Согласно Г. Бейтсону (2000) любое поведение человека в присутствии другого является коммуникацией. Таким образом, акты агрессии и аутоагрессии также являются коммуникационными актами. Очевидной трудностью анализа случаев завершенного суицида является отсутствие возможности контакта с суицидентом. Недостаточная информированность части населения и некоторых социальных институтов, приводит к формированию негативного и нетолерантного отношения к родственникам проблемного ребёнка. В связи с тем, что имеется устойчивая тенденция обвинения семьи, родители и близкие суицидента зачастую не получают поддержки и даже становятся объектами упреков и подозрений. Часта практика необоснованного возбуждения уголовных дел, приводящая к блокированию контактов членов семьи с помогающими службами и препятствующая получению достоверной информации.
Нами был проведен анонимный опрос 54 помогающих специалистов. Состав испытуемых – 54 специалиста. Из них семь (13%) психотерапевтов, 19 (35%) психологов и 28 (52%) социальных педагогов.
Было предложено два вопроса:
- В чем причина?
- Что делать?
Ответы распределились следующим образом: причины видели в семье - 25%, в отношениях с другими взрослыми - 37,5% в личности ребёнка - 25%, а в трудностях отношений со сверстниками – 12,5%.
Предложения по поводу преодоления сложившейся ситуации объединялись в аналогичные группы. Предлагалось работать с семьей - 16%, с отношениями со взрослыми внешнего окружения - 24%, с личностью ребенка - 52%, а с трудностями отношений со сверстниками – 8% ответов.
Обобщая результаты, можно отметить характерную тенденцию, отражающуюся в реальной практической деятельности помогающей службы. Основную часть трудностей в жизни детей составляют отношения со взрослыми, как внутри семьи, так и во внесемейном окружении.
Парадоксально, акцент в работе, направленной на преодоление трудностей и профилактику суицидального поведения, делается на коррекцию личности ребёнка. В отечественной практике широко применяется лечение детей до 15 лет в закрытых стационарах. По официальной статистике сроки госпитализации составляют, в среднем, до 60-70 дней. Круглосуточное наблюдение гарантирует безопасность жизни ребёнка (на время нахождения в стационаре), но может приводить к формированию у него экстернального локуса контроля. Отсутствие активной вовлеченности родителей в процесс преодоления трудностей взаимодействия с «проблемным» ребёнком приводит к формированию у них обученной беспомощности.
В повседневной жизни ежедневно контактируют с детьми (и их семьями) педагоги и школьные психологи. Значение их работы трудно переоценить. Следует учитывать и трудность психологического контакта с детским коллективом. Статус педагога определяет его значимость для детского коллектива. Педагог зачастую становится объектом проекции агрессии со стороны подростков, а школьный психолог – со стороны педагогического коллектива.
Важно отметить, что описанные тенденции обусловлены объективными возрастными и системными факторами и сами по себе проблемой не являются.
Трудности могут быть связаны с тем, что в большинстве случаев, школьный психолог находится в ситуации, не позволяющей ему в полной мере реализовать свою профессиональную эффективность.
С этической точки зрения психолог не может работать с клиентом, который состоит с ним в дружеских/служебных/родственных связях. Школьный психолог – сотрудник школы или работает на территории педагогического коллектива (клиента) и очень зависим от эмоциональных отношений с ним.
Если рассматривать случаи аутоагрессивного поведения подростка, потребность в определении «виноватого» резко возрастает и агрессия устремляется с новой силой по прежним каналам.
Родители делегируют ответственность педагогам, педагоги – психологам. В самом деле, где же был этот школьный психолог, который должен охранять психологическое состояние наших детей, если случилось такое?!
Специалист в данном случае попадает в ловушку детоцентризма (Варга А.Я. 2004). В самом деле, кто отвечает за нашу неэффективность если мы берёмся оказывать помощь тем людям с которыми находимся во внетерапевтических контактах – сотрудникам/родственникам/друзьям?
А кто отвечает за то, что оказание такой помощи включено в должностные обязанности специалиста?
Выводы
Представляется необходимым:
- оптимизировать системное взаимодействие помогающих специалистов;
- отработать механизмы психологической помощи и профилактики эмоционального выгорания сотрудников психолого-педагогических учреждений;
- организовать школьную психологическую службу, ориентированную на помощь семье и сотрудникам педагогического коллектива:
- создать систему эффективного общественного контроля над деятельностью закрытых детских учреждений с последующей их модернизацией в современном реабилитационном формате.
Литература
1. Бейтсон Г. Экология разума: избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии: пер. с англ. – М.: Смысл, 2000. – 476 с.
2. Варга А.Я. Типичные предрассудки российских семейных терапевтов. Доклад на конференции по семейной психотерапии Международного конгресса «Психотерапия и консультирование личности, семьи, социума». — М., 20-22 мая 2004.
3. Вилкен Ж.П., Холландер Д. Восстановление и реабилитация. Пер с англ. И. Темирбулатова, Д. Шукурова. – Глобальная инициатива в психиатрии. – 2011. – 296 с.
4. Коцюбинский А.П., Гусева О.В. Интегративная модель психотерапии эндогенных психических расстройств. – СПб.: СпецЛит. 2013. – 287 с.
5. Медведев С.Э., Коцюбинский А.П. Биопсихосоциальная реабилитация при психических расстройствах (системные и трансгенерационные аспекты) / Трансляционная медицина – инновационный путь развития психиатрии: тезисы конф. 19-21 сентября 2013 г. Под ред. Проф. Н.Г. Незнанова, проф. В.Н. Краснова — Самара, 2013. – С.70-71.
6. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории (Синергетика – психология – прогнозирование). – Москва: Мир, 2004. – 368 стр.
7. Шлиппе А. фон, Швайтцер Й. Системные интервенции. – СПб.: Издательство Вернера Регена. Немецкая школа коучинга и медиации; Gera: VWR-Verlag, 2013. – 184.
8. Seikkula J., Olson M.E. Family process. – FPI. – 2003. – Vol 42. – 3. – C.404-418.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать