18+
Выходит с 1995 года
28 декабря 2024
Вышло новое пособие по патопсихологии

Учебное пособие «Патопсихология детского и юношеского возраста» для бакалавриата и специалитета участвует в Национальном конкурсе «Золотая Психея» в номинации «Книга года по психологии». Авторами учебника стали: профессор кафедры нейро- и патопсихологии развития факультета клинической и специальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета, кандидат психологических наук Наталья Владимировна Зверева, ведущий научный сотрудник отдела медицинской психологии Научного центра психического здоровья, кандидат психологических наук Ольга Юрьевна Казьмина, доцент кафедры нейро- и патопсихологии развития факультета клинической и специальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета, кандидат психологических наук Елена Геннадьевна Каримулина.

Публикуем отрывок из учебного пособия:

«Со времени первого издания пособия по патопсихологии детского и юношеского возраста прошло 10 лет. За это время актуальность знаний в этой области, умения и практические навыки диагностики, коррекции, психотерапии и реабилитации остаются все также востребованными. 

Патопсихология, в отечественной традиции связанная с именем Б. В. Зейгарник, является неотъемлемой частью современной клинической (медицинской) психологии. В патопсихологии выделяют направление, ориентированное преимущественно на психическую и мозговую патологию взрослых (условно можно назвать общей, или клинической, патопсихологией), а также отдельную область, направленную на изучение возникновения и развития указанной патологии в детском возрасте, — патопсихологию детского, подросткового и юношеского возраста. Эта часть патопсихологии близка психологии аномального развития, клинической психологии детей и подростков. Для специалистов, работающих в патопсихологии детского, подросткового и юношеского возраста в XXI в., важно ориентироваться в истории и логике развития данных отраслей, в их основных практических задачах и сферах применения, а также в теоретических проблемах этих научных направлений, уметь пользоваться методическим инструментарием диагностики и коррекции, уделять внимание задачам реабилитации. Практическая работа по сохранению психического здоровья, диагностике и коррекции нарушений психики (в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах) в детском и юношеском возрасте весьма серьезна. Не менее сложна деятельность по подготовке специалистов, способных реализовать перечисленные задачи. Учебное пособие предназначено как для обучающихся на специалистов — клинических психологов, так и для бакалавров профиля психологии и практикующих специалистов. 

По образному выражению Б. В. Зейгарник, патопсихология является смежной областью знаний. Мультидисциплинарный подход реализуется при решении разнообразных вопросов, связанных с состоянием психического здоровья человека. Детская и юношеская патопсихология имеет теснейшие связи с медициной (детской и социальной психиатрией, неврологией, эпилептологией и др.); биологией (нейро- и психофизиологией, генетикой, психобиологией развития и др.); педагогикой (дефектологией, коррекционной педагогикой, логопедией); психологией (возрастной, социальной и клинической, нейропсихологией детского возраста, психологической диагностикой, психотерапией и др.).

Зарубежные и отечественные издания, посвященные детской патопсихологии (работы В. В. Лебединского, О. С. Никольской, И.Ю. Левченко, Н. Л. Белопольской, Х. Ремшмидта и др.), пополнились за прошедшее десятилетие1. Понимание термина «патопсихология» в отечественной (идущей от В. М. Бехтерева и Б. В. Зейгарник) и зарубежной (Э. Мэш, М. Перре и У. Бауманн, Г. Каплан и Б. Сэдок и др.) психологии не идентичны. Психологическая терминология, опора на общие для нормального и отклоняющегося развития законы формирования психики, приоритет качественного анализа, методология отличают отечественный подход к патопсихологии и ее отраслям от западного. В западном подходе во многом не дифференцируются патопсихология и психопатология, патопсихология рассматривается в определенной мере синкретично. 

Многие годы научное и практическое сообщество психиатров и психологов живет, ориентируясь на Международную классификацию болезней (МКБ). Однако, как справедливо считают отечественные психиатры (А. С. Тиганов, Н. Г. Незнанов, Ю. С. Шевченко, И. В. Макаров, М. Я. Цуцульковская, И. А. Козлова и др.), МКБ требует адаптации к особенностям той или иной страны, это касается и введенной в 2018 г. МКБ11. Учитывая современный переходный период, авторы пособия сочли возможным при анализе нарушений психического здоровья у детей и юношества использовать разные (классические и современные) классификации заболеваний. 

Пособие является вводным в патопсихологию детского и юношеского возраста, при освоении этой области клинической психологии студенты должны получить базовые знания о видах психического дизонтогенеза, психологической квалификации нарушенного психического развития при различных видах психических расстройств и отклонений в детском и подростковом возрасте (в том числе и возрастно-специфической патологии). Пособие направлено на формирование навыков анализа патологических факторов ситуации развития ребенка, подростка, молодого человека (по данным истории болезни или другим анамнестическим источникам) и причин возникновения болезней, умения формулировать психологические диагностические задачи и находить их методическое обеспечение (в общем виде), сравнительный анализ различных видов нарушений по психическим функциям в зависимости от вида патологии. Пособие дает читателю представление о методах диагностики и коррекции в детской и юношеской патопсихологии, областях ее применения и средствах работы, направлено на формирование и поддержание соответствующих общекультурных и профессиональных компетенций».

Перейти к проекту «Патопсихология детского и юношеского возраста»

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • «Рожденные цифровыми» готовятся к будущему: зона риска или ближайшего развития?
    29.03.2023
    «Рожденные цифровыми» готовятся к будущему: зона риска или ближайшего развития?
    На фоне очевидных широких возможностей для развития, обучения, общения, самореализации, которые предоставляют цифровые технологии, все чаще в фокусе внимания оказываются негативные эффекты в настоящем, попытка прогнозировать долгосрочные последствия в будущем.
  • Педагогика как область творчества
    27.02.2023
    Педагогика как область творчества
    «Творческая нереализованность опасна, как уже было сказано, не только для самого педагога “не по призванию” (“выгорание”, отсутствие чувства осмысленности жизни со всеми отрицательными последствиями). Она может отозваться и на детях, на отношении к ним…»
  • Семейные факторы возникновения буллинга
    15.03.2022
    Семейные факторы возникновения буллинга
    Родительская включенность и поддержка, теплота и эмоционально насыщенные отношения с ребенком, равно как и хорошо простроенная внутрисемейная коммуникация являются значимыми факторами защиты детей и подростков от виктимизации.
  • Куда уходит детство...
    12.03.2022
    Куда уходит детство...
    Детские травмы, холодность родителей, длительная разлука с ними, жестокость учителей, трудности коммуникации в детской среде и отсутствие поддержки со стороны взрослых — все это влияет на будущее человека, закладывая в характер кирпичики страха перед жизнью.
  • Психология развития человека: цели психического развития
    29.12.2021
    Психология развития человека: цели психического развития
    В.А. Аверин: «Процесс осознания, сопровождаемый психологическими эффектами, и есть процесс психического развития, в ходе которого человек постигает самого себя, свое прошлое, свои настоящие возможности и свое будущее».
  • Важное родительское умение — быть открытым потоку жизни
    12.02.2020
    Важное родительское умение — быть открытым потоку жизни
    «Не только мы воспитываем и учим ребёнка, но и он всегда учит и воспитывает нас. И от того, насколько мы открыты его влиянию, зависит и успешность его развития и то, будут ли наши отношения с ним источником радости и счастья»…
  • Игровая терапия для детей после онкозаболевания
    04.02.2020
    Игровая терапия для детей после онкозаболевания
    Дети, перенёсшие онкологическое заболевание, с трудом включаются в «здоровую» жизнь вне больницы. Один из способов социально-психологической реабилитации – это игра. Специалисты делятся опытом организации групповой игровой терапии для детей…
  • Зачем ребёнку вести дневник?
    29.01.2020
    Зачем ребёнку вести дневник?
    В детском центре «Океан» участники образовательных программ ведут рефлексивные дневники. Дневник, как развивающий ресурс личности, помогает пробудить творческие возможности ребёнка, построить и прожить новый образ себя, своего будущего…
  • Комплексная программа занятий с дошкольниками «Цветик-семицветик»
    08.02.2015
    Комплексная программа занятий с дошкольниками «Цветик-семицветик»
    Новизна и уникальность комплексной программы психолого-педагогических занятий с детьми дошкольного возраста «Цветик-семицветик» заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течении каждого года. Программа интегрирует и систематизирует различные материалы и дает возможность объединить различные направления деятельности психолога ДОУ
  • Психологическая помощь детям и подросткам в кризисных ситуациях
    21.01.2015
    Психологическая помощь детям и подросткам в кризисных ситуациях
    Комплект методических пособий, объединенных общей темой психологической помощи детям и подросткам, в том числе детям-сиротам, в кризисной ситуации, представляют на конкурс в номинации «Проект года в психологической науке» Ю.А. Володина, Н.В. Матяш, М.В. Рудин, Н.М. Юшкова и Е.М. Фещенко (Брянск)
  • Отношение будущих педагогов к личности ребенка с ослабленным здоровьем
    19.01.2015
    Отношение будущих педагогов к личности ребенка с ослабленным здоровьем
    Монография «Закономерности формирования ценностного отношения будущих педагогов к личности ребенка с ослабленным здоровьем в условиях антропологического подхода» посвящена не только вопросам формирования ценностного отношения будущих педагогов к личности ребенка с ослабленным здоровьем, но также описанию авторской классификации типов отношения, представлению новых диагностических методик и разработке комплексной диагностической программы, позволяющей выявить тип отношения педагога к ребенку с ослабленным здоровьем
  • «Экстремальные ситуации в образовательном процессе начальной школы»
    14.01.2015
    «Экстремальные ситуации в образовательном процессе начальной школы»
    Монография «Экстремальные ситуации в образовательном процессе начальной школы» коллектива авторов под рук. С.В. Пазухиной (Тула) участвует в конкурсе «Золотая Психея» в номинации «Проект года в психологическом образовании»
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»