Кто есть кто
Анатолий Сергеевич Арсеньев
Кандидат философских наук, доктор психологических наук.
Специалист по общим проблемам философии и психологии личности.
В 1941 г. ушел добровольцем на фронт, был откомандирован в Ленинградское военное училище связи им. Ленсовета (Уральск). По окончании училища осенью 1942 г. был направлен в звании лейтенанта в 217 пушечный артиллерийский полк 3-ей Гвардейской армии Донского фронта. Несмотря на тяжелое ранение и лечение в госпитале находился в строю до мая 1943 г. Был уволен в запас и продолжил службу в качестве военного преподавателя радиосвязи (Ташкент, Пржевальск).
После войны окончил Институт народного хозяйства им. Плеханова, затем аспирантуру кафедры философии Московского государственного экономического института.
В 1954 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Теоретическое значение космогонических идей Канта и Лапласа», в 2002 г. была присвоена степень доктора психологических наук без защиты диссертации (диссертация в форме научного доклада на тему «Философские основания психологии личности»).
С 1951 г. совмещал преподавание в вузах с работой в научно-исследовательских институтах Москвы: Институте философии АН СССР, Институте истории естествознания и техники АН СССР, Институте всеобщей истории АН СССР, Центральном экономико-математическом институте АН СССР, НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, Институте развития личности РАО, Московском городском психолого-педагогическом университете.
В 1970-1986 гг. работал в лаборатории проблем теории деятельности НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.
Область профессиональных интересов — разработка проблемы развития человека как целостного субъекта. А.С. Арсеньев с позиции диалектического подхода рассматривает человека как постоянно развивающегося субъекта во взаимодействии с окружающим миром.
Развивал идею о необходимости учёта различий логики органических систем, присущей всему живому, и логики механических систем, свойственной вещному миру.
В антропогенезе выделял две фазы: палеолит — преобладание рефлексии, духовного и телесного саморазвития человека, господство отношения «человек — мир», и неолит — преобладание трансцендирования, развитие орудий труда, «неорганического тела человека», господство отношения «субъект — объект». А.С. Арсеньев считал, что факторы, приведшие человечество к современному глобальному кризису, связаны с неолитической революцией, а сам кризис является завершением, деградацией и разрушением фазы неолита, за которой, предположительно, может следовать на новом уровне фаза самоизменения Человека.
Читал курсы:
- Человек и мир
- Философские основания понимания личности
- Проблемы человека в философии и психологии
- На пути к постнеолитической философии
Основные публикации:
- Философско-психологические проблемы развития образования / А.С. Арсеньев, Э.В. Безчеревных, В.В. Давыдов и др. - М.: Педагогика, 1981. - 176 с.
- Материя и сознание. - М.: Госполитиздат, 1963. - 48 с.
- Философские основания понимания личности: цикл популярных лекций-очерков: Учеб. пособие для студентов вузов / А.С. Арсеньев. - М.: Academia, 2001. - 591 с.
- Подросток глазами философа / А.С. Арсеньев. - М.: Чистые пруды, 2009. - 30 с.
- Анализ развивающегося понятия / А.С. Арсеньев, В.С. Библер, Б.М. Кедров. - М.: Наука, 1967. - 439 с.
- Машина и человек, кибернетика и философия / А.С. Арсеньев, Э.В. Ильенков, В.В. Давыдов. - М., 1965. - 24 с.
- Размышления о работе Л. С. Рубинштейна «Человек и Мир» // Вопросы философии. 1993. № 5
- Десять лет спустя. О творческой судьбе С. Л. Рубинштейна // Вопросы философии. 1998. № 11
- Мышление психолога и проблема личности // Культура, традиции, образование. М., 1990
- Глобальный кризис современности и Россия (заметки философа) // Континент. 1992. № 3 (73)
- О проблеме свободы и зависимости человека современной цивилизации: философский очерк // Развитие личности. 2005. №№ 1, 2.
Награды:
- Орден Отечественной войны II степени
- медаль «За победу над Германией в ВОВ 1941-1945 г.»