Кто есть кто
Татьяна Анатольевна Фотекова
Доктор психологических наук, доцент.
Профессор кафедры общепрофессиональных дисциплин Медицинского института Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. Профессор кафедры «Психология и социальные науки» Института психологии Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Амосова.
Член редколлегии журнала «Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова» и научного сетевого издания «Аутизм и другие нарушения в развитии: современные исследования и разработки».
В 1985 г. окончила Иркутский государственный педагогический институт по специальности «Олигофренопедагогика и логопедия», в 1993 г. — аспирантуру ИКП РАО, в 2001 г. — докторантуру МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 1994 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Сравнительное исследование особенностей познавательной деятельности при общем недоразвитии речи и при задержке психического развития у младших школьников», в 2003 г. - докторскую диссертацию на тему «Состояние вербальных и невербальных функций при общем недоразвитии речи и задержке психического развития: нейропсихологический анализ».
В 1985-1988 гг. работала логопедом в поликлинике и детском саду в г. Тюмень.
В 1988-1990 гг. — ассистент кафедры психологии Абаканского государственного педагогического института.
В 1994-1998 гг. и с 2002 г. заведовала кафедрой психологии (затем — кафедра общей и клинической психологии, кафедра психологии и социальной работы Медико-психолого-социального института) Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова.
Основала и руководила социально-психологическим центром «Праксис».
Научные интересы связаны с изучением нейропсихологии онто- и дизонтогенеза. Специалист по коррекции интеллектуального и речевого развития, а также трудностей в обучении.
Руководитель научного направления Медицинского института ХГУ «Нейропсихология развития и инволюции высших психических функций в норме и при отклонениях».
Читает курсы:
- Общая психология
- Нейропсихология развития высших психических функций
- Практикум по нейропсихологии
- Преподавание психологии в высшей школе
- Нейропсихология дизонтогенеза
Основные публикации: более 100 работ, в том числе
- Влияние порядка рождения детей на состояние функций переработки информации разных модальностей / Фотекова Т.А. // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021. Том 10. №5А. С. 201-209.
- Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: методическое пособие для логопедов и психологов / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. М.: АРКТИ, 2002, 2007 (2-е изд., испр. и доп.); М.: Юрайт, 2020 (3-е изд., испр. и доп.).
- Количество детей в семье как фактор формирования высших психических функций в дошкольном и младшем школьном возрасте / Фотекова Т.А. // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8. №5А. С. 224-231.
- Роль факторов среды в формировании высших психических функций в дошкольном и младшем школьном возрасте: монография. Абакан: Бригантина, 2015. 203 с.
- Практикум по нейропсихологической диагностике: учебно-методический комплекс / сост. Фотекова Т.А. 2-е изд., испр. и доп. Абакан: ФГБОУ ВПО Хакасский гос. ун-т им. Н.Ф. Катанова, 2014. 118 с.
- Основы нейропсихологии: учебно-методический комплекс / сост. Т.А. Фотекова. Абакан: ФГБОУ ВПО Хакасский гос. ун-т им. Н.Ф. Катанова, 2012. 99 с.
- Состояние высших психических функций в ранней, средней и поздней взрослости: нейропсихологический анализ / Фотекова Т.А., Кичеева А.О. // Культурно-историческая психология. 2012. Том 8. № 2. С. 36-44.
- Хрестоматия по общей психологии: хрестоматия / сост. Т.А. Фотекова. Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2010. 142 с.
- Психология реабилитации и восстановления высших психических функций: учебно-методический комплекс по дисциплине: практикум / сост. Т. А. Фотекова. Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2010. 95 с.
- Нейропсихология дизонтогенеза: особенности высших психических функций при общем недоразвитии речи и задержание психического развития : учебное пособие. Абакан: Хакасский гос. ун-т им. Н.Ф. Катанова, 2009. 172 с.
- Практикум по клинической психологии. Ч. 1. Практикум по нейропсихологической диагностике: практикум / сост. Т.А. Фотекова. Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2008. 92 с.
- Возрастные, половые и индивидуально-типологические особенности высших психических функций в норме: колл. монография / под ред. Т.А. Фотековой. Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2007. 168 с.
- Развитие высших психических функций в школьном возрасте: монография. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2004. 163 с.
- Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М.: АРКТИ, 2000; М.: АЙРИС ПРЕСС: АЙРИС дидактика, 2006, 2007.
Награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РХ.
- Лариса Григорьевна Лавриченко, 22.05.2020