16+
Выходит с 1995 года
18 июля 2024

Кто есть кто

Марина Юрьевна Михайлина

Марина Юрьевна Михайлина

Саратов

Кандидат социологических наук, профессор.

Заведующая кафедрой социальной психологии образования ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования».

Главный внештатный специалист психолог Министерства образования Саратовской области. Председатель Саратовского регионального отделения Федерации психологов образования России.

Окончила Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского по специальности «психолог, преподаватель психологии».

В 1997 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Социальная адаптация депривированных детей: социокультурный аспект».

С 1987 г. работала педагогом-психологом в образовательных учреждениях г. Саратова.

С 2001 г. — доцент, заведующая кафедрой психологии Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (сейчас — ГАУ ДПО СОИРО). Консультант Центра практической психологии СОИРО.

Преподавала в Саратовском государственном университет им. Н.Г. Чернышевского: с 2006 г. на факультете коррекционной педагогики и специальной психологии Педагогического института, с 2008 г. — профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования Института дополнительного профессионального образования СГУ.

С 2005 г. возглавляет Саратовское региональное отделение Федерации психологов образования России.

Область профессиональных интересов:

  • проблемы социализации и социальной адаптации детей с проблемами в развитии
  • формирование социальной компетентности и социального интеллекта детей и подростков
  • инклюзивное образование детей с нарушениями развития
  • гендерные аспекты социально-психологической адаптации детей и подростков
  • организационные, методические и психологические аспекты подготовки педагогов-психологов системы образования
  • психолого-педагогические проблемы обучения взрослых
  • проблемы социально-психологической безопасности образовательного пространства школы

Читает курсы:

  • Возрастная психология, закономерности изменений и развития личности ребенка
  • Социальная психологии – конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе, социально-психологическая адаптация подростка и образовательный процесс, развитие коммуникативных навыков преподавателя, социализация и развитие личности
  • Социология образования
  • Проблемы социализации и социальной адаптации детей с проблемами в развитии
  • Формирование социальной компетентности и социального интеллекта детей и подростков
  • Инклюзивное образование детей с нарушениями развития
  • Гендерные аспекты социально-психологической адаптации детей и подростков
  • Организационные, методические и психологические аспекты подготовки педагогов-психологов системы образования
  • Психолого-педагогические проблемы обучения взрослых
  • Проблемы социально-психологической безопасности образовательного пространства школы

Основные публикации:

  • Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги / авт.-сост. М.Ю. Михайлова, М.А. Павлова. Волгоград: Учитель, 2008, 2013; Изд. 2-е. Волгоград: Учитель, 2016; Изд. 4-е, испр. Волгоград: Учитель, 2023. 226 с.
  • Профилактика жестокого обращения с детьми и насилия в школьной среде: учебно-методическое пособие / Я.К. Нелюбова, О.С. Гришанова, М.Ю. Михайлина, Д.С. Федяй. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2020. 90 с.
  • Классные часы. 5-9 классы: «сюрпризы» переходного возраста / авт.-сост. М.Ю. Михайлина, М.В. Лысогорская, М.А. Павлова. Волгоград: Учитель, 2009; Изд. 2-е, испр. 2020. 247 с.
  • Обеспечение психологической безопасности образовательной среды в начальной школе: учебно-методическое пособие для педагогов образовательных организаций / сост. М.Ю. Михайлина и др. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2019. 90 с.
  • Безопасность образовательной среды и профилактика суицидальных рисков в образовании // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2018. № 2 (14). С. 103-109.
  • Психологическое благополучие субъектов образовательной среды в контексте гендерных особенностей ее организации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Акмеология образования. Психология развития». 2018. Т. 7, вып. 3. С. 17-21.
  • Активные методы социально-психологического обучения. Технологии эффективных коммуникаций в образовательном пространстве школы: учебно-методическое пособие / М.Ю. Михайлина. Саратов: СОИРО, 2018. 62 с.
  • Профилактика девиантного (социально опасного) поведения подростков: технологии работы: учебно-методическое пособие / М.Ю. Михайлина, Я.К. Нелюбова. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. 72 с.
  • Риски социальной дезадаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья // Социализация и реабилитация в современном мире: сборник научных статей. М.: Перо, 2017. С. 605-611.
  • Диагностика эмоционального благополучия школьников: профилактическая работа с семьями в социально опасном положении: учебно-методическое пособие. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. 54 с.
  • Проблема молодого специалиста психолого-педагогического сопровождения в контексте требований профессионального стандарта // Психология образования: апробация и внедрение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». М., 2016. С. 43-46.
  • «Скажи о чем молчишь…» Профилактика насилия в отношении несовершеннолетних в образовательных организациях» (учебно-методическое пособие). Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2016. 60 с.
  • Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа / авт.-сост. М.Ю. Михайлина. Волгоград: Учитель, 2009; Изд. 2-е. 2014; Изд. 3-е, испр. 2016. 116 с.
  • Профилактика употребления психоактивных веществ в образовательной среде: учебно-методическое пособие. Саратов: Научная книга, 2015. 76 с.
  • Профилактика суицидального поведения обучающихся: учебно-методическое пособие. Саратов: Научная книга, 2015. 76 с.
  • Формирование культуры здорового и рационального питания. Учебно-методический комплекс (учебно-методическое пособие). Саратов: Научная книга, 2015. 108 с.
  • Профилактика насильственного поведения в образовательной среде: школьная служба медиации / М.Ю. Михайлова, Я.К. Нелюбова, А.Х. Болтаг. Саратов: СарИПКиПРО, 2014. 106 с.
  • Тренинговые технологии подготовки специалистов дистанционного обучения детей с ОВЗ: методические рекомендации / авт.-сост. Михайлина М.Ю., Нелюбова Я.К., Серякина А.В. Саратов: Наука, 2013. 66 с.
  • Научно-методические рекомендации к региональной программе «Основы здорового образа жизни» / М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова. Саратов: Наука, 2012. 32 с.
  • Профилактика социального сиротства в системе образования: методические рекомендации для педагогов / отв. ред. и сост. М.Ю. Михайлина. Саратов: СарИПКИПРО, 2011. 62 с.
  • Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников: диагностика, рекомендации, занятия / сост. М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова, Я.К. Нелюбова. Волгоград: Учитель, 2009. 283 с.
  • Здоровый образ жизни: пособие для учащихся 7 классов / М.Ю. Михайлина, М.В. Лысогорская, М.А. Павлова. Саратов: Саратовтелефильм - Добродея, 2006, 2009. 62 с.
  • Здоровый образ жизни: пособие для учащихся 8 классов / М.Ю. Михайлина, М.В. Лысогорская, М.А. Павлова. Саратов: Саратовтелефильм - Добродея, 2006. 63 с.
  • Здоровый образ жизни: пособие для учащихся 9 классов / М.Ю. Михайлина, М.В. Лысогорская, М.А. Павлова. Саратов: Саратовтелефильм - Добродея, 2006. 63 с.
  • Справочно-методическое пособие по педагогике и психологии / Акинфиева Н.В., Михайлина М.Ю., Туманова Е.Н. Саратов, 1999. 34 с.
  • Психологическая готовность к школе: умеем играть? умеем учиться?: методическое пособие для практ. психологов, воспитателей дет. садов, учителей нач. кл. / Михайлина М.Ю. Саратов: Пароход, 1998. 29 с.

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»