Кто есть кто
Валерий Семенович Лазарев
Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО. Почётный работник общего образования РФ.
Профессор кафедры психологии факультета психологии и педагогики, главный научный сотрудник лаборатории инновационных образовательных технологий Сургутского государственного педагогического университета.
Член диссертационного совета при ПИ РАО.
Член редколлегии журналов «Педагогика» и «Вестник Сургутского государственного педагогического университета» .
Член жюри конкурса «Учитель нового поколения».
В 1965 г. окончил Московский машиностроительный техникум, в 1972 г. — Московский институт инженеров транспорта по специальности «Автоматика и вычислительная техника».
В 1981 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Комплексный метод психологического анализа эффективности управления: уровень производственной организации», в 1995 г. - докторскую диссертацию на тему «Психология стратегических решений».
В 1972-1975 гг. работал в проектно-конструкторском бюро по АСУ (Киев) инженером-конструктором, ведущим конструктором АСУ.
С 1975 г. — сотрудник отдела прикладных проблем психологии, с 1977 — заведующий лабораторией проблем психологии управления НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (сейчас Психологический институт РАО).
С 1987 г. работал старшим научным сотрудником психологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, заведующим отделом ВНИПИ труда Госстроя СССР, заведующим отделом ВНИИМИ Минздрава СССР, заведующим лабораторией объединения «Прогностика и перспективные НИОКР» ЦЭНДИСИ АН СССР, заместителем председателя правления АО «Интеграции научно-экономического потенциала».
В 1991-1992 гг. — советник министерства образования России.
В 1992-1998 гг. — директор НИИ управления и экономики развития образования РАО (позже — Институт управления образованием РАО).
В 1997-1999 годы входил в состав экспертного совета ВАК.
В 1998-2003 гг. — профессор Сургутского педагогического университета, Московского психолого-педагогического института, Института государственного управления и социальных исследований МГУ.
В 2004-2014 гг. — директор Института стратегических исследований в образовании (с 2005 — Институт инновационной деятельности в образовании) РАО.
Работал в Психологическом институте РАО — главный научный сотрудник лаборатории экопсихологии развития и психодидактики.
В 1996 г. избран членом-корреспондентом РАО, в 2008 г. — действительным членом РАО.
Основные направления исследований:
- психология управления
- психологические механизмы стратегического мышления руководителей
- методы развивающего обучения руководителей
- стратегия развития образования
Первым в России исследовал психологические механизмы стратегического мышления руководителей, создал теорию стратегического мышления, разрабатывал методы развивающего обучения.
В 1991 г. являлся одним из соруководителей разработки первой Федеральной программы стабилизации и развития российского образования.
Возглавив в 1992 г. НИИ управления и экономики развития образования РАО (впоследствии Институт управления образованием РАО), инициировал разработку проблематики управления инновационными процессами в образовании. Им создана научная школа развития образовательных систем на основе системного управления инновационными процессами в них. Выдвинул положение о том, что всякая образовательная система должна быть не только развивающей, но и развивающейся, и для этого в каждом образовательном учреждении наряду с образовательной системой должна действовать инновационная система. Разработал теоретическую модель системного развития школы.
Работая в Институте инновационной деятельности в образовании РАО, внес крупный вклад в становление и развитие нового направления научных исследований, получившего название «Педагогическая инноватика».
Основные публикации: более 180 работ, в том числе
- Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы : Метод. пособие для руководителей образоват. учреждений. — М.: Новая школа, 1993. — 47 с.
- Лазарев В.С. Психология стратегических решений. — М., 1994.
- Лазарев В.С. и др. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образоват. учреждений. — М.: Новая школа, 1995. — 462 с.
- Лазарев В.С. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. — 1995.
- Лазарев В.С. Управление школой: теоретические основы и методы. — 1997.
- Лазарев В.С. Деятельностный подход к формированию целей педагогического образования. — М., 1999.
- Лазарев В.С. Деятельностный подход к формированию содержания педагогического образования. — М., 2000.
- Лазарев В.С. Системное развитие школы. — М.: Пед. о-во России, 2002, 2003.
- Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: учебник. — 2006.
- Лазарев В.С., Ставринова Н.Н. Подготовка будущих педагогов к исследовательской деятельности. — Сургут : ред.-издат. отдел Сургутского гос. пед. ун-та, 2007. — 162 с.
- Лазарев В.С. Управление инновациями в школе: учеб. пособие. — М.: Центр пед. образования, 2008. — 351 с.
- Лазарев В.С., Разуваева Т.Н. Психологическая готовность педагогического коллектива к инновационной деятельности. — 2009.
- Коноплина Н.В., Лазарев В.С. Развитие педагогического вуза: методология, теория, опыт. — Екатеринбург : Гуманитарный ун-т, 2010. — 284 с.
- Лазарев В.С. Инноватика в школе: учеб. пособие для системы педагогич. образования и повышения квалификации работников образования. — Екатеринбург ; Сургут : Гуманитарный ун-т: Сургутский гос. пед. ун-т, 2011. — 159 с.
- Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе : учеб. пособие для учащихся 7-11 классов. — Сургут : Сургутский гос. пед. ун-т, 2014. — 135 с.
- Лазарев В.С., Афанасьева Т.П., Елисеева И.А. Инновационная деятельность в школах развивающего обучения : науч.-метод. пособие для работников школ. — М.: Авторский Клуб, 2015. — 136 с.
- Лазарев В.С. Психология развивающего образования: учебник. — Сургут : РИО СурГПУ, 2018. — 182 с.; 2-е изд., доп. — М.: Народное образование, 2018. — 243 с.
- Лазарев В.С., Афанасьева Т.П. Управление школой в условиях перемен: учебное пособие. — М.: Русское слово, 2022. — 263 с.
- Лазарев В.С. Проектная деятельность в 10-11 классах: разработка и защита индивидуального проекта: учебное пособие для общеобразовательных организаций. — М.: ВЛАДОС, 2023. — 133 с.
Награды:
- Орден Почёта
- Премии Правительства РФ в области образования (дважды)
- медаль К. Д. Ушинского
- золотая медаль РАО
- медаль имени В.В. Давыдова РАО — за вклад в совершенствование системы подготовки кадров и развитие основ развивающего образования (на основе идей В.В. Давыдова) (2020)
- Маргарита Дмитриевна Синица, 18.05.2020