18+
Выходит с 1995 года
25 ноября 2024

Кто есть кто

Александр Федорович Ануфриев

Александр Федорович Ануфриев

Москва

Доктор психологических наук, профессор.

Профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Главный редактор журнала «Педагогика и психология образования».

В 1972 г. окончил философский факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.

В 1978 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Экспериментальное исследование свойств ориентировочной основы действия при решении диагностических задач», в 1994 г. - докторскую диссертацию на тему «Психологический диагноз: теоретико-методологические основы».

Преподавал в Московском государственном гуманитарном университете им. М.А. Шолохова, профессор кафедры общей, возрастной и педагогической психологии, заместитель председателя диссертационного совета по психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, член редакционной коллегии журнала «Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова: серия «Педагогика и психология».

Область профессиональных интересов: психодиагностика, научные основы психодиагностики, психометрический подход, диагностическое мышление, диагностический процесс, компьютерные психодиагностические технологии, компьютерное моделирование диагностических задач, экспертные диагностические системы, компьютерные интернет-технологии психологической диагностики, когнитивные модели принятия диагностического решения. Основатель нового направления в современной психодиагностике — каузальной психодиагностики. Автор концепции решения психодиагностических задач.

Гранты:

  • победитель грантового конкурса для преподавателей магистратуры (2023)
  • руководитель проекта «Диагностическое мышление педагогов-психологов» (грант РФФИ №20-013-00283, 2021-2022)
  • участник проекта «Разработка психолого-педагогических основ стандартизации цифровых образовательных продуктов/технологий», реализуемого за счет средств федерального бюджета (2021) 

Обладатель патента на программу ЭВМ «Психолог-диагност» (свидетельство о государственной регистрации №2015617164 от 01 июля 2015 г.).

Читает курсы:

  • Введение в исследовательскую деятельность
  • Введение в профессию
  • Диагностика конфликта и стресса
  • История психологии
  • Практикум решения психодиагностических задач
  • Психодиагностика (с практикумом)
  • Психодиагностика в профессиональной сфере
  • Психологическая служба в образовании
  • Психология личности
  • Теория и практика решения диагностических задач

Основные публикации (монографии и учебные пособия):

  • Диагностическое мышление педагога-психолога: сборник научных трудов. 2021 (ред.)
  • Позитивные личностные и социально-психологические качества студентов гуманитарных вузов (на материале русскоязычной выборки): монография. 2020 (в соавт.)
  • Человек в современном мире: кризис и глобализация: международная междисциплинарная коллективная монография. 2020
  • Когнитивная м мотивационно-смысловая сферы личности: монография. 2020 (в соавт.)
  • Социокультурные и психолого-педагогические проблемы социализации молодежи. 2019 (в соавт.)
  • Развитие диагностического мышления: кейсы из практики психолога. 2018. (в соавт.)
  • Когнитивная психология в образовании и управлении: учебное пособие. 2017 (в соавт.)
  • Когнитивная психология в контексте проблем современного образования: коллективная монография. 2017 (в соавт.)
  • Практическая психодиагностика. 2017.
  • Психодиагностика в позитивной психологии. 2016 (в соавт.)
  • Психодиагностические ресурсы позитивной психологии. 2016 (в соавт.)
  • Психодиагностика: основы решения психодиагностических задач. 2011
  • Случаи из диагностической практики: отклонения в поведении младших школьников. 2010 (в соавт.)
  • Диагностические ошибки психолога. 2009 (в соавт.)
  • Основы практической психодиагностики: в 2-х частях. 2009
  • Психологический диагноз. 2006
  • Научное исследование. 2005
  • Как преодолеть трудности в обучении детей. 1998 (в соавт.)

Награды:

  • победитель конкурса «Золотые имена высшей школы» в номинации «За вклад в науку и высшее образование» (2022)
  • знак «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации»
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
  • «Автоматизированная компьютерная система "PsyCase"», тренажер для развития диагностического мышления психологов, педагогов-психологов и других специалистов, осуществляющих психодиагностическую деятельность (в номинации «Психологический инструмент года», 2023 г.), лауреат

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»