Кто есть кто
Илья Евгеньевич Гарбер
Доктор психологических наук, доцент.
Профессор кафедры социальной психологии образования и развития факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.
Член редсовета «Сибирского психологического журнала» и журнала «Психология. Психофизиология», редколлегий журналов «Человек» и «Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития».
В 1973 г. окончил Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского по специальности «прикладная математика», в 1991 г. - по специальности «психология».
В 1994 г. защитил в МГУ им. М.В. Ломоносова кандидатскую диссертацию на тему «Психологические последствия компьютеризации личностной психодиагностики» под руководством О.К. Тихомирова, в 2013 г. в Томском государственном университете - докторскую диссертацию на тему «Трансформация психологического знания в условиях информационного общества» (научный консультант А.В. Юревич).
С 1991 г. работал в Саратовском государственном социально-экономическом университете.
В 1997-2002 гг. преподавал в Поволжской академии государственной службы.
С 2002 г. работает в Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского.
С 2018 по 2021 гг. — научный сотрудник Гарвардского университета.
Область профессиональных интересов:
- методология и история психологии
- кросс-культурная психология
- психология труда
- экономическая психология
Ведет исследования в международных научных коллективах по темам: «Любовь к деньгам», «Социальная психология экономического соревнования», «Патерналистский стиль лидерства», «Реакция аппликантов на процедуры отбора», «Социальное представление мировой истории», «Межгрупповое прощение».
Руководил симпозиумами в рамках 30th International Congress of Psychology, Cape Town, South Africa (2012), 29th International Congress of Psychology, Berlin, Germany (2008).
Читает курсы:
- Психология труда
- Математические основы психологии
- История психологии
Основные публикации:
Книги:
- Теоретические аспекты информатизации социальных наук / Под ред. А.В. Юревича. Саратов: Издат. центр СГСЭУ, 2005. 148 c.
- Информатизация психологии: Конкретные исследования / Под ред. А.В. Юревича. Саратов: Издат. центр СГСЭУ, 2005. 152 c.
- Гарбер И.Е. Психология управления. Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2009. 100 с.
- Метаподход к психологии. Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2010. 266 с.
- Экономическая психология собственности и денег, принятия экономических решений, торговли и рекламы. Харьков: Изд-во «Гуманитарный центр», 2017. 192 с.
Журнальные публикации и главы в книгах.
На русском языке:
- Метапсихология в XXI веке: предмет, структура и методы // Психологический журнал. 2006. №4. С. 106-113
- Нормативный и дескриптивный подходы к определению предмета психологии // Методология и история психологии. 2006. Т. 1. Вып. 1. С. 119-131
- Оппозиция метода и технологии в психологии // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 1. С. 106-117.
- Метапсихологический подход к интеграции психологии // Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. С. 484-502
- «Прогресс психологии» как культурный конструкт // Прогресс психологии: Критерии и признаки. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 77-94
- Командообразование в кросс-культурной психологии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2010. Т.10. Вып.1. С. 74-78
- Социогуманитарная альтернатива естественнонаучной парадигме // Парадигмы в психологии: науковедческий анализ. М.: Изд-во ИП РАН, 2012. С. 258-277
- Трансформация оснований научной психологии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2012. Т. 12. Вып. 4. С. 53-57
- Социальные репрезентации сотрудничества преподавателями университетов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2018. Том 18. Номер 2. С. 195-199. DOI: 10.18500/1819-7671-2018-18-2-195-199 (в соавт.)
- Три определения и три подхода к изучению сотрудничества: в социальной, организационной и педагогической психологии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018. Том 7. Номер 3. С. 238-244. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-3-238-244 (в соавт.)
- Университетская кафедра как объект изучения социальной психологии высшего образования: обзор // Сибирский психологический журнал. 2018. №69. С. 127-148. DOI: 10.17223/17267080/69/8 (в соавт.)
- История позитивной психологии личности: краткий обзор // Позитивная психология личности. Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 2018. С. 4-20
- Мета-инструменты интеграции психологии // Педагогика и психология современного образования: теория и практика. Материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского» [5-6 марта 2020 г.]. Ч.2. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020. С. 233-238
- Концептуализация живой исторической памяти в кросс-культурной психологии // Историческая память в теории и социокультурной практике: грани трансформаций и потенциал осмысления: Материалы IX Международной научной конференции (23 апреля 2021 г.) / Под общей ред. А.В. Баранова и Е.Н. Многолетней. Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2021. С. 209–216.
На английском языке:
- The Love of Money and Pay Level Satisfaction: Measurement and Functional Equivalence in 29 Geopolitical Entities Around the World. Management and Organization Review. 2006. Vol. 3. No. 2. P. 423-452. DOI: 10.1111/j.1740-8784.2006.00051.x (в соавт.)
- Cross-Cultural Dimensions of Meaning in the Evaluation of Events in World History? Perceptions of Historical Calamities and Progress in Cross-Cultural Data From Thirty Societies. Journal of Cross-Cultural Psychology. 2012. Vol. 43. No. 2. P. 251-272. DOI: 10.1177/0022022110390926 (в соавт.)
- The History of Psychology in Terms of Valentin Turchin’s Meta-Transitional Methodology. Historical and Cross-Cultural Aspects of Psychology. Frankfurt am Main: Peter Lang, 2013. P. 159-170
- When the past haunts the present: Intergroup forgiveness and historical closure in post World War II societies in Asia and in Europe. International Journal of Intercultural Relations. 2015. Vol. 37. Issue 3. May 2013. P. 287–301 (в соавт.)
- “Heroes” and “Villains” of World History across Cultures. PLoS ONE. 2015. 10(2): e0115641. DOI: 10.1371/journal.pone.0115641 (в соавт.)
- Transformation of Psychology: From Thinking / Thought to Metathinking / Metathought. Review of General Psychology. 2015. Vol 19(3). Sep 2015. P. 329-333. DOI: 10.1037/gpr0000050 (в соавт.)
- Monetary Intelligence and Behavioral Economics: The Enron Effect – Love of Money, Corporate Ethical Values, Corruption Perception Index (CPI), and Dishonesty across 31 Geopolitical Entities. Journal of Business Ethics. 2018. Vol. 148. No. 4. P. 919-937 DOI: 10.1007/s10551-015-2942-4 (в соавт.)
- Monetary Intelligence and Behavioral Economics Across 32 Cultures: Good Apples Enjoy Good Quality of Life in Good Barrels. Journal of Business Ethics. 2018. Vol. 148. Issue 4. P. 893-917. DOI: 10.1007/s10551-015-2980-y (в соавт.)
- The Explicit and Implicit Foundations of the Natural, Social, and Humanitarian Sciences. Journal of Russian & East European Psychology. 2019. Vol. 56. Issue 5-6. P. 314–347. DOI:10.1080/10610405.2019.1659700
- Schemas of the Transformation of Psychology in an Information Society. Journal of Russian & East European Psychology. 2019. Vol. 56. Issue 5-6. P. 296-313. DOI: 10.1080/10610405.2019.1659699
- Trends in Contemporary Psychology. Journal of Russian & East European Psychology. 2019. Vol. 56. Issue 5-6. P. 271-295. DOI: 10.1080/10610405.2019.1659698
- Content analysis of living historical memory around the world: Terrorization of the Anglosphere, and national foundations of hope in developing societies. Memory Studies. Published online first on February 25, 2021. DOI: 10.1177/1750698021995974 (в соавт.)
- Relationship of Perceived Facial Asymmetry to Attributed Personality Traits. Psychology. Psychophysiology. 2021. 14(1): 5–13. DOI: 10.14529/jpps210101