В первые годы жизни дети могут научиться очень многому. Специалисты (врачи, педагоги и психологи всего мира) пришли к выводу: чем раньше начать правильно и квалифицированно заниматься с ребенком – тем быстрее можно уменьшить последствия ограничений в его развитии.
В системе государственных учреждений, как правило, доминирует медицинский подход, при котором осуществляются лишь лечебные мероприятия, исключающие психологический и социальный прогноз развития личности. В специализированные учреждения по работе с детьми-инвалидами, которые обладают необходимым штатом специалистов и опытом работы с семьей, дети-инвалиды попадают с 3-х лет. Таким образом, должной психолого-педагогической и социальной работы с детьми–инвалидами раннего возраста и их семьями не проводится. Это ухудшает возможности их включения в социум, обедняет ресурсы развития, создает дополнительные проблемы. Пытаясь их решить, родители вынужденно ограничивают круг общения, сокращают время своего досуга, нередко оставляют работу, так как ребенок требует их постоянного присутствия и присмотра. К сожалению, вследствие возникших трудностей семья нередко распадается, возникают предпосылки для социального сиротства такого ребенка.
Минтрудом России (совместно с Минздравом России, Минобрнауки России, Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) разработан проект распоряжения Правительства Российской Федерации «Об утверждении межведомственной Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года». Целью Концепции является создание условий для предоставления услуг ранней помощи детям на межведомственной основе. Сопровождение семьи, повышение компетентности родителей или законных представителей также является неотъемлемым компонентом ранней помощи.
Наличие системы ранней помощи семье с проблемным ребенком позволяет более эффективно предупреждать, корригировать и компенсировать отклонения в психическом развитии ребенка, предоставляет исключительную возможность «сгладить» недостатки и проблемы в развитии.
Организация системы ранней помощи повысит способность семей удовлетворять особые образовательные потребности ребенка, увеличит возможность нормализации их жизни и уменьшит вероятность отказа родителей от воспитания ребенка-инвалида.
Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Фламинго» г.Кемерово уже не первый год изыскивает возможности для работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов раннего возраста. Уже можно говорить о программе психолого-педагогического сопровождения семьи, которая предполагает семейно-центрированный подход. Она учитывает не только особенности ребенка, но и семьи, то есть работает с системой «ребенок-родители». Основной принцип этой программы - активное вовлечение родителей в работу по развитию ребенка.
Два года в нашем центре действует служба консультативно-диагностического приема − кратковременная помощь, которая включает диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, профилактическую, просветительскую помощь. Основной целью консультативно-диагностического приема является осуществление контроля за ходом психического развития ребенка раннего возраста в условиях семейного воспитания.
Задачи консультативно-диагностического приема:
- раннее выявление отклонений в развитии, их коррекция и профилактика нарушений в поведении и деятельности;
- выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка (личностных и интеллектуальных);
- определение условий воспитания ребенка;
- разработка индивидуальной программы коррекционной работы;
- организация коррекционной работы с родителями и детьми.
В ходе консультативно-диагностического приема специалист проводит краткую беседу с родителями, выслушивая и фиксируя первые жалобы. Проводится обследование. При обследовании ребенка и семьи специалисты используют сбор анамнеза, анкетирование, активное слушание, непосредственное наблюдение за ребенком в игре, опросники, проективные методики. Уточняются условия воспитания, микроклимат в семье, понимание родителями проблем развития ребенка.
Получив информацию о семье, психолог составляет план оказания помощи. Даются рекомендации, как следует ухаживать за ребенком, приемы и упражнения по его развитию, как изменить условия жизни семьи. Важно подвести родителей к пониманию значимости семьи в реабилитации и коррекции личностных качеств, в воспитании ребенка.
Поэтому необходимо использовать педагогические возможности самих родителей в обучении ребенка. Во время консультативно-диагностического приема, в ходе игровых сеансов специалисты помогают им овладеть технологией наиболее распространенных форм педагогической работы с ребенком, навыками семейного общения.
Затем назначается повторный прием для наблюдения за динамикой развития. Следующим этапом является перевод ребенка на программу комплексной реабилитации.
Программа консультативно-диагностической помощи семье ребенка-инвалида раннего возраста вызывает заинтересованный отклик у родителей. Потому что позволяет наметить пути улучшения социальной ситуации развития ребенка, определить условия коррекции его личностных качеств, дает рекомендации по установлению правильных взаимоотношений в семье и коллективе сверстников.
В рамках программы ранней помощи мы используем диагностический тест В. Шрасмайера. Этот тест показывает так называемую зону ближайшего развития, помогает уточнить цели и дает информацию о том, каким образом можно развивать ребенка далее. По этому тесту мы проводим обследование детей от 1 года до 5 лет. Тест В.Штрасмайера представлен в виде тестовых листов развития в таких сферах как: самообслуживание, общая и тонкая моторика, речь, мышление, восприятие. Задания расположены снизу вверх в порядке возрастания трудности выполнения. Родителям предлагается прочитать задания, начиная с первого и по порядку, и подумать над тем, сможет ли их ребенок выполнить то или иное задание. Результаты теста наглядно представляются в виде графика на регистрационном бланке. Поперечная линия показывает возраст ребенка, а график - профиль развития ребенка. Трудности развития отражаются в нижних значениях графика.
Каждый тестовый лист развития имеет не только диагностическую направленность, но и развивающую. Для этого к развивающим упражнениям даны четкие методи¬ческие указания. Это помогает специалистам планировать развивающие упражнения для формирования определенных навыков.
Развивая эти идеи, мы создали проект программы Социальная гостиная. Проект программы участвовал в грантовом конкурсе Национального благотворительного фонда и оказался в числе победителей. Финансирование этой программы позволило нам реализовать наши идеи.
Программа направлена на создание дополнительных условий для проведения работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов раннего возраста. Социальная гостиная – условное название для помещения, оснащенного современным оборудованием и игрушками, ориентированными на детей раннего возраста. Социальная гостиная активно используется в работе с семьями и детьми-инвалидами. Проводятся Консультативно-диагностический прием Игровые сеансы, коррекционные занятия, Родительский клуб, встречи родителей, праздники. В социальной гостиной работают психолог и социальный педагог, распределяя функции.
Помещение социальной гостиной организовано таким образом, чтобы дети чувствовали себя здесь в безопасной обстановке, быстро адаптировались и легче шли на контакт со специалистами. Предметно-развивающая среда кабинета обеспечивает максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создаёт возможности для развития познавательных процессов, двигательных навыков, речи и эмоционально-волевой сферы. Психологи, социальные педагоги совместно с родителями, в процессе игры, создают благоприятные условия для развития личности ребенка и социальной адаптации семьи в целом. Непринужденная атмосфера не даёт ребенку «уйти» в болезнь, а взрослым позволяет проявить к нему больше внимания, любви и заботы.
Ресурсами и обучающим материалом социальной гостиной для детей являются разнообразные игрушки для адаптации и расположения ребёнка, игрушки для развития сенсомоторики, зрительного, слухового, тактильного восприятия, речи, познавательных процессов и двигательных навыков.
Совместное посещение социальной гостиной родителями с детьми не только сказывается благоприятным образом на развитии ребёнка, но и способствует повышению психолого-педагогической культуры родителей, развитию эмоциональной связи с детьми.
Родители детей-инвалидов раннего возраста, находясь в трудной жизненной ситуации, помимо повышения педагогической компетенции нуждаются также в коррекции эмоциональной сферы. Поэтому было решено при Социальной гостиной создать комнату психо-эмоциональной разгрузки для родителей. Будут созданы условия для релаксации и аутогенной саморегуляции с помощью аудио-визуального комплекса «Диснет», воздушно-пузырьковой панели, мягкой музыки и удобных кресел для релаксации.. Это поможет родителям детей-инвалидов повысить устойчивость к стрессу, мобилизовать внутренние ресурсы организма.
Это планы будущего развития программы ранней помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов от 0 до 3- х лет. Вся работа реабилитационного центра «Фламинго» по программе ранней помощи направлена на обеспечение доступности и повышение качества услуг семьям с детьми-инвалидами раннего возраста, способствующих их оптимальному функционированию, росту потенциала, преодолению социальной изолированности, улучшению взаимодействия таких семей с социальным окружением.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать