Кто есть кто
Ольга Дмитриевна Федотова
Доктор педагогических наук, профессор.
Заведующая кафедрой «Образование и педагогические науки» факультета «Психология, педагогика и дефектология» Донского государственного технического университета. Профессор кафедры образования и педагогических наук Академии психологии и педагогики Южного федерального университета. Председатель диссертационного совета и заместитель председателя диссертационного совета при ЮФУ.
Главный редактор журнала «Классическое образование», член редколлегии «Российского психологического журнала».
Аттестованный эксперт Росаккредагентства.
В 1974 г. окончила факультет иностранных языков Ростовского государственного педагогического университета, затем аспирантуру кафедры педагогики Государственного Центрального института физической культуры.
В 1985 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Теоретико-методологические проблемы современных концепций физического воспитания в ФРГ», в 1998 г. - докторскую диссертацию на тему «Теоретико-методологические основы педагогики Германии и ФРГ».
Преподавала на кафедре немецкого языка Ростовского государственного университета.
Работала в Рязанском государственном университете им. С.А. Есенина: старший преподаватель, доцент, профессор.
В течение многих лет возглавляет кафедры, которые были созданы по ее инициативе и содействии: кафедру дошкольной педагогики и психологии Рязанского государственного педагогического университета (1986-1999), кафедру психологии и педагогики высшего образования Ростовского государственного университета (2004-2015). В 2017-2021 гг. заведовала кафедрой «Начальное образование» Донского государственного технического университета (с 2021 г. - кафедра «Образование и педагогические науки»).
Область профессиональных интересов:
- теория, методология, история зарубежной и отечественной педагогики
- сравнительная педагогика
- компаративные исследования
- этнопедагогика
- теория и методика профессионального образования
- педагогическая психология
- педагогика высшей школы
- общее образование в России и за рубежом
- проблемы экономики и образования
Является научным руководителем ряда научно-исследовательских проектов, реализуемых Ростовским государственным университетом: «Организация довузовской подготовки молодежи на основе развития специализированных образовательных учреждений» (2001-2002), «Высшая школа - школе» (2004-2007), а также междисциплинарных проектов «Европа Знаний» и «Реки России. Люди как реки...» (2006-2007).
С 2000 г. является научным руководителем Классического лицея №1 при Ростовском государственном университете. Ею разработана концепция внутрилицейской системы повышения квалификации педагогов, получившая в 2000 г. статус Федеральной экспериментальной площадки Министерства образования РФ по теме «Контекстный подход как фактор профессиональной самореализации педагога классического лицея». Успешное подтверждение в течение шести лет статуса ФЭП свидетельствует об актуальном для системы образования направлении научного поиска, высокой эффективности реализации программы. О.Д. Федотовой разработана Программа развития лицея до 2010 года, в основу которой положена идея концентрации усилий педагогического коллектива на стратегически важных «зонах прорыва», что отражает основные направления государственной политики в области образования. На основе реализации данной концепции Лицей вошел в десятку лучших школ России, получил статуса Победителя конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные проекты (2006), получил Знак качества образования и звания Школы года (2005) и другие награды и звания.
Читает курсы:
- Современные проблемы науки и образования
- Международное сотрудничество в области образования
- Профессиональная подготовка государственных служащих за рубежом
- Европейская педагогика: история и современность
- Методология и методы научного исследования
Автор более 300 научных публикаций по проблемам педагогики, психологии, истории и филологии.
Награды:
- Почетная грамота Министерства образования и науки (2007)
- Лауреат общенациональной премии Российского профессорского собрания «Профессор года» в номинации «Педагогические науки» (2024)