Кто есть кто
Юлия Евгеньевна Зайцева
Кандидат психологических наук, доцент.
Доцент кафедры общей психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета. Преподаватель Института практической психологии «Иматон». Руководитель психологического центра личных историй «Freeing Words».
В 2000 г. окончила факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета, в 2004 г. - аспирантуру факультета психологии СПбГУ.
В 2004 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Чувство собственного достоинства как психологический феномен».
С 2000 г. работает на кафедре общей психологии факультета психологии СПбГУ (ассистент, старший преподаватель, доцент).
Научные интересы:
- чувство собственного достоинства как психологический феномен
- феномены самосознания личности
- личностная идентичность
- когнитивно-эволюционная теория морального сознания
- временная перспектива личности
Ведет научно-исследовательскую деятельность, в том числе поддерживаемую грантами Президента РФ, Администрации Санкт-Петербурга, РГНФ.
Читает курсы:
- Общая психология
- Психодиагностика
- Общепсихологический практикум. Исследование личности
- Методология современного человекознания
- Психология самореализации личности
- Феноменологический анализ жизненного мира личности
Практическая деятельность:
1995-2002 гг. Разработка и внедрение системы ассессмента компетенций готовности к обучению по программе физико-математического лицея для детей, поступающих в 1 класс. Подготовка команды наблюдателей и ведущих. Практика методики в течение 7 лет на базе физико-математического лицея № 366 г. Санкт-Петербурга . В сотрудничестве с психологической службой лицея: отбор, психологическое сопровождение выбора образовательного маршрута, оценка адаптации к процессу обучения в рамках различных образовательных программ, разработка программ коррекции (5, 8, 10 классы).
2000-2001 гг. Участие в разработке методов, подготовке наблюдателей и проведении оценки методом включенного наблюдения профессиональных компетенций сотрудников младшего управляющего звена (менеджеры торовых залов) компаний «ТЭКС», «Компьютерный мир».
2000-2009 гг. Постоянное сотрудничество с Менеджер Центром при СПбГУКИ им. Крупской. Ежегодное проведение 3-4 тренинговых программ для обучающихся по специализации менеджмент и управление организациями, в том числе в рамках повышения квалификации. Программы направлены на командообразование, ассессмент лидерских способностей, формирование коммуникативной компетентности, управленческих навыков и развития креативности. Авторские программы тренинговых занятий включены в учебный план специализации.
Опыт проведения тренингов, с учетом специфики контингента участников (для участников со специфическими возможностями): в центре реабилитации наркозависимых «Кредомед» (2000-2001), в команде молодых одаренных математиков филиала ЛГУ им. Пушкина г. Подпорожье (2004), с учетом людей с ограниченными возможностями (нарушением зрения) в рамках межкафедральной программы повышения квалификации ЛГУ им. Пушкина (2004-2005).
Проведение теоретико-практических занятий и модульных курсов в качестве приглашенного лектора:
2008 г. «Мотивационно-когнитивная сфера современных школьников. Работа с разновозрастными группами», «Психология подростка» в рамках Международной программы «Изучение родного (русского) языка как средство мыслительного и нравственного развития ребенка» Стокгольм. Швеция.
2009 г. «Чувство собственного достоинства» в рамках совместной конференции Восточно-Европейского Гештальт Института и РГПУ им. А.И. Герцена «Управляя мечтой. Технологии качества жизни».
2008-2010 гг. «Работа в междисциплинарных исследовательских командах. Парадигма человекознания», «Тирания момента или студент в эпоху информации», «Командоведение под феноменологическим соусом» (в ко-тренерстве), «Методология человеко-центрированного подхода к обучению. "Свобода учиться" или в чем ошибался Роджерс» в рамках Зимней Психологической Школы Санкт-Петербургского государственного университета.
Постоянный супервизор студенческих тренингов в рамках курсов «Методы практической групповой работы», «Психолог в организации». Разработчик и ведущий тренинговых программ «Тренинг знакомства», «Коммуникативная компетенция», «Командообразование», «Креативность», «Познавательные навыки», личностного роста", в том числе авторских: «Тренинг ответственности», «Чувство собственного достоинства: право быть».
Основные публикации:
- Полинарративный подход к анализу личных историй / Ю.Е. Зайцева, Ю.В. Горюнова // III Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Федора Ефимовича Василюка: консультативная психология: традиции и новации: Сборник материалов, Москва, 11–12 ноября 2022 года. М.: МГППУ, 2023. С. 125-131.
- Метафорическая связь между настоящим и будущим Я как регулятор прокрастинации / Зайцева Ю.Е., Компаниец А.Л. // Psy-Вышка. Сборник материалов Международной научной конференции / Отв. редактор Е.С. Горбунова. СПб, 2022. С. 176-178
- Обзор развития модели темных черт личностей с 2002 по 2021 годы / Крейтор Е.А., Зайцева Ю.Е. // Инновационные решения социальных, экономических и технологических проблем современного общества. Сборник научных статей по итогам круглого стола со всероссийским и международным участием. М., 2021. С. 79-82
- Трансляция внутренней я-позиции при пересказе автобиографических историй / Лямзенко А.Д., Зайцева Ю.Е. // Ананьевские чтения — 2020. Психология служебной деятельности: достижения и перспективы развития (в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.). Материалы международной научной конференции. СПб, 2020. С. 201-202
- Цели актуализации дискурса неправедливости при рассказывании автобиографических историй / Ширяев Д.И., Зайцева Ю.Е. // Ананьевские чтения — 2020. Психология служебной деятельности: достижения и перспективы развития (в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.). Материалы международной научной конференции. СПб, 2020. С. 221-222
- «Это не Адам становится меньше, просто дерево растет»: методологические заметки об изменчивом человеке в изменчивом мире (по мотивам одной рецензии) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2019. Том 9. №4. С. 346-358
- Автобиографическое время в Я-нарративах людей разных поколений // Международный журнал исследований культуры. 2018. № 1 (30). С. 127–138.
- Время смысла: нарративный модус временной перспективы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2018. Том 8. №1. С. 16-33
- Общий психологический практикум: личность: учебное пособие. СПб: Изд-во СПбГУ, 2017. 94 с.
- Модель нарративного анализа стиля идентичности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2016. №4. С. 6-22
- Жизнестойкость и чувство собственного достоинства как факторы принятия решения в ситуации значимого личностного выбора // Психологические проблемы самореализации личности. Вып.13 / Под ред. Л.А. Коростылевой. СПб: Изд-во СПбГУ, 2010. С. 37-54
- Чувство собственного достоинства в структуре личности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. 2008. №4. С. 289-297
- Формирование и развитие отношения к человеку как к носителю человеческого достоинства // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 11 / Под ред. Л.А. Коростылевой. СПб: Изд-во СПбГУ, 2007
- Роль ведения интернет-дневника в становлении индивидуальности // Блоги: новая реальность. Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. СПб: Изд-во СПбГУ, 2006
- Чувство собственного достоинства современного петербуржца // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 9 / Под ред. Л.А. Коростылевой. СПб: Изд-во СПбГУ, 2005. С. 98-113
- «Нарративный подход в общей психологии», круглый стол (в номинации «Мастер-класс года для психологов», 2019 г.), лауреат
- «Автобиография как способ конструирования "Я"», мастер-класс (в номинации «Мастер-класс года для психологов», 2016 г.), номинант