Мы публикуем тезисы доклада Д.А. Леонтьева, который состоится на IX Саммите психологов в рамках дискуссии «Что случилось? Что дальше? Что делать? Профессиональное обсуждение: психологические аспекты»
Понятие «антропологическая катастрофа» было введено в обращение М.К. Мамардашвили и получило распространение в философской и публицистической литературе, однако практически нигде ему не дается точного определения, что снижает его объяснительный потенциал. Представляется, что оно важно для понимания многих трендов нашего времени, в том числе неблагополучных, размывающих основы человеческого существования. Целый ряд важных идей, проливающих свет на природу и механизмы антропологической катастрофы, был высказан в работах К. Юнга, Э. Фромма, А. Маслоу, Дж. Лёвинджер и других психологов.
Трудность понимания сущности антропологической катастрофы связан с двойственной, философско-психологической сутью этого понятия. Наиболее общее понимание антропологической катастрофы – уничтожение, разрушение или ослабление человеческого в человеке. Само понимание сути человеческого предполагает философский взгляд на проблему, а феноменология и механизмы его ослабления и/или деструкции относятся к компетенции психологии. В качестве основы для понимания антропологической катастрофы предлагается дифференциальная антропология (Леонтьев, 2009) – область на стыке философии и психологии, изучающая качественные различия между людьми, являющиеся следствием различных траекторий и уровней прижизненного становления человеческого в человеке (индивидуальной онтогенетической эволюции). На психологическом уровне рассмотрения в качестве типообразующих механизмов, в том числе отвечающих за антропологическую дефицитарность индивидов, не проделывающих работу по становлению в них механизмов человеческого существования, выступают механизмы саморегуляции разных уровней, начиная от контроля непосредственных импульсов и кончая сложнейшими механизмами духовности и ответственности.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать