Кто есть кто
Лариса Анатольевна Байкова
Доктор педагогических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования.
Профессор кафедры общей психологии и кафедры педагогики и педагогического образования Института психологии, педагогики и социальной работы Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. Научный руководитель аспирантуры 5.8.1. «Общая педагогика, история педагогики и образования» РГУ им. С.А. Есенина. Соучредитель и руководитель малого инновационного предприятия ООО «Перспектива плюс» при ИППСР РГУ им. С.А. Есенина. Руководитель магистерской программы «Психология образования» по направлению «Психолого-педагогическое образование».
Действительный член Международной академии наук педагогического образования, действительный член Академии педагогических и социальных наук, член Международной академии гуманизации образования (МАГО, Германия). Член-корреспондент Академии военных наук.
В 1975 году окончила РГПИ по специальности «Учитель истории, обществознания и английского языка».
В 1987 году защитила кандидатскую диссертацию, в 2002 году – докторскую диссертацию на тему «Теоретико-методологические основы гуманизации педагогической системы образовательного учреждения».
В 2002-2009 гг. возглавляла кафедру психологии РГУ им. С.А. Есенина. По инициативе Л.А. Байковой в ноябре 2002 года при кафедре психологии был создан Центр психологической службы РГУ для сопровождения социально-психологической адаптации студентов в образовательном процессе вуза, а также действовала научно-исследовательская лаборатория «Школа как развивающаяся система».
С 2011 г. руководит малым инновационным предприятием ООО «Перспектива плюс».
Возглавляла Институт психологии, педагогики и социальной работы Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина.
Направления научной деятельности:
- гуманистическая психология и педагогика,
- психология здоровья,
- социальное здоровье, общественное здоровье: сравнительный анализ методологических подходов к решению проблемы
- методология педагогики и психологии
- сравнительный анализ методологических основ педагогического взаимодействия в гуманистической парадигме,
- психологическая служба в вузе
Развивает научную школу «Проблемы гуманизации педагогических систем образовательных организаций разного уровня», оказывает консультационную помощь в научно-исследовательской работе по гуманизации педагогического взаимодействия и развитию субъектности участников педагогического процесса.
С 2014 года является координатором совместного европейского проекта «Подготовка педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями».
Осуществляет научное руководство городской экспериментальной площадкой «Краеведение как средство воспитания гражданской позиции школьников».
Основные публикации: более 300 работ, в том числе
- Психология здоровья: Социальное здоровье детей и молодежи: учебное пособие. М.: Юрайт, 2019. 216 с.
- Актуальные проблемы современного образования: учебное пособие для вузов.М.: Юрайт, 2019. 122 с. (в соавт.).
- Актуальные проблемы современного образования в России: коллективная монография. Рязань: Концепция, 2018. 160 с.
- Социальное здоровье детей и молодежи: теория, методология, практика: монография. Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2011. 280 с.
- Теория и методика изучения психологических особенностей работников производства в системе профилактики техногенных катастроф: монография / под ред. Л.А. Байковой. Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2008. 172 с.
- Социальное здоровье: методология, теория и практика: монография / под ред. Л.А. Байковой. Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2006. 185 с.
- Теоретико-методологические основы гуманизации педагогической системы образовательного учреждения: монография. Рязань: РГПУ им. С.А. Есенина, 2004. 288 с.
- Методика воспитательной работы: учебное пособие / под ред. В.А. Сластенина. М., 2002.
- Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учебное пособие / под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. М., 2001.
- Гуманизация педагогической системы образовательного учреждения: теория и опыт: монография. Рязань, 2000.
- Гуманизация школы: теория и опыт: монография. Рязань,1999. 230 с.
- Пятьдесят сценариев классных часов: учебное пособие. М., 1999 (в соавт.).
- Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе: учебное пособие. М., 1999 (в соавт.).
Награды:
- Почетный знак «За заслуги перед Рязанской областью»,
- Почетная грамота Рязанской областной Думы,
- Почетный знак РГУ имени С.А. Есенина «За вклад в развитие университета».
- Почетное звание «Почетный работник науки и промышленности Рязанской области».