Кто есть кто
Григорий Силович Костюк
Профессор. Действительный член (академик) АПН СССР. Заслуженный деятель науки и техники Украинской ССР.
Профессор Киевского педагогического института им. А.М. Горького.
Член редколлегии журнала «Вопросы психологии».
Председатель Украинского отделения Общества психологов СССР.
Окончил Коллегию Павла Галагана, в 1923 г. - философско-педагогический факультет Киевского высшего института народного образования, в 1930 г. - аспирантуру.
С 20 лет начал работать учителем математики в родном селе.
В конце 1920-х годов назначен заведующим экспериментальной школой Наркомпроса УССР.
В 1930 г. возглавил кафедру психологии Киевского педагогического института им. А.М. Горького и отдел психологии Украинского научно-исследовательского института педагогики, с 1935 г. - профессор Киевского педагогического института.
В годы Великой Отечественной войны находился в эвакуации, сначала заведовал кафедрой психологии педагогического института в Сталинграде, затем преподавал в Объединённом украинском университете в Казахстане.
В 1945 г. стал инициатором создания и до 1973 г. возглавлял НИИ психологии Наркомпроса УССР (сейчас - Институт психологии им. Г.С. Костюка АПН Украины).
В 1947 г. был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР, в 1967 г. - действительным членом АПН СССР, неоднократно избирался членом президиума АПН СССР.
Занимался проблемами психического развития детей. Основные труды Г.С. Костюка посвящены изучению мышления и речи в младшем школьном возрасте, выявлению психологически обоснованных путей построения учебного материала.
В аспирантуре проводил исследования умственного развития учащихся. Основываясь на анализе больших массивов данных, он, вопреки господствовавшим в то время взглядам, подвергал сомнению константность показателей интеллектуальных способностей ребёнка, раскрыл роль условий, в которых происходит психическое развитие.
В 1930-е годы стал одним из ведущих психологов Украины.
В 1940-х гг. занимался вопросами психологии понимания.
Сотрудничал с крупнейшим учёным в области кибернетики — академиком В. М. Глушковым, занимался проблемами программированного обучения. Организовал в НИИ психологии УССР исследования психолого-кибернетического профиля, в результате которых был создан ряд эффективных человеко-машинных систем, разработаны языки программирования, обладающие свойством психологической естественности.
Изучая психическое развитие, его движущие силы Г.С. Костюк усматривал в характерных для субъекта внутренних противоречиях. К их числу он относил расхождение между возникшими у субъекта новыми потребностями и наличным уровнем овладения средствами их удовлетворения; несоответствие достигнутого субъектом уровня развития занимаемому им месту в системе общественных отношений, выполняемым им функциям; противоречие между тенденциями к инертности и устойчивости, стереотипизации, с одной стороны, и к подвижности, изменчивости, с другой. Он считал, что педагогические воздействия должны способствовать, с одной стороны, разрешению субъектом его внутренних противоречий в нужном для общества направлении и, с другой, возникновению новых внутренних противоречий, без которых невозможно дальнейшее развитие.
Основные публикации: более 250 работ по психологии, в том числе
- Вопросы психологии и мышления, 1951
- Очерки истории отечественной психологии, 1959
- Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности, 1989
- Избранные психологические труды, 1988
В 1939 г. вышел первый на Украине и один из первых в СССР вузовский учебник психологии, подготовленный Г.С. Костюком в соавторстве с П.Р. Чаматой и Л.А. Гордоном, из 20 глав книги 16 были написаны Г.С. Костюком.
Награды:
- орден Ленина
- орден Трудового Красного Знамени (дважды)