Кто есть кто
Татьяна Викторовна Галкина
Кандидат психологических наук, доцент.
Доцент Московского гуманитарного университета. Заместитель руководителя развивающего центра «Летиция» при Комплексе школа №45 имени Л.И. Мильграма.
Член Российского психологического общества и Московского психологического общества. Действительный член Европейской ассоциации психологии личности.
В 1981 г. окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, затем аспирантуру Института психологии АН СССР.
В 1986 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Психологический механизм решения задач на самооценку».
В течение 40 лет (до 2022 г.) работала в Институте психологии АН СССР (Институте психологии РАН): заведующая аспирантурой, младший, затем научный и старший научный сотрудник.
С 1988 г. преподавала в Московском педагогическом институте им. В.И. Ленина (сейчас – МГПУ), затем в Институте молодежи (сейчас - Московский гуманитарный университет).
Возглавляла психологическую службу в школе-лаборатории «Творческого развития личности» (сейчас - школа №1591).
В 2004 г. участвовала в создании психолого-педагогического центра «Летиция» при Гимназии №45.
В 1987-1993 г. организовала научное сотрудничество с польскими психологами из Университета им. А. Мицкевича (г. Познань). С 1992 г. осуществляла научное сотрудничество с французскими психологами и педагогами. В 1994-1995 гг. проходила стажировку во Франции (Париж, INETOP), получив стипендию имени Дидро от Французского научного фонда «Maison des Sciences de L'Homme». Активно участвовала в организации сотрудничества между издательством ИП РАН и французскими издательствами, результатом которого стало издание нескольких книг французских психологов на русском языке в России, а также подготовка и издание сборника научных трудов российских и французских ученых по когнитивному обучению. В 1996-2003 гг. являлась научным соруководителем исследовательского проекта «Усвоение математических знаний в разных культурных и исторических контекстах», реализованного при поддержке Университета Париж-8 (Universit? de Paris-8), научного фонда «Дом Наук о Человеке» и Министерства образования Франции.
Область научных интересов:
- общая психология
- психология личности
- психология творчества и креативности
- психология общих и специальных способностей
- кросс-культурная психология
- психология здоровья
- психодиагностика
- практическая психология образования
Специалист по глубинной психодиагностике развития личности, общих и специальных способностей, мышления, а также консультированию подростков и взрослых в области профориентации. Занимается исследованиями психологического здоровья и особенностей личностных представлений о его компонентах у наших современников; возможности экстраполяции в современной психологии основных положений философско-психологической теории Я.А. Пономарева.
Читает курсы:
- Методология и методы психологического исследования
- Общий психологический практикум
- Психологический практикум
- Когнитивная психология
- Психология мышления и речи
- Креативность в возрастном аспекте
- Развитие креативного потенциала педагога
- Диагностика и развитие креативности
- Методы развития творческого потенциала личности
- Методы диагностики и развития творческого мышления
- Творческие способности: их диагностика и развитие
- Креативность в структуре жизненного самоопределения личности
- Диагностика и коррекция самосознания и самооценки личности
Под руководством Т.В. Галкиной защищено 7 кандидатских диссертаций.
Основные публикации: более 100 работ, в том числе
- Галкина Т.В., Солнцева Л.С. Метод исследования личности учащегося (Использование метода «незаконченных предложений» в практической психологии). Изд. 2-е, доп. и перераб. Учебно-методическое издание. М.: Институт психологии РАН, 1997.
- Галкина Т.В., Галкина И.А. Психологическая служба в школе. Учебное пособие в 3-х т. М.: СГУ, 2003.
- Галкина Т.В. Самосознание и самооценка человека: теория, диагностика, коррекция. В 3-х частях. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2011.
- Галкина Т.В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход. М.: Институт психологии РАН, 2011.
- Галкина Т.В. и др. Психологическое знание: современное состояние и перспективы развития. М.: Институт психологии РАН, 2018.
Награды:
- почетные грамоты РАН за многолетний добросовестный труд на благо отечественной науки
- Игорь Александрович Юров, 31.10.2024