18+
Выходит с 1995 года
24 ноября 2024
О самостоятельной научной специальности «Психотерапия»

Введение

Настоящий материал даже не столько «статейный», сколько технический. И предназначенный для обсуждения с последующей переадресацией в Высшую Аттестационную Комиссию при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации. И сколь бы не были малы шансы на положительное решение этой уважаемой инстанцией нашего вопроса именно в том варианте, в котором мы его представляем, этими шансами, все же, необходимо воспользоваться. 

Ибо в сюрреалистических условиях только что пережитой вселенской панической атаки и после-ковидных, неуправляемых уличных страстей аргументы в пользу форсированного развития психотерапевтической науки, и необходимости серьезной модернизации соответствующей практики звучат несколько громче.

Конечно, как не устают повторять наши лидеры, все эти неприятности – надеемся, что совсем уже скоро – пройдут и забудутся. Но мы-то и, возможно, Высшая Аттестационная Комиссия РФ, будем помнить о том, что наше стремительное время как раз тем и характерно, что промежутки между вот этими социальными «встрясками» сокращаются еще более стремительно. Так что, да здравствует психотерапия как самостоятельная научная специальность и масштабная, востребованная социальная практика (подробнее о классификации современной психотерапии)! И тогда, может статься, к следующему «умо-потрясению» мы будем готовы куда-как лучше.

И кроме того, мы сможем достойно подойти к самому важному событию в психотерапевтическом пространстве — Всемирному конгрессу по психотерапии (передвинутому на июнь 2021 в связи с пандемией), который будет проводиться в России, в Москве. Право же, много лучше подходить к этому масштабному форуму с какими-то ощутимыми достижениями российской психотерапии. И вот, одно из таких несомненных достижений может и должно быть осмысленным выведением профессиональной психотерапии в нашей стране, в статус самостоятельной научной специальности (как это, например, сделано в Австрии и Германии). 

Представленные в настоящей статье материалы — а это полный документ проекта Паспорта научной специальности «Психотерапия» и пояснительная записка к данному документу — лишь последний шаг, который нужно было сделать для обретения российской психотерапии статуса самостоятельной научной дисциплины. Вся необходимая для этого дистанция была пройдена в последние десятилетия. И вот именно эти, непростые шаги по дистанции – и есть наиболее важные достижения российской психотерапии, которыми по праву можно гордиться и которые теперь получают шанс для достойного оформления.

Пояснительная записка 

В представленном ниже тексте документа рекомендуется обратить внимание на следующие особенности его оформления.

Формулировка шифра специальности «Общая психотерапия, социальная психотерапия, клиническая психотерапия, история психотерапии» включает обозначение наиболее распространенных моделей психотерапии — общей (или психологической), социальной и медицинской — и охватывает все поле современной психотерапии. Отдельно обратим внимание на тот факт, что представленная здесь структура современной психотерапии полностью соответствует доминирующей био-псио-социальной парадигме в понимании моделей адаптации и механизмов дезадаптации. Далее в этом же определении упомянута «история психотерапии», обращенная к изучению фактологии становления единой психотерапевтической традиции — а это весьма важный интегративный вектор, подчеркивающий единство профессии. Таким образом, настоящей формулировкой охватываются основные ареалы современной психотерапии и фокусы темпорального внимания, обращенные в прошлое, настоящее и будущее рассматриваемой научной специальности. 

Далее, в разделе «Формула специальности», в котором раскрывается содержание предметной сферы современной психотерапии, специально следует отметить такой пункт, как общая теория психотерапии с ключевыми характеристиками этой теории. Данный пункт как раз и является обозначением эпистемологической основы современной психотерапии, без чего все претензии на статус самостоятельной научной специальности являются фикцией. Здесь же обозначены основные виды психотерапевтической деятельности — научная, образовательная, практическая, организационная, нормативно-творческая, экспертная — как предмет исследовательского внимания. Что, в перспективе, существенно повысит качество упомянутых здесь видов психотерапевтической деятельности и, в итоге — качество оказываемой психотерапевтической помощи. В отношении рекомендуемых к исследованию задач психотерапевтической практики — здесь так же следует отметить их четкую био-психо-социальную ориентацию.

Раздел «Области исследования» структурирован по уровням дисциплинарной матрицы (системообразующий концепт общей теории психотерапии). Таким образом, представленная здесь проблематика охватывает предметное поле профессиональной психотерапии «с верху до низу». И, надеемся, ассортимент и специфика данной проблематики не оставят сомнения в правомерности выведения психотерапии в самостоятельную научную специальность. Здесь же — и это второй план структурирования настоящего раздела — по возможности, сгруппированы темы общей, социальной и медицинской научной проблематики, относимой к соответствующим векторам активности профессиональной психотерапии. Отдельными группами представлены сектор исторических исследований, что, на наш взгляд, полностью оправдано.

Последнее, о чем здесь нужно сказать: в итоговой рубрикации «Отрасль наук» обозначается такой общий сектор, как — науки о психике. Такого дифференцированного сектора в общем корпусе науки до настоящего времени отмечено не было. Но такое время пришло и беспрецедентная значимость данного сектора и научной психотерапии, занимающей в нем достойное место, утверждаются в том числе и настоящим документом.

Паспорт научной специальности «Психотерапия» (проект)

Шифр специальности:

хх.хх.хх Общая психотерапия, социальная психотерапия, клиническая психотерапия, история психотерапии

Формула специальности:

Содержанием специальности хх.хх.хх – «Общая психотерапия, социальная психотерапия, клиническая психотерапия, история психотерапии» является исследование: фундаментальных механизмов функционирования психики; закономерностей индивидуальной и социальной самоорганизации, осуществляемой с использование ресурсов психического; общей теории психотерапии с такими характеристиками, как «всеобъемлющая» (охватывающая основные компоненты предметной сферы профессиональной психотерапии) и «основополагающая» (формирующая полноценный методологический базис состоятельного и самостоятельного научно-практического направления); выводимой отсюда психотерапевтической практики с возможностью: 

  • адаптивной мобилизации ресурсов психического;
  • развития определенных психических свойств, процессов и состояний, обеспечивающих повышение индивидуальной и социальной эффективности в решении любых стандартных и сложных (проблемных) ситуаций;
  • эффективного противодействия процессу вовлечения населения в деструктивные социальные эпидемии (химической, психологической зависимости, панические эпидемии новейшего времени), форсированного развития высоких уровней психологического здоровья-устойчивости к агрессивному влиянию среды;
  • предупреждения и преодоления патологического влияния болезнетворных факторов и последствий такого влияния, формирования высоких уровней индивидуального и социального здоровья;
  • а так же – общей и прикладной исследовательской методологии; профильных образовательных, организационных, экспертных технологий, обеспечивающих повышение качества психотерапевтической деятельности. 

Области исследований:

1.История становления психотерапии (протопсихотерапия, донаучная психотерапия). Современная история развития психотерапии (научная психотерапия). Становление и развитие психотерапии в России.

2.Историческая реконструкция динамики представлений об эпистемологических основах и предметной сфере психотерапии в различные исторические эпохи. Анализ эпистемологических препятствий в развитии психотерапии.

3.Разработка методологии эпистемологического анализа применительно к исследованиям истории становления психотерапевтической традиции, науки и практики.

4.Разработка методологии исторической реконструкции, адаптированной для проведения комплексного исследования динамики становления предметной сферы психотерапии.

5.Особенности формирования единой психотерапевтической традиции. Общая эпистемологическая основа психотерапии. Основные ареалы психотерапии, объединяемые психотерапевтической традицией. 

6.Особенности использования методологии системного подхода в сфере теории психотерапии. Понятие системного стержня в теории психотерапии. Концепция дисциплинарной матрицы в психотерапевтической теории и практике. Уровни дисциплинарной матрицы и их концептуальное наполнение.

7.Психотерапия как система кодифицированных научных знаний. Компоненты общей теории психотерапии. Понятие о предметной сфере психотерапии. Эпистемологические основы психотерапевтической науки.

8.Понятие о традиционных и инновационных (обоснованных с использованием общей теории психотерапии) основных векторах дифференциации-интеграции психотерапевтической науки и практики. 

9.Основные типы взаимодействия психотерапевтической науки с сектором наук о психике. Место психотерапии в общем корпусе науки. 

10.Новые походы (на основании общей теории психотерапии) к классификации современной психотерапии. 

11.Фундаментальные допущения, формирующие реальность психического. Понятие об эпистемологических платформах (основополагающий концепт уровня фундаментальных допущений в общей теории психотерапии). 

12.Понятие о недифференцированной, диссоциированной и ассоциированной эпистемологических платформах, как фундаментальный методологической базисе психотерапевтической науки. 

13.Обновленное понимание функций психического, имеющих отношение к феномену психопластичности. Эпистемологический анализ феномена психопластичности. Психотерапия, как методология и практика использования феномена психопластичности с адаптивными целями. 

14.Обновленная теория био-психо-социальной адаптации, выстраиваемой в соответствии с проработанным концептом пластического потенциала психики человека. 

15.Адаптивно-креативный цикл. Универсальная модель адаптивно-креативного цикла с проработанным алгоритмом и вариантами (нормативным, кризисным, сверхнормативным) прохождения данного цикла.

16.Адаптивно-креативный цикл как способ репрезентации универсальной психотерапевтической динамики. Этапы и фазы адаптивно-креативного цикла. Методология исследования особенностей и темпов продвижения клиента или группы по этапам и фазам адаптивно-креативного цикла.

17.Концепция качественных характеристик психического здоровья устойчивости к агрессивному влиянию среды. Качественные характеристики индивидуального, семейного, группового (организованные группы) психического здоровья, как

универсальные мишени современной психотерапии.

18.Психотехнические аспекты концепции психопластичности. Условия манифестации специфических форм активности базисных инстанций психического, необходимых для достижения быстрых и устойчивых терапевтических изменений.

19.Концепция трёхуровневой психотерапевтической коммуникации. Макро- и мета-технологические уровни психотерапевтической коммуникации, как универсальный потенциал психотерапии. Структурно-технологический уровень психотерапевтической коммуникации, как уникальный потенциал психотерапии.

20.Система макро- и мета-мишеней, макро- и мета-технологий психотерапии, как главные механизмы трёхуровневой психотерапевтической коммуникации; как база для понимания функционального смысла обще-терапевтических факторов.

21.Систематика общих факторов психотерапии. Психотехнической анализ общих факторов психотерапии.

22.Система параметров и индикаторов, оценивающих полноту и качество используемых макро- и мета-технологий, структурированных техник профессиональной психотерапии, а также скорость продвижения субъекта по этапам и фазам адаптивно-креативного цикла.

23.Общая и частная методология научных исследований в сфере психотерапии. Доказательная исследовательская практика и психотерапия. Базисная научно-исследовательская программа в психотерапии.

24.Методология психотехнического и комплексного анализа эффективности психотерапевтических методов и технологий. Системы промежуточных и итоговых индикаторов эффективности психотерапевтического процесса.

25.Концепция управления качеством психотерапевтической деятельности — научной, образовательной, практической, организационной, нормативно-творческой, экспертной. Механизмы управления качеством психотерапевтической деятельности.

26.Экспертные группы в психотерапии. Принципы организации и деятельности экспертных групп в области научной, образовательной, практической, организационной, нормативно-творческой деятельности.

27.Общий концепция системы профессиональных стандартов и правил психотерапевтической деятельности. Обоснование общего алгоритм разработки, обсуждения, утверждения и обновления системы профессиональных стандартов, и правил психотерапевтической деятельности на уровне экспертных групп, специалистов и профессионального сообщества в целом. 

28.Концептуальные модели формирования приверженности специалистов, действующих в сфере психотерапии, к выполнению утвержденных стандартов и правил психотерапевтической деятельности.

29.Механизмы эффективного контроля реализации стандартов и правил профессиональной психотерапевтической деятельности;

30.Концепция психоэтики. Психотерапия, психоэтика и профессиональная этика.

31.Концепция эффективного нормативно-правового регулирования психотерапевтической деятельности. Государственное регулирование психотерапевтической деятельности. Общественное (на уровне профессиональных психотерапевтических ассоциаций и профильных саморегулируемых организаций) регулирование психотерапевтической деятельности.

32.Законодательное регулирование психотерапевтической деятельности. Разработка модельного закона «О психотерапии» (либо, как варианты — «О психотерапевтической помощи»; « О психотерапевтической деятельности»).

33.Подзаконные и другие нормативные акты – в сфере здравоохранения, образования, социальной помощи и поддержке, оказания помощи в чрезвычайных ситуациях – регулирующие психотерапевтическую деятельность. Разработка модельных подзаконных актов. 

34.Концепция деятельности социальных институтов, имеющих отношение к достижению промежуточных и конечных целей, декларируемых в сфере психотерапии. 

35.Концепцией деструктивных социальных эпидемий (ДСЭ). Универсальные механизмы вовлечения в ДСЭ. Универсальные психотерапевтические мишени и ДСЭ. Модель социальной психотерапии и ДСЭ.

36.Основные типы типы ДСЭ (расстройства адаптации, в том числе обозначаемые как «психологические проблемы»; химическая зависимость — алкоголизм, наркомании, токсикомании, лекарственная зависимость; деструктивная психологическая зависимость – игромания, компьютерная зависимость, вовлечение в религиозно-экстремистские и иные тоталитарные секты; панические информационные пандемии). Взаимозависимость типов ДСЭ. Социальная психотерапия, как средство эффективного противодействия ДСЭ.

37.Обоснование обновленной модели социальной психотерапии. Социальная психотерапия и наиболее острые проблемы Новейшего времени.

38.Оценка эффективности экспериментальных психотерапевтических методов (с использованием методологии доказательной исследовательской практики) в клинико-статистических группах.

Оценка эффективности экспериментальных психотерапевтических методов (с использованием методологии доказательной исследовательской практики) в группе лиц, мотивированных на форсированное развитие высоких уровней здоровья и определенных качественных характеристик здоровья.

40.Разработка принципиально новой рамочной концепции психотерапии, как: важнейшего направления самоорганизующей социальной активности в эпоху Новейшего времени; наиболее востребованной социальной практики, препятствующей вовлечению населения в деструктивные социальные эпидемии; самостоятельного и самодостаточного научно-практического направления; авангардного фронта науки в общем секторе наук о психике и в корпусе науки в целом. 

Отрасль наук: 
науки о психике.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»