18+
Выходит с 1995 года
3 декабря 2024
Позитивные иллюзии при стрессе — вред или польза?

V Международная научная конференция «Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие», состоявшаяся в Костромском государственном университете в сентябре 2019 года, претендует на звание «Событие года в жизни сообщества» в Национальном конкурсе «Золотая Психея». Целью конференции было продвижение в понимании данного вида адаптивного поведения в стремительно изменяющемся мире, предъявляющем все более сложные вызовы человеку, его ресурсам и благополучию.

Профессор кафедры общей и социальной психологии Костромского государственного университета, доктор психологических наук Татьяна Леонидовна Крюкова выступила на конференции с докладом «Насколько конструктивны иллюзии при совладании со стрессами жизненных перемен?»:

«Жизнь – это цепь или череда событий, которые мы, нередко бессознательно, и по-разному в разные периоды жизни делим на позитивные, негативные и амбивалентные (недифференцируемые). Несомненно, немало событий имеют стрессогенный характер, сами выступают стрессорами (пожар, переезд, болезнь и т.д.). Их часто обобщенно классифицируют как потерю, угрозу и вызов (Lazarus, 1984). Жизненные перемены зачастую несут в себе все три аспекта стрессогенности событий, которые происходят в области здоровья, взаимоотношений с другими (в семье), и в связи с работой. Так или иначе, человек вынужден постоянно реагировать на стресс перемен, приспосабливаясь к ним, либо принимая их, либо отвергая. В ином случае возникают сомнения и неустойчивость в том, что же лучше. Пока на вопросы, как и почему это происходит, не существует ясных ответов. Так Ш. Тейлор и коллеги в теории когнитивной адаптации показали, что восстановление, например, после травмы/острого стресса потери возможно на сознательном и бессознательном уровнях с помощью трех главных стратегий наилучшей активности при угрозе негативных или так воспринимаемых перемен: поиск смысла; реструктурирование жизни, восстановления управления жизненными событиями в целом; и воссоздание самоуважения через укрепление себя – самоуважения, самооценки, например, путем социального сравнения (Taylor, 1983). Тейлор убеждена, что все индивидуальные усилия решить эти три задачи фундаментально опираются на способность создавать и поддерживать множество иллюзий. Под иллюзиями понимаются не обязательно убеждения, противоположные известным фактам, но взгляд на факты под особым углом, в более поддерживающем, позитивном свете (Taylor, 1983, p. 1161). Успешное восстановление после травмы, трагедии невозможно без позитивных иллюзий, как бы цинично это ни казалось. Это означает, что человек должен поддерживать и гибко изменять позитивные иллюзии, которые служат буфером против настоящих и будущих трудностей. Позитивные иллюзии — это самоусиливающие убеждения; убеждения, отвергающие несовершенство; чрезмерно оптимистичные убеждения и иррациональные убеждения о контроле. Их смысл заключается в нереалистично благоприятном отношении людей к себе или их близким. Позитивные иллюзии как форма самообмана или самосовершенствования помогают чувствовать себя хорошо, поддерживать высокую самооценку или устранять дискомфорт, по крайней мере, на короткую перспективу (Taylor, 1983; Taylor, и Armor, 1996; Boyd-Wilson, и др., 2004). К ним также относятся нереалистический оптимизм по поводу будущего, иллюзия контроля над своей жизнью и здоровьем, завышенная самооценка собственных способностей и др. 

Существует три главных вида иллюзий: завышенная оценка собственных способностей, нереалистичный оптимизм по поводу будущего и иллюзия контроля. В модели психического здоровья Тейлор и Браун утверждают, что определенные позитивные иллюзии широко распространены в нормальном мышлении и традиционно предсказывают критерии психического здоровья. Иллюзии являются основой нормального когнитивного функционирования (Taylor, Brown, 1988). Так причины возникновения рака не известны, и вера в личный контроль над раком не внушает большой надежды. Эти иллюзии кажутся мощными механизмами преодоления трудностей, так как другие исследования показали, что в некоторых ситуациях отрицание также является копинг-механизмом (Taylor, и др., 2000). Исследования атрибуции показывают, что люди чаще приписывают себе хорошее, чем плохое, и нормальные люди склонны быть чрезмерно оптимистичными (Simmons, 2010). Неподтверждение когнитивного управления угрозой – это большая проблема: что происходит, когда иллюзорные убеждения оказываются неверными? Кажется, что вопреки современным теориям они оказывают меньшее влияние, чем ожидалось, потому что люди обычно имеют несколько способов достичь цели или убеждения. Существуют противоречия по поводу того, в какой степени люди надежно демонстрируют положительные иллюзии, а также о том, являются ли эти иллюзии полезными для людей, которые их имеют. Таким образом, существуют противоречия по поводу того, в какой степени люди надежно используют положительные иллюзии, а также о том, насколько эти иллюзии полезны для людей, которые их имеют. Естественно, лучшее, что мы можем сделать – это проверить данные идеи еще раз. 

Какова же роль позитивных когнитивных иллюзий в процессе совладания со стрессом, травмой, неприятностями? Проиллюстрируем приведенные выше теоретические положения из обзора данной проблемы в научной литературе некоторыми результатами наших эмпирических исследований. В первом эмпирическом исследовании показаны сходства и различия в системе копинг-ресурсов женщин, болеющих раком молочной железы и здоровой выборкой (Гернер, 2011). Отметим, что выраженных различий в перечне ресурсов не обнаружено. Обнаружены сходные ресурсы: доверие к другим, планирование будущего, ситуационный и эмоциональный контроль, поддержание здоровья. Однако иерархия в системе ресурсов была различна: у женщин, болеющих раком молочной железы, центральное место занимало планирование будущего и стремление его осуществить, связанное с надеждой иметь будущее. Пациентки были охвачены позитивной иллюзий того, что все, что они делают для своего выздоровления, «гораздо лучше, чем у других» подобных пациенток (85 из 88-ми женщин заявили об этом), а болезнь находится под их полным контролем, благодаря позитивному настрою и вере в лучшее / оптимизму. Для излечения они использовали медитацию, воображение и мечты, самовнушение, позитивное мышление и т.д. При этом у здоровых женщин ключевым выступал самоконтроль психофизиологического и физического напряжения. Было установлено, что в среднем уровень удовлетворенности жизнью у женщин, больных онкологическими заболеваниями молочной железы, выше, чем удовлетворенность жизнью женщин, не имеющих такого заболевания. У членов второй группы определен высокий уровень жизненных притязаний. Известно, что рассогласование реальных достижений и притязаний влечет снижение уровня удовлетворенности жизнью. Большинство членов контрольной группы не переживали действительно тяжелых/травмтичных/кризисных ситуаций, в связи с чем, не пройдя через пороги трудных для себя событий, они оценивали свою жизнь слишком критично. 

В другом исследовании копинга в ситуации хронической болезни (сахарный диабет) на выбор специфических способов совладания большое влияние оказали устойчивые личностные черты оптимизм / пессимизм (Гельман, 2011). Копинг выступил тут как медиатор между болезнью и ее последствиями для субъекта. Оптимистически ориентированные пациенты использовали социальную поддержку и позитивное переоценивание, чаще чувствовали, что конролируют ситуацию, а пессимисты предпочитали конфронтацию с врачами и близкими, дистанцирование и самоконтроль. Это приводило последних к самоизоляции, неудовлетворенности лечением и течением ситуации болезни-реабилитации. Однако и чрезмерные оптимисты, болеющие диабетом, также подвергали себя риску в связи с позитивной иллюзией быстрого полного излечения: почувствовав себя лучше в процессе лечения, они перегружали себя физически и психологически, «забывая» о недуге, иногда нарушали диету, употребляли спиртное. Удивительны последствия: далеко не все из пациентов, чрезмерных оптимистов, непременно чувствовали ухудшение состояния, и анализы показывали устойчивую ремиссию на определенном отрезке времени. Можно сделать вывод, что роль позитивных иллюзий сложнее, чем может казаться, а их механизм пока не может быть раскрыт достаточно полно. 

Еще один пример касается нереалистического или так называемого наивного, защитного оптимизма (Weinstein, 1980). Те, кому он присущ, предпочитают в ситуации стресса неопределенности рассчитывать только на благоприятный исход. Сравнение городских и сельских старшеклассников в диссертационном исследовании М.С. Замышляевой роли оптимизма / пессимизма в совладании со стрессами, связанными с окончанием средней школы, показало следующее. Объективно социальная ситуация была более неблагоприятной в отдаленной от центра сельской средней школе (отсутствие преподавания многих предметов из-за нехватки учителей, слабые знания и учебные навыки старшеклассников и т.д.). Однако сельские старшеклассники чаще демонстрировали оптимизм без элемента конструктивного мышления, не связанный с успешным совладанием. Они были больше уверены в непременном поступлении в университет после школы или в устройстве на высокооплачиваемую работу, в своем хорошем будущем. При этом они чаще, чем городские школьники этого же возраста, выбирали копинг-стратегии надежда на чудо, обращение к Богу, дистанцирование, бегство-избегание (по: Крюкова и др., 2018). В данном случае оптимистические жизненные ориентации сельских старшеклассников могут рассматриваться как позитивные иллюзии успеха в жизненной ситуации, объективно препятствующей его достижению. Чрезмерный оптимизм и неподконтрольность когнитивного управления угрозой (непоступление в вуз, безработица в данном случае), к сожалению, не проверялись в дальнейшем. И хотя подобные позитивные иллюзии предсказывают критерии психического здоровья, вывод об их полезности вряд ли может быть сделан с уверенностью. Скорее всего, данные иллюзии противоречивы, а люди обладают несколько множественными способами достижения цели. Однако ясно и другое: нереалистические ожидания, убеждения и установки обеспечивают лучшее эмоциональное функционирование и копинг, препятствуют психическим срывам на определенное время.

Исследователи уверены, что эффективно совладающий с серьезным стрессом человек «разрешает» себе иллюзии и восстанавливает свое самочувствие после травмы, кризиса с помощью иллюзий (Taylor и соавторы). Оговоримся только, что постоянное / длительное неподтверждение иррациональных идей, мечтаний, фантазий, ошибочных мнений, безусловно, является другим полюсом неблагополучия и должно тщательно изучаться».

Перейти к проекту «V Международная научная конференция «Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие»

Литература 

  1. Гельман В.Н. Совладающее поведение у оптимистов и пессимистов, пациентов с хроническим соматическим заболеванием. Квалификационная работа. Кострома: КГУ, 2011. 103 с. 
  2. Гернер К.Е. Особенности ресурсов у женщин с онкозаболеванием // Материалы IV Международной конференции молодых ученых «Психология – наука будущего». М.: Изд—во «Институт психологии РАН», 2011. С. 87-90. 
  3. Крюкова Т.Л., Екимчик О.А., Хохлова Ю.А., Кирпичник О.В. Феномен когнитивных искажений субъективных оценок жизненных явлений и его измерение (первичная русскоязычная адаптация Шкалы когнитивных искажений – CDS) // Вестник Костромского государственного университета. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018, № 4. С. 61–68. 
  4. Boyd—Wilson, B.M., McClure, J., Walkey, F.H. (2004). Are wellbeing and illusory perceptions linked? The answer may be yes, but… // Australian Journal of Psychology. 56 (1), 1–9. 
  5. Lazarus, R.S., and Folkman, S. (1984). Stress, Appraisal and Coping. New York: Guilford. 
  6. Simmons, J. (2010). Positive Illusions and Positive Psychology: How Positive are Positive Illusions. 
  7. Taylor, S.E. (1983) Adjustment to Threatening Events: A Theory of Cognitive Adaptation // American Psychologist, 38 (11), 1161—1173. 
  8. Taylor, S.E.; Brown, J. (1988). Illusion and well—being: A social psychological perspective on mental health // Psychological Bulletin.103 (2): 193–210. DOI:10.1037/0033—2909.103.2.193 
  9. Taylor, S.E., and Armor, D.A. (1996). Positive Illusions and Coping with Adversity // Journal of Personality 64:4, 873–898. 
  10. Taylor, S.E., Kemeny, M.E., Bower, J.E., Gruenewald, T.L., & Reed, G.M. (2000). Psychological resources, positive illusions, and health // American Psychologist, 55, 99–109. DOI:10.1037/0003— 066X.55.1.99.
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Эффективное отцовство: возможности и ресурсы формирования
    31.03.2015
    Эффективное отцовство: возможности и ресурсы формирования
    Исследуя психолого-педагогический аспект отцовства, следует заметить, что характер воспитательной деятельности отца и отношение к ней, тесным образом связаны с устройством общества и требованиями, предъявляемыми к воспитаннику. Традиционно отец устанавливал дисциплину в семье, управлял жесткими авторитарными методами. Как результат – зависимость детей от родителей, «патологическая привязанность», стереотипность поведения и деятельности. После промышленной революции вся система трудовых отношений изменилась ...
  • Феномен детского творчества в военное время
    20.03.2015
    Феномен детского творчества в военное время
    Вопрос творчества в военное время нашёл широкое освещение в литературе. Но большинство работ на данную тему посвящены «узким» вопросам, к примеру, творчеству писателей, поэтов, композиторов во время Великой Отечественной войны и т.д. Детское творчество в военное время, особенно во время войн новейшего времени, остается слабоизученным, что делает его рассмотрение крайне актуальным. Исследование творчества учащихся проводилось в течение 2014 года в Луганской области
  • Вторичные психические травмы
    03.09.2024
    Вторичные психические травмы
    «До Бесланской трагедии мы предполагали, что утрата ребенка — это весьма редкое событие, преимущественно индивидуального «порядка», и не так уж много специалистов систематически занимались этой проблемой…»
  • Слово российским психологам — что обсуждали в первый день 18-го Санкт-Петербургского саммита
    03.06.2024
    Слово российским психологам — что обсуждали в первый день 18-го Санкт-Петербургского саммита
    «Кризис мировой цивилизации» — так звучала тема панельной дискуссии 2 июня, в которой приняли участие А.Г.Асмолов, Т.В.Черниговская, Д.А.Леонтьев, К.В.Павлов, Т.Ю.Базаров, М.М.Решетников, А.Г.Караяни, Е.В.Сидоренко…
  • Переживание горя и утраты. Психологическая помощь на разных этапах горевания
    28.05.2024
    Переживание горя и утраты. Психологическая помощь на разных этапах горевания
    «Пациенты, обратившиеся за помощью в период острой стадии, требуют от психолога спасения, что может стать своего рода западней для профессионала, который в такой ситуации просто обречен испытывать чувство вины».
  • Итоги 40-летней истории каузометрии и её перспективы
    15.02.2023
    Итоги 40-летней истории каузометрии и её перспективы
    Каузометрия является оригинальным методом психодиагностики субъективной картины жизненного пути человека, психологического консультирования по смысложизненным вопросам и психотерапии биографических кризисов.
  • О науке и жизни. Интервью с выдающимися российскими учеными-психологами: Н.И.Чуприкова
    27.11.2022
    О науке и жизни. Интервью с выдающимися российскими учеными-психологами: Н.И.Чуприкова
    …о пути в науке, об учителях и коллегах, об исследованиях и открытиях в общей психологии и психофизиологии, о своей научной позиции по отношению к конструктивизму, нейронаукам, искусственному интеллекту, обучению детей и перспективам психологии как науки.
  • Генетические маркеры психологической устойчивости и совладающего поведения
    15.03.2022
    Генетические маркеры психологической устойчивости и совладающего поведения
    Выявление генетических маркеров «устойчивого фенотипа» и их поведенческих коррелятов позволит нам приблизиться к ответу на вопрос, возможно ли распространить элементы такого профиля личности на категорию «уязвимых» пострадавших.
  • Б.Д. Эльконин о культурно-исторической психологии как психологии развития
    12.03.2022
    Б.Д. Эльконин о культурно-исторической психологии как психологии развития
    «Вы, я думаю, заметили, что я все время занимаюсь вопрошанием. Занимаюсь им искренне, а не дидактически. Это те вопросы, которые я пытаюсь обдумывать, а не учу задавать. В этом смысле я и говорю про не дидактичность — это мои вопросы. Станут ли они вашими...»
  • Психологическая готовность к организационным изменениям
    11.03.2022
    Психологическая готовность к организационным изменениям
    Согласно многочисленным исследованиям, лишь малая часть инициатив по внедрению организационных изменений завершается успешно. Сильное влияние на результат оказывает индивидуальная готовность к изменениям сотрудников, которым они адресованы.
  • В.М. Аллахвердов: Приглашение к абсурду
    05.03.2022
    В.М. Аллахвердов: Приглашение к абсурду
    Фрагмент из вступления к книге «Таинственная прелесть сознания. Беседы о вечных проблемах, или приглашение к абсурду», написанной специально для собрания сочинений. Книга построена в жанре бесед Автора, Прекослова и Простака.
  • Неадаптивность как неизбежность
    04.03.2022
    Неадаптивность как неизбежность
    Феноменология неадаптивности выступит перед нами рельефнее, когда мы присмотримся к движению деятельности в таких специфических ее проявлениях, как «жизнедеятельность», «предметная деятельность», «деятельность общения», «деятельность самосознания».
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»