа с одаренными детьми.
В течение многих лет работала в лаборатории психологии одаренности Психологического института РАО.
Руководила лабораторией психологии одаренных детей МГППУ, Московским городским центром по работе с одаренными детьми.
Консультант известных московских школ: школы «Интеллектуал», школы 57, Ломоносовской школы.
Основные публикации:
- Потребностно-инструментальный подход в обучении одаренных детей и подростков / Юркевич В.С. // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. №6. С. 128-138.
- От детской одаренности к реальному таланту: проблема «перехода» / Юркевич В.С. // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10. №4. С. 33-43.
- Интеллект, креативность и успешность решения задач учащимися среднего школьного возраста в компьютерной игре «PLines» / Юркевич В.С. // Экспериментальная психология. 2020. Том 13, №1. С. 122–137.
- Феномен лжи в детском возрасте: амбивалентный подход / Юркевич В.С. // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9, №1. С. 114–124.
- Возможности компьютерной игры «Plines» как инструмента диагностики комплексов когнитивных способностей школьников / Юркевич В.С. // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7, №3. С. 38–52
- Интеллектуальная одаренность и социальное развитие: противоречивая связь / Юркевич В.С. // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7, №2. С. 28–38
- Развитие познавательной потребности у школьников в процессе обучения / Ермаков С.С., Юркевич В.С. // Современная зарубежная психология. 2013. Т. 2. №2. С. 87–100.
- Нужны ли школы для одаренных детей: за, против, воздержаться… / Юркевич В.С. // Директор школы. 2012. №5.
- Одаренные дети: сегодняшние тенденции и завтрашние вызовы / Юркевич В.С. // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16, №4. С. 99–108.
- Круглый стол по проблемам работы с одаренными и мотивированными детьми в Брянске / Юркевич В.С. // Вестник практической психологии образования. 2011. Том 8, №1. С. 32–34.
- Теория и практика работы с одаренными детьми / Юркевич В.С. // Вестник практической психологии образования. 2011. Том 8, №1. С. 9–15.
- Современные проблемы работы с одаренными детьми / Юркевич В.С. // Психолого-педагогические исследования. 2010. Том 2, №5.
- Одаренные дети и интеллектуально-творческий потенциал общества / Юркевич В.С. // Психологическая наука и образование. 2009. Том 14, №4. С. 74–86.
- О потребности в умственной деятельности / Юркевич В.С. // Современное дошкольное образование. 2008. №4.
- Организация школы для особо одаренных детей и подростков / Юркевич В.С. // Психологическая наука и образование. 2004. Том 9, №2. С. 92–96.
- «Круглый стол» по проблемам раннего развития детей / Юркевич В.С. // Вопросы психологии. 2002. №6.
- Опыт развития креативности у одаренных детей и подростков / Юркевич В.С. // Народное образование. 2001. №2.
- Конференция по проблемам одаренности / Юркевич В.С., Панов В.И. // Вопросы психологии. 2001. №3.
- А.Н. Колмогоров и проблема развития математической одаренности / Юркевич В.С. // Вопросы психологии. 2001. №3.
- Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Книга для учителей и родителей / В.С. Юркевич. М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. 128 с.
- Развитие творческой активности школьников / Юркевич В.С. М.: Педагогика, 1991. 160 с.
- Одаренность: дар или испытание / В.Э. Чудновский, В.С. Юркевич. М.: Знание, 1990. 75 с.
- О работе межинститутского семинара по проблемам способностей / Юркевич В.С. // Вопросы психологии. 1986. №1.
- Методы психологической диагностики / Петровский А.В., Юркевич В.С. // Вопросы психологии. 1985. №4.
- Критический анализ теорий личности в зарубежной психологии / Петровский А.В., Юркевич В.С. // Вопросы психологии. 1983. №5.
- Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьника Юркевич В.С. // Вопросы психологии. 1980. №2.
- Светлая радость познания / В.С. Юркевич. М.: Знание, 1977. 64 с.
Награды:
- Лауреат Государственной премии Правительства РФ в области образования (1999)
- Золотой знак «Пси»
- «Рабочая концепция одаренности», печатное издание (в номинации «Проект года в психологической практике», 2003 г.), номинант
- Татьяна Александровна Ермолаева, 11.08.2024