Кто есть кто
Наталия Анатольевна Степанова
Кандидат психологических наук, доцент.
Декан факультета психологии, доцент кафедры специальной психологии, руководитель магистерской программы «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья» Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. Главный аналитик Федерального ресурсного центра психологической службы в системе образования. Главный внештатный педагог-психолог Тульской области.
Член Российского психологического общества, член Федерации психологов образования России. Профессор Российской академии естествознания.
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2019-2023).
В 1995 г. окончила Тульский государственный педагогический университет Л.Н. Толстого по специальности «Учитель физики и математики», в 2002 г. — аспирантуру ТГПУ им. Л.Н. Толстого, в 2009 г. — программу «Клиническая психология» Московского городского психолого-педагогического университета, в 2010 г. — Институт профессиональных инноваций по специальности «Психология. Преподаватель психологии».
В 2003 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Развитие прогностического и конструктивного компонентов профессионального педагогического мышления будущего учителя на занятиях по психологии».
Область научных интересов:
- педагогическая психология,
- специальная психология,
- психология отклоняющегося поведения
Преподаваемые дисциплины:
- «Специальная психология»,
- «Методы психологической коррекции»,
- «Основы социальной реабилитации и профориентации»,
- «Патопсихология».
Авторские тесты, методики:
- Анкета по определению уровня развития основных компонентов профессионального мышления учителя.
Участие в исследовательских проектах, грантах:
- 2007-2008 г.г. – грант РГНФ № 07-06-71604, а/ц «Формирование способности к конструктивному разрешению конфликтов у будущих психологов» - исполнитель.
- 2008-2009 г.г. – грант РГНФ № 08-06-71605, а/ц «Применение знаковой системы при формировании речемыслительной деятельности неговорящих детей как условие их социальной интеграции в общество здоровых людей» - руководитель.
- 2010-2011 г.г. – грант РГНФ № 10-06 71602, а/ц «Обеспечение психологической безопасности учащихся коррекционных учреждений посредством профилактики виктимного поведения в период кризисных социальных изменений» - руководитель.
- 2015 г. – грант РГНФ №15-16-71502 г(р) проведение международной научно-практической конференции «Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки»
Основные публикации: более 80 работ, в том числе
- Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции (Тула, 17 ноября 2021 г.) / редколл. Степанова Н.А. и др. Чебоксары: Среда, 2021. 303 с.
- Организация психолого-педагогического сопровождения семей детей-билингвов: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Н.А. Степанова и др. Тула: Тульское произв. полиграфическое объединение, 2021.
- Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции (Тула, 19 ноября 2020 г.) / науч. ред. Н.А. Степанова. Тула: Среда, 2020. 279 с.
- Степанова Н. А., Лещенко С. Г., Слюсарская Т. В. Психолого-педагогические технологии адресной работы с различными категориями лиц с ограниченными возможностями здоровья: Монография. Тула: ТППО, 2019. 146 с.
- Актуальные проблемы и перспективы деятельности психологической службы тульского суворовского училища: опыт сотрудничества с факультетом психологии ТГПУ им. Л.Н Толстого / Брешковская К.Ю., Е.В. Декина, Залыгаева С.А., Куликова Т.И., Одинцова О.С., Пазухина С.В., Степанова Н.А., Шалагинова К.С., Шелеспанская Э.В. Warsaw: iScience Sp. zo. o., 2019. 242 pp.
- Степанова Н.А. (в соавт.). Учет гендерно-возрастного аспекта в работе психолога по предотвращению ситуаций травли в ученической среде // Вопросы психологии. 2019. №4. С. 68-77.
- Степанова Н.А. (в соавт.). Эмоциональная устойчивость будущих педагогов к негативному влиянию современной информационной среды //Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. №5. С. 80-90.
- Степанова Н.А., Декина Е.В., Ежкова Н.С., Карандеева А.В., Пазухина С.В., Панферова Е.В. Формирование конкурентноспособности студентов педагогического вуза в условиях сетевого взаимодействия // Вестник Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2018. № 32 (51). С. 63-76.
- Stepanova N.A.,Kulikova T.I.,Maliy D.,FilippovaS.A. Internet Communication as a Factor of Psychological Challenges among Student Youth // European Journal of Contemporary Education. 2018. № 7(3). P. 521-530.
- Степанова Н.А., Лут Е.В. Организация психолого-педагогического сопровождения студентов-инвалидов в процессе их адаптации к вузу // Психология и жизнь: актуальные проблемы психологии образования». Материалы III Международной научно-практической конференции. Минск, 2018.
- Степанова Н.А. Нарушения функционирования семьи как проблема современного общества // Социокультурные психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Тула, 2018. С. 37-39.
- Степанова Н.А., Лещенко С.Г., Хаидов С.К. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: организация, содержание, технологии // Современные проблемы науки и образования. 2017. №5.
- Степанова Н.А., Карандеева А.В. Формирование готовности студентов-психологов к профилактике девиантного поведения подростков//Akademick? psychologie, 2017. Prague: Vedecko vydavatelske centrum “Sociosfera-CZ”. 2017. №4.
- Степанова Н.А. Специальная психология: Рабочая тетрадь. Тула: Изд-во Тул. Гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2016. 66 с.
- Хаидов с.К., Степанова Н.А., Лещенко С.Г. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: организация, содержание, воспитание, технологии: Учебник для высших учебных заведений. Тула: Тульское производственное полиграфическое предприятие, 2016. 417 с.
- Степанова Н.А., Голикова А.А. Формирование навыков социально-бытовой ориентации у детей с РАС в условиях семьи// Международный научный журнал «Символ науки», 2016. №4. Часть 2. С. 190-192.
- Степанова Н.А., Гуляева Ю.С. Психологическое сопровождение личностной безопасности студентов –психологов в вузе // Вестник Таджикского национального университета, № 3/2, 2015.
- Степанова Н.А. Психолого-педагогические основы развития познавательной потребности одаренных учащихся // Социальная успешность умственно одаренных детей: Психолого-педагогические технологии сопровождения и развития: коллективная монография. Тула, 2015. С. 192-201.
- Степанова Н.А., Лобанова А.В. Обеспечение психологической безопасности подростков посредством профилактики виктимного поведения: учебно-методическое пособие. Тула: Тульский полиграфист, 2014. 183 с.
- Степанова Н.А. Психологическая безопасность личности подростка с интеллектуальной недостаточностью // Социально-гуманитарные знания. 2014. №3. С. 179-185.
- Степанова Н.А., Лобанова А.В. Профилактика виктимного поведения как основа психологической безопасности подростков: монография. Тула: Контур, 2011.
- Степанова Н.А., Золотова Т.В. Психология семейных кризисов: научный взгляд на проблему: Монография. Тула: Контур, 2010.
- Степанова Н.А., Луговая Г.В. Опыт формирования речемыслительной деятельности неговорящих детей посредством знаковой системы: монография. Тула: Контур, 2010.
- Степанова Н.А. (в соавт.). Социальная адаптация, реабилитация, и профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник. М.: Академия, 2014.
- Степанова Н.А. Патопсихология: Рабочая тетрадь. Тула: Изд-во Тул. Гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011.
- Степанова Н.А., Лобанова А.В. Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения: рабочая тетрадь. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2011.
- Степанова Н.А., Лобанова А.В. Диагностика отклоняющегося поведения: учебно-методическое пособие. Тула: Контур, 2010.
- Степанова Н.А., Золотова Т.В.Психологическая помощь семье в ситуации кризиса: учебное пособие. Тула: Контур, 2010.
Награды:
- Благодарность Министерства труда и социальной защиты Тульской области (2016 г.);
- Почетная грамота Федерации психологов образования России (2010, 2016 г.);
- Почетная грамота Министерства образования Тульской области (2015 г.);
- Почетная грамота Министерства труда и социальной защиты Тульской области (2013 г.);
- Почетная грамота Тульской городской Думы (2010 г.);
- Лауреат конкурса молодых ученых (ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2006 г.);
- Лауреат проекта «Профессиональная команда страны» (2007 г.);
- Лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу среди преподавателей высших учебных заведений и научных сотрудников научно-исследовательских учреждений («Основы социальной реабилитации и профориентации», 2007 г.)
- «Навигатор для хороших родителей», проведение цикла образовательных мероприятий и подготовка методических рекомендаций (в номинации «Психологический инструмент года», 2023 г.), номинант
- «Социальная успешность умственно одаренных детей: психолого-педагогические технологии сопровождения и развития», социально-психологическое исследование (в номинации «Проект года в психологической науке», 2015 г.), лауреат
- Анастасия Захаровна Ченцова, 14.12.2020