Кто есть кто
Александр Федорович Ануфриев
Доктор психологических наук, профессор.
Профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.
Главный редактор журнала «Педагогика и психология образования».
В 1972 г. окончил философский факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.
В 1978 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Экспериментальное исследование свойств ориентировочной основы действия при решении диагностических задач», в 1994 г. - докторскую диссертацию на тему «Психологический диагноз: теоретико-методологические основы».
Преподавал в Московском государственном гуманитарном университете им. М.А. Шолохова, профессор кафедры общей, возрастной и педагогической психологии, заместитель председателя диссертационного совета по психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, член редакционной коллегии журнала «Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова: серия «Педагогика и психология».
Область профессиональных интересов: психодиагностика, научные основы психодиагностики, психометрический подход, диагностическое мышление, диагностический процесс, компьютерные психодиагностические технологии, компьютерное моделирование диагностических задач, экспертные диагностические системы, компьютерные интернет-технологии психологической диагностики, когнитивные модели принятия диагностического решения. Основатель нового направления в современной психодиагностике — каузальной психодиагностики. Автор концепции решения психодиагностических задач.
Гранты:
- победитель грантового конкурса для преподавателей магистратуры (2023)
- руководитель проекта «Диагностическое мышление педагогов-психологов» (грант РФФИ №20-013-00283, 2021-2022)
- участник проекта «Разработка психолого-педагогических основ стандартизации цифровых образовательных продуктов/технологий», реализуемого за счет средств федерального бюджета (2021)
Обладатель патента на программу ЭВМ «Психолог-диагност» (свидетельство о государственной регистрации №2015617164 от 01 июля 2015 г.).
Читает курсы:
- Введение в исследовательскую деятельность
- Введение в профессию
- Диагностика конфликта и стресса
- История психологии
- Практикум решения психодиагностических задач
- Психодиагностика (с практикумом)
- Психодиагностика в профессиональной сфере
- Психологическая служба в образовании
- Психология личности
- Теория и практика решения диагностических задач
Основные публикации (монографии и учебные пособия):
- Диагностическое мышление педагога-психолога: сборник научных трудов. 2021 (ред.)
- Позитивные личностные и социально-психологические качества студентов гуманитарных вузов (на материале русскоязычной выборки): монография. 2020 (в соавт.)
- Человек в современном мире: кризис и глобализация: международная междисциплинарная коллективная монография. 2020
- Когнитивная м мотивационно-смысловая сферы личности: монография. 2020 (в соавт.)
- Социокультурные и психолого-педагогические проблемы социализации молодежи. 2019 (в соавт.)
- Развитие диагностического мышления: кейсы из практики психолога. 2018. (в соавт.)
- Когнитивная психология в образовании и управлении: учебное пособие. 2017 (в соавт.)
- Когнитивная психология в контексте проблем современного образования: коллективная монография. 2017 (в соавт.)
- Практическая психодиагностика. 2017.
- Психодиагностика в позитивной психологии. 2016 (в соавт.)
- Психодиагностические ресурсы позитивной психологии. 2016 (в соавт.)
- Психодиагностика: основы решения психодиагностических задач. 2011
- Случаи из диагностической практики: отклонения в поведении младших школьников. 2010 (в соавт.)
- Диагностические ошибки психолога. 2009 (в соавт.)
- Основы практической психодиагностики: в 2-х частях. 2009
- Психологический диагноз. 2006
- Научное исследование. 2005
- Как преодолеть трудности в обучении детей. 1998 (в соавт.)
Награды:
- победитель конкурса «Золотые имена высшей школы» в номинации «За вклад в науку и высшее образование» (2022)
- знак «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации»
- «Автоматизированная компьютерная система "PsyCase"», тренажер для развития диагностического мышления психологов, педагогов-психологов и других специалистов, осуществляющих психодиагностическую деятельность (в номинации «Психологический инструмент года», 2023 г.), лауреат