18+
Выходит с 1995 года
22 декабря 2024
Чтоб не пропасть поодиночке

Такая незаурядная личность, такое большое явление в российском образовании, как Александр Григорьевич Асмолов, давно была достойна если не жизнеописания, то хотя бы широкой трансляции своих взглядов в обществе. Что и показал 4‑серийный фильм «Асмолов. Психология перемен», который недавно представил зрителям телеканал «Россия-Культура».    

Что же сегодня волнует выдающегося психолога, философа и идеолога многих глобальных изменений в нашем образовании? Как всегда, смыслы. Смыслы нашего времени. А раз уж мы живем в эпоху перемен и кризиса, растянувшуюся на 30 с лишним лет, то о ее ценностях и идет речь. Асмолов давно и, как никто, точно сформулировал (об этом он не раз говорил, в том числе на страницах «УГ»): наше время цифровой, когнитивной, технологической революции - это эпоха неопределенности, когда все застывшее, определенное, одностороннее неэффективно. Для полноценной жизни человечеству необходимы гибкость, пластичность, креативность, а что заложит их, как не образование? Асмолов предлагает формулу современного образования из 4 «к»: коммуникация, критическое мышление, креативность и кооперация. Ибо традиционная система порождает, по статистике, 25‑28% неудачников, то есть людей, не нашедших свое место в жизни, что, не говоря высоких слов о бесценности каждой жизни, невыгодно власти - они причиняют ВВП страны ущерб в триллионы рублей (-15%). Школа и институты не научили их учиться всю жизнь, меняться, следовать своей мечте, напротив, им обрезали крылья... Поэтому столь важно создать детям мотивирующую среду (оценки, кстати, фактор демотивирующий). «Учитель - мастер зажигания мотивации ученика» - такой видит роль современного педагога Александр Асмолов. И с этим не поспоришь.

Еще одна важнейшая тема - перемены и стратегии, которых они требуют. Нужны ли нам перемены? Ведь они болезненны, чреваты хлопотами, потерями, тревогами и многочисленными проблемами. Не оттого ли некоторые страны защищаются от перемен? Например, в Китае ввели рейтинг благонадежности. За этим, согласимся с нашим героем, стоит ориентация системы на лояльность, полезность, серость, когда схлопывается все разнообразие. Если все культуры будут ориентироваться на рейтинг благонадежности, считает Асмолов, то в эпоху кризиса это грозит тем, что человечество может провалиться в пропасть, потому что один шаблон мышления не дает разных вариантов выхода из нестандартной ситуации. Интересно, что в дикой природе разнообразие поддерживается самой эволюцией (в каждой популяции есть 20‑30% так называемых парадоксальных особей, потому что они увеличивают общие шансы на выживание). Таким образом, как ни странно, эволюция поддерживает «сумасшедших», непохожих на других.

Красной нитью Асмолов проводит свою излюбленную мысль: культуре полезности человечество может противопоставить только культуру достоинства. Надо ли говорить, как важна эта тема именно здесь, в России, и сейчас, во время новой централизации и ориентации на единомыслие? И каким смелым является заявление, что «в эпоху антропоцена, когда главным фактором среды обитания является человеческая деятельность, особенно ценным становится каждый, кто мыслит «не в ногу»...»

Каково же новое поколение, которое, как надеется автор, выберет культуру достоинства? Это цифровые, сетевые дети, по исследованию ученых, половина из них проводят в Интернете не менее 5 часов в день, а треть и вовсе по 8 часов! И они погружаются в виртуальный мир все глубже. О вреде этого процесса мы все знаем, взять хотя бы школьников, поклонников «стрелялок», которые в реальной жизни берут в руки оружие, чтобы поквитаться с обидчиками, да и буллинг (сетевую травлю) познает на себе каждый пятый ребенок. Мы, взрослые, хотели бы их выдернуть из Мировой паутины, но верный ли это путь? Нужно понять, почему детям интереснее там, а не здесь. Психологи выяснили, что 85% детей считают себя в Сети более общительными, самостоятельными, успешными, талантливыми, крутыми, чем в жизни. А ведь они и в самом деле там более свободны, кроме того, компьютерные игры, как показали исследования, развивают мозг (увеличивается количество серого вещества), формируют целеполагание, настойчивость в достижении цели, разумную склонность к риску.

Конечно, всегда есть и другая сторона медали: смерть начинает казаться цифровым детям дорогой не только туда, но и обратно, нужно лишь вовремя нажать кнопку... Захватывает человечество и новый психоз: по остроумному выражению Асмолова, лайковый нарциссизм, когда человек стремится выложить в соцсетях всю жизнь напоказ. Это своего рода социальная истерия - попытка увековечить себя, сделать все, чтобы тебя заметили. Все это ведет к ослаблению наших чувств, утрате эмпатии, сочувствия. То есть мы теряем человечность. Но... наш герой убежден, что мы можем найти больше, чем потерять.

«Мы можем обрести возможность общения друг с другом, которой раньше не было никогда», - говорит Асмолов. А ведь и вправду, сейчас любой - не только ребенок, но и взрослый - может найти в Сети кого угодно, напрямую пообщаться с поп-звездой, выдающимся ученым, известным писателем, почти мгновенно найти единомышленников... Интернет раздвигает все границы, децентрализует мир (понятие провинции вообще, по мнению Асмолова, устареет) и одновременно делает его единым целым, объединяющим нас, таких разных и непохожих. «Я верю, я чувствую, что Интернет как Сеть есть та самая общая система крово­обращения, которая делает нас не только родом, она - как любовь - делает нас родней», - приходит к парадоксальному выводу Асмолов. И это, пожалуй, самое сильное и спорное заявление психолога и философа. Уже ближайшие десятилетия покажут, станет ли оно реальностью.

Четвертая серия объединяет все темы и мотивы фильма. Они сходятся в вопросе: кто станет лидером ХХI века? «Нас поразила эпидемия лидероманий, когда кажется, что каждый здесь и теперь, любой ценой должен стать лидером», - справедливо подметил Александр Григорьевич. При этом в гонке за лидерством и успехом мы утрачиваем смысл существования, подобно Мартину Идену. И немудрено. Классик социологии Роберт Мертон говорил, что если главным критерием успеха у общества считается богатство, то это общество ожидают преступность, наркомания и прочие неприглядные спутники. Здесь нет места смыслам.

Сегодняшний лидер, считает Асмолов, - это создатель социальных миров, где люди могут достойно жить. Он должен обладать особым порогом чувствительности к разнообразию - социальному, культурному, личностному. Подлинный герой нашего времени - творец смыслов, он всегда учитывает интересы остальных и нацелен на кооперацию. При этом каждый из нас, подобно индейцам из племени апачи, может стать лидером в конкретной ситуации, каждый, у кого хватит мудрости и ответственности. Он вместе со всеми ищет и находит выход из самых невыносимых ситуаций. Словом, «сегодняшний оркестр играет без дирижера», то бишь авторитарного лидера, вождя, и будущее, считает наш герой, за подобными оркестрами. Будущее за культурами достоинства, которые дают шансы найти самих себя, быть человеком при любых переменах, чувствовать свободу и не бояться ее, чувствовать неопределенность и играть с ней. Думаете, это утопия? Что ж, разве человечество не имеет права на надежду?

Говоря о фильме «Асмолов. Психология перемен», не хочется обсуждать его художественные достоинства и недостатки. Главное, что его герой говорит не об отвлеченных философских категориях, а о насущных вопросах, которые сейчас важны для всего человечества, но жизненно необходимо их решить для себя именно нам, российскому обществу. И говорит об этом Асмолов с позиций ясного разума, четкой логики и неизменных моральных принципов. Он сам творец смыслов, о которых мечтает, и он делает время. Его слово становится делом. Поступком. В этом Асмолов напоминает Сенеку (давайте только отбросим ассоциации с печальными последствиями в судьбе последнего). Он и есть Сенека нашего времени. Будет ли он услышан? Имеющие уши да услышат.

Татьяна Ефлаева

Источник

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»