18+
Выходит с 1995 года
29 ноября 2024

Кто есть кто

Татьяна Николаевна Ушакова

Татьяна Николаевна Ушакова

Москва

Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО.

Главный научный сотрудник лаборатории психологии и психофизиологии творчества Института психологии РАН. Лидер научной школы «Психология высших когнитивных процессов».

Организатор и главный редактор журнала «Иностранная психология» (преобразован в журнал «Психология» НИУ ВШЭ).

Лауреат Премии им. С.Л. Рубинштейна РАН.

В 1953 г. Т.Н. Ушакова закончила психологическое отделение философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, по окончании которого была рекомендована в аспирантуру НИИ психологии АПН РСФСР (теперь – ПИ РАО).

После успешной защиты кандидатской диссертации в 1958 г. она была принята на работу в НИИ общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР на лаборантскую должность. К концу своего пребывания в институте, с 1972 по 1975 гг., заведовала лабораторией высшей нейродинамики. В 1975-1980 гг. возглавила лабораторию высшей нервной деятельности человека в НИИ высшей нервной деятельности и нейрофизиологии Академии наук СССР. С 1981 г. - заведующая лабораторией психологии речи и психолингвистики Института психологии Академии наук СССР. С 2001 г. - главный научный сотрудник Института психологии Российской академии наук.

Обучаясь в аспирантуре, Т.Н. Ушакова стала проводить исследования в области экспериментальной психологии зрения в лаборатории Е.И. Бойко – ведущего специалиста по психофизиологии высших психических процессов. Работа в Институте была временем увлеченного исследования психофизиологических механизмов высших психических процессов. Много времени отдавалось экспериментальной работе, изобретению новых методик, в это же время Т.Н. Ушакова занялась изучением иностранных языков, этот опыт побуждал к пониманию сущности и механизмов языковых и речевых процессов. Анализ богатых фактов, наблюдавшихся при развитии речи сына, дал мощный толчок к развитию поисков в том же направлении.

Результатом этой работы стала подготовка и защита докторской диссертации «Функциональные структуры второй сигнальной системы», успешно защищенной в Институте психологии АПН в 1971 г. Эта работа, большая часть которой была позднее опубликована в виде книги (1979), содержит богатое собрание фактов, описывающих явление развивающейся детской речи – детского словотворчества. Кроме того, в книге дана развернутая панорама механизмов речевого развития рассматриваемого периода в контексте широких теоретических проблем. Происхождение детских неологизмов, исчисленное почти с математической точностью, обнаруживает проявление механизма саморазвития языковой системы в психике ребенка.

Направленность работ Т.Н. Ушаковой на исследование психофизиологических механизмов высших психических процессов вызвала интерес со стороны специалистов смежного профиля – физиологов. В 1975 г. она приняла приглашение директора Института высшей нервной деятельности Э.А. Асратяна заведовать лабораторией высшей нервной деятельности человека, надеясь, что это даст возможность развить экспериментальную базу работы, расширит до той поры довольно узкие возможности исследований.

В 1980 г. Т.Н. Ушакова вернулась в психологическую среду, перейдя на работу в недавно созданный Институт психологии РАН. Здесь она возглавила лабораторию психологии речи и психолингвистики, состав которой практически полностью образован ее учениками, кандидатами психологических наук, а теперь уже и молодыми докторами. К настоящему времени в коллективе разработаны многие важные разделы проблемы психологии речи и языка, предложена когнитивистская модель функционирования речеязыкового механизма, разрабатывается метод психологического анализа текста «интент-анализ», развита современная теория онтогенеза речи и языка.

Т.Н. Ушаковой разработана общая психологическая теория генезиса и функционирования речи, согласно которой способность человека говорить и воспринимать речь имеет два корня - природный и социальный. Генетически заданная тенденция выражать вовне, «экстериоризировать» впечатления и состояния психики, составляет природное основание речи и выражается у младенца в спонтанных голосовых проявлениях, у детей - в речевой игре, словотворчестве, эгоцентрической речи, у взрослых - в потребности выговориться при эмоциональном возбуждении, обсуждать волнующие данного человека темы и др. С другой стороны, когнитивное развитие ребенка осуществляется под влиянием внешних воздействий, включая и окружающих его людей. Взрослые, подсказывая ребенку слова и побуждая повторять их, фактически дают ему удобные для имитации звукодвижения, способствующие прояснению смутных состояний его сознания. Предлагаемый ребенку словесный материал оказывает влияние на структурирование его психики. Введение слова в функционирование психики младенца становится основой формирования в его нервной системе особого функционального органа - механизма внутренней речи, обеспечивающего фиксирование материала, необходимого человеку для владения языком.

Механизм внутренней речи взрослого человека имеет иерархическую организацию, обеспечивающую фиксацию: 1) слов и их элементов (лексики языка), 2) «вербальных сетей», «семантических полей» (словесных ассоциаций), 3) правил сочетания слов (грамматики), 4) правил построения связной контекстно обусловленной речи (текстов в широком смысле, включая устную речь в ситуации общения). «Экстериоризация» разнообразных состояний сознания человека, как результат функционирования внутреннего речевого механизма, обусловливает сложносоставную семантику слышимой речи, включающей в себя: 1) знание говорящего о мире, 2) различные речевые формы, отражающие функционирование внутреннего речевого механизма, 3) речевые воздействия, направленные на организацию общения, в котором партнеры реализуют свои намерения и цели. Глубинное психологическое содержание речи в каждом из выделенных аспектов легло в основу создания метода «интент-анализа» речи. В прикладном плане этот метод использован для анализа конфликтных политических дискуссий. Эмпирически установленная и теоретически обоснованная сущностная, по происхождению, связь речи с психологическими состояниями и особенностями человека, приводит к выводу о возможности на основе речевой продукции исследовать психологические характеристики говорящего, что является базовым моментом для разработки проблем речевой диагностики.

Основные научные интересы:

  • психология речи и языка
  • психолингвистика
  • психофизиология
  • общая структура речеязыкового механизма
  • проблема внутренней речи, ее психофизиологические механизмы
  • место вербальной сети в структуре речеязыкового механизма
  • интециональная организация речи
  • речеязыковой онтогенез
  • детское словотворчество
  • проблемы речеязыковой семантики
  • творчество в речи; история психолингвистики

Научная школа «Психология высших когнитивных процессов», лидером которой являкется Т.Н. Ушакова, поддержана грантом Президента РФ в номинации «Ведущие научные школы» (2003 г.).

Основные публикации:

  • Природа осмысленности слова (2019)
  • Рождение слова: проблемы психологии речи и психолингвистики (2011)
  • Психолингвистика. Учебник для вузов (2006)
  • Язык, сознание, культура (ред. Н.В. Уфимцева, Т.Н. Ушакова) (2005)
  • Психология высших когнитивных процессов» (в соавт., 2004)
  • Речь: ее истоки и принципы развития (2004)
  • Психология ХХI века. Учебник для вузов (глава «Психология речи и языка. Психолингвистика»; под ред. В.Н. Дружинина) (2003)
  • Детская речь: психолингвистические исследования (ред. и соавт.) (2002)
  • Когнитивная психология (соред. Д. В. Ушаков) (2002)
  • Психология (глава «Речь»; под ред. В.Н. Дружинина) (2001)
  • Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса (ред. и соавт.) (2000)
  • Современная психология (глава «Речь, язык, коммуникация», в соавт. с Н.Д.Павловой) (1998)
  • Лидерство (по материалам американских исследований» (ред. совм. с К. Ковальским и Дж. Канджеми) (1997)
  • Небылицын В.Д. – жизнь и научное творчество» (ред. совм. с А.В. Брушлинским, сост. и автор раздела) (1996)
  • Ведение политических дискуссий. Психологический анализ конфликтных выступлений» (ред. и автор) (1995)
  • Современные модели психологии речи и психолингвистики (отв. ред. Т.Н. Ушакова, Н.Д. Павлова, В.А. Цепцов) (1990)
  • Речь человека в общении (в соавт. с И.А. Зачесовой, Н.Д. Павловой) (1989)
  • Теоретические и прикладные исследования психологии речи (отв. ред. Т.Н. Ушакова, Н.Д. Павлова. И.А. Зачесова) (1988)
  • Когнитивная психология (советско-финский сборник) (ред. совм. с Б.Ф. Ломовым и В.А. Барабанщиковым) (1987)
  • Cognitive Psychology (Eds. V.A. Barabanschikov, B.F. Lomov, T.N. Ushakova) (1986)
  • Психологические и психофизиологические исследования речи (ред. сб.) (1985)
  • Психофизиологические механизмы речи (1979)
  • Функциональные структуры второй сигнальной системы. Психофизиологические механизмы речи (1979)

Лауреат Премии имени С.Л. Рубинштейна РАН (совместно с А.В. Карповым) — за серию работ по единой тематике «Теоретические и экспериментальные исследования высших психических функций» (2011).

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»