Кто есть кто
Виктория Евгеньевна Василенко
Санкт-Петербург
Кандидат психологических наук, доцент.
Доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета.
В 1996 г. окончила факультет психологии СПбГУ, в 2002 г. - аспирантуру кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ.
В 2003 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Интеллектуально-личностное развитие школьников в связи с особенностями их поведенческой саморегуляции».
С 1996 г. работает на факультете психологии СПбГУ.
Научные интересы:
- психология возрастных кризисов детства и отрочества
- детско-родительские отношения в стабильные и кризисные периоды онтогенеза
- эмоциональное развитие дошкольников
- психология общения детей и подростков
- развитие Я-концепции в детском и подростковом возрасте
- соотношение интеллекта, креативности и саморегуляции в разные периоды онтогенеза
- психологические факторы вовлеченности в компьютерные игры
- привязанность к домашним животным, взаимодействие и восприятие отношений с ними
Гранты:
- Грант РФФИ №20-313-90039 Аспиранты (2020-2022) «Психологические факторы предпочтения типов компьютерных игр и вовлеченности в них в периоды юности и ранней взрослости» (руководитель)
- Грант РФФИ №20-04-60368 Вирусы (2020-2022) «Влияние стресса, связанного с пандемией, на эмоциональное состояние и психологическое функционирование женщины в период беременности и после рождения ребенка, особенности родов и развитие младенца» (исполнитель)
- Грант РФФИ №19-013-00594 А (2019-2020) «Особенности и факторы родительского стресса у матерей детей раннего и дошкольного возраста» (исполнитель)
- Грант РФФИ № 18-013-00990 (2018-2019) «Семейные факторы эмоциональной компетентности дошкольников» (руководитель)
- Грант РФФИ № 16-06-00392-ОГН (2016-2018) «Динамика отношений мать-отец-ребенок и психическое развитие ребенка в перинатальный период его развития» (исполнитель)
- Грант РГНФ №13-06-00480 (2013-2015) «Семья как ресурс психического развития детей в стабильные и критические периоды онтогенеза» (исполнитель)
- Грант РГНФ №08-06-00444a (2008-2010) «Субъективные переживания детства и формирование семейных отношений» (исполнитель)
- НИР по тематическому плану СПбГУ №11.1.05 (2005-2008) «Исследование индивидуально-типических характеристик и динамики психических состояний человека в процессе его онтогенетического развития и обучения» (исполнитель)
- Грант Министерства образования и науки РФ (2004-2005) «Компетентностный подход к психическому здоровью младших школьников» (исполнитель)
Читает курсы:
- Психология развития
- Акмеология
- Возрастная психология здоровья
- Диагностика и развитие одаренности
- Зоопсихология и сравнительная психология
- Возрастные кризисы жизненного цикла
Основные публикации:
- Василенко В.Е. Интеллектуально-личностное развитие школьников в связи с особенностями их поведенческой саморегуляции. Дисс. на соискание ученой степени канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2003. 198 с.
- Грищенко Н.А., Василенко В.Е. Акмеология. Методические указания для студентов факультета психологии. СПб.: СПбГУ, 2006. 32 с.
- Василенко В.Е., Манукян В.Р. Возрастные кризисы жизненного цикла: Учебное пособие. СПб: СПбГУ, 2006. 61 с.
- Василенко В.Е. К проблеме исследования возрастного кризиса детей с разным уровнем школьной готовности // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 12. Вып. 4. 2008. С. 55-64.
- Василенко В.Е. Возрастные кризисы детства и отрочества: дискуссионные проблемы // Психология человека в современном мире. Т.3. Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г. М.: ИП РАН, 2009. С.27-35.
- Василенко В.Е. Факторы психического здоровья детей в период возрастного кризиса // Психология здоровья дошкольника: Учебное пособие / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Речь, 2010. С. 182-222.
- Василенко В.Е. Они хотят быть взрослыми!, или Снова кризис // Развитие личности ребенка от пяти до семи. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. С. 89-117.
- Василенко В.Е. Переход к подростковому возрасту: кризис развития // Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. С. 557-578.
- Василенко В.Е., Манукян В.Р. Возрастные кризисы жизненного цикла: Практикум. СПб.: СПбГУ, 2011. 80 с.
- Савенышева С.С., Василенко В.Е., Стрижицкая О.Ю. Психология развития и возрастная психология. Учебно-методическое пособие. СПб.: СПбГУ, 2011. 80 с.
- Василенко В.Е., Зубкова М.В. Проявления кризиса семи лет в связи с особенностями семьи. Manifestations of the «seven old child’s crisis» and family characteristics // International Journal of Developmental and Educational Psychology INFAD Revista de Psicologia, 2013. Vol.1, №1. Pp. 19-30.
- Василенко В.Е. Проявления кризиса трёх лет в связи с особенностями родительского отношения к ребёнку (кросскультурный аспект). // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 12. Вып. 3. 2013. С. 42-51.
- Крутицкая Н.Ю., Василенко В.Е. Сравнительный анализ эмоционального развития сельских и городских старших дошкольников, посещающих ГДОУ // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ / под ред. А.В. Шаболтас. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. Т.1, № 1.С. 127-132.
- Мороз П.С., Василенко В.Е. Социальная компетентность и детско-родительские отношения в старшем дошкольном возрасте // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ / под ред. А.В.Шаболтас. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. Т.1, № 1.С. 166-171.
- Головей Л.А., Савенышева С.С., Василенко В.Е., Энгельгардт Е.Е. К проблеме дифференциации основных понятий в системе отношений «родитель-ребенок»: теоретический и эмпирический аспекты //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2014. № 2. С. 84–95.
- Косенкова А.М., Василенко В.Е. Проявления конформности и коммуникативное развитие детей в период кризиса трех лет // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ / под ред. А.В.Шаболтас. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. Т.2. С. 142-148.
- Яблочкина А.А., Василенко В.Е. Особенности общения и проявления кризиса трех лет у детей в связи с характеристиками материнского отношения // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ / под ред. А.В.Шаболтас. СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2014. Т.2. С. 342-348.
- Василенко В.Е., Воробьева А.В. Динамика протекания кризиса трех лет и характеристики материнского отношения к ребенку // Сборник статей Всероссийской конференции «Семья, брак и родительство в современной России». Москва, 24-25 октября 2014. С.46-51.
- Головей Л.А., Савенышева С.С., Василенко В.Е. Детско-родительские отношения в стабильные и критические периоды детства // Психологический журнал, 2015, Том 36, №2. С.32-43.
- Иванова Ю.Ю., Василенко В.Е. Проявления кризиса 3 лет в связи с факторами возраста, пола и структуры семьи // "От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 томах / Отв. ред. Богоявленская Д.Б. М.: Когито-Центр, 2015, Том 3, С. 99-102.
- Василенко В.Е. Проявления «кризиса 7 лет» в связи с факторами возраста, пола ребенка и особенностями семейной ситуации // "От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 томах / Отв. ред. Богоявленская Д.Б. М.: Когито-Центр, 2015, Том 3, С. 92-95.
- Лебедева А.А., Василенко В.Е. Психологическое время и саморегуляция поведения личности в разные периоды взрослости // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ / под ред. А.В. Шаболтас. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2015. Т.3.С. 91-96.
- Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Под общ. ред. Л.А. Головей. М.: Юрайт, 2016. 413 с. (раздел 1, глава 7, раздел 3).
- Психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся: учебно-методическое пособие / В.Е. Василенко и др. СПб: СПбГУ, 2017. 122 с.
Статьи и интервью в «Психологической газете»
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
- «Возрастно-половые и семейные факторы проявлений кризиса трех лет у детей», диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук (в номинации «Проект года в психологической науке», 2017 г.), номинант
- «Развитие личности ребенка», серия печатных изданий (в номинации «Проект года в психологическом образовании», 2010 г.), победитель
Популярные публикации
Все публикацииХотите получать подборку новых материалов каждую неделю?
Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»