Кто есть кто
Татьяна Петровна Зинченко
Доктор психологических наук, профессор.
Профессор Санкт-Петербургского государственного университета.
Действительный член Нью-Йоркской академии наук, член Европейской ассоциации когнитивной психологии.
В 1983 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Функциональная структура опознания».
Проводила анализ когнитивных процессов, в том числе внимания и памяти, в частности, изучала процессы селективной интерференции в структуре внимания. Показала специфичность формирования когнитивных карт в контексте решаемых индивидом задач, связанных с профессиональной, в частности операторской, деятельностью. Проведя обширный цикл исследований перцептивных процессов в интересах построения информационных моделей, обратилась к построению основ когнитивной эргономики (проект, к сожалению, ею не завершенный).
На основе многолетних научно-исследовательских разработок в области психодиагностики и профессионального отбора вместе с А.А. Фрумкиным разработала метод решения задач профессиональной психодиагностики — Автоматизированную систему профессиональной психодиагностики (Автоматизированную систему психологического сопровождения деятельности). В его основе лежит использование знаний экспертов (производится опрос наиболее опытных специалистов) для построения психологического эталона специальности. В соответствии с полученным эталоном осуществляется подбор диагностических методик (из банка более 35 методик, которые диагностируют более 60 психофизиологических функций и личностных свойств, в частности, был разработан универсальный опросник, включающий 154 вопроса, направленный на оценку значимости для эффективного выполнения той или иной профессиональной деятельности сенсорно-перцептивных, психомоторных, мнемических, аттенционных, мыслительных и имажинативных свойств, а также свойств нервной системы, особенностей когнитивного стиля и свойств личности); само тестирование (построение реального психологического портрета обследуемого) и принятие решения по результатам сравнения эталона и реального портрета, для чего используются математические методы обработки. Данную систему, обеспечивающую полную автоматизацию процесса решения психодиагностических задач, можно эффективно применять в области профотбора; при обеспечении работы службы занятости и кадровых служб; в образовательных учреждениях для оценки когнитивной готовности детей к процессу обучения, формирования однородных по степени готовности классов, индивидуализации обучения, профориентации в старших классах; для отбора в средние специальные и высшие учебные заведения. Апробация метода происходила на материале таких специальностей, как диспетчерский состав железнодорожного транспорта и метрополитена; пилоты и штурманы; водители грузового и легкового транспорта; сотрудники Управления внутренних дел и ФСБ; диспетчеры пожарной охраны; агенты по продаже недвижимости, менеджеры и т. д.
Основные публикации:
- Опознание и кодирование. Л.: ЛГУ, 1981.
- Когнитивная и прикладная психология. М.; Воронеж, 2000.
- Память в экспериментальной и когнитивной психологии. СПб.: «Питер», 2001, 2002. 320 с.
- Психология памяти: Учебное пособие / Т.П. Зинченко, В.П. Зинченко. - Дубна: Международный университет природы, общества и человека «Дубна», 2002.
- Методы эргономического обеспечения проектирования: Учебное пособие / Т.П. Зинченко, А.А. Фрумкин. - СПб: СПбГУ, 1991. - 123 с.
- Методы исследования и практические занятия по психологии памяти. - Душанбе: Дониш, 1974. - 142 с.
- Методы и средства эргономического обеспечения проектирования / А.А. Фрумкин, Т.П. Зинченко, Л.В. Винокуров. - СПб: ПГУПС, 1999. - 178 с.
- Практикум по инженерной психологии и психологии труда / Т.П. Зинченко, Г.Н. Горбунова, В.И. Кушпиль и др. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. - 207 с.
- Зинченко Т.П., Фрумкин А.А. Автоматизированная система профессиональной психодиагностики // Психологические исследования: Сб. научных и методических материалов. Вып. 1. СПб, 1997.
- «Память в экспериментальной и когнитивной психологии», монография (в номинации «Лучший проект в научной психологии», 2001 г.), победитель