О Б. Березовском после его смерти было сказано много очень умного и откровенного. Открылись новые факты из его жизни, которые, конечно же, не были случайными. Березовский осмысленно, целеустремленно использовал для решения «уравнения жизни человека» некую «формулу Б.», которой руководствовались в России многие в лихие девяностые, и которая сегодня живет и здравствует. Конечно, Березовский не может претендовать на роль Мефистофиля российской политики и экономики, это другие без шума спроектировали приватизацию и организацию власти, а он этим воспользовался. Обсуждают Березовского сегодня потому, что он «оформил витрину» реформ в России своей личностью, своими публикациями и выступлениями. Особенно откровенно он это сделал на лондонском суде с А.Абрамовичем, поставив под сомнение все, что происходило в России в 90-е годы, и спровоцировав кипрский кризис недоверия к российскому бизнесу и к российским деньгам. Итог жизни Березовского фактически поставил вопрос о переменах в российской политике и экономике. Не в нем дело. Дело в том, верна «формула жизни Б.», или нет?
У Березовского, несомненно, была «формула жизни». Он был исключительно организованным человеком с сильным математическим интеллектом, и ничего случайного не делал. Он отличался от других лидеров 90-х годов тем, что громко и четко формулировал политические и экономические задачи приватизации, в то время, когда другие ее участники молчали. Поэтому его личность и деятельность можно изучить, а других таких же — нет. Это была формула откровенного неопозитивиста, состоящая из чисел денежных знаков и голосов на выборах. Ради них все человеческое: совесть, честь, долг, стыд, жалость, сочувствие из формулы жизни было безжалостно изъято. Достаточно вспомнить выборы Президента Б.Н.Ельцина в 1996 году, заведомо зная, что он безнадежно болен. Березовский стремился к деньгам и власти любой ценой, потому что только эти две категории были и есть до сих пор смысл, цель и ценность политики и экономики в России. Вопрос в том, останется ли эта формула программой поведения российской элиты после кончины Березовского и трех его философских писем об утраченной Родине?
Я далек от морализаторских призывов, над которыми в голос хохочут во властных кабинетах и морщатся в офисах больших и маленьких олигархов. Они просто не знают, что у презираемого ими «гуманитарного знания», есть своя стальная логика жизни и смерти, которая посильнее, чем логика цифр. Жизнь элиты подробно описана гуманитарами в романах Бальзака, Золя, Стендаля, Драйзера, Толстого, Горького и др. Лошадей заменили автомобили и вертолеты, а человек остался прежним — он также беззащитен перед своей совестью, как перед своей смертью: он их не ждет, но они придут. Березовский дал это понять. Но в России сейчас такое время, когда многие предпочитают учиться на собственных ошибках. Противостоять изъятию гуманитарного знания из реальной российской жизни не удается. Один из виднейших лидеров российской экономики однажды сказал мне в личном разговоре: «Профессор для меня — ругательство!». В России сегодня академик и профессор похожи, скорее, на голого мокрого инженера из романа Ильфа и Петрова, который целиком находится во власти жулика, нежели похожи на Курчатова или Иоффе, которые спасали страну. Не будут богатые и властные слушать людей, которые непонятно, почему бедны, если они такие умные? Опыт Березовского важен сегодня потому, что он с большим опозданием для себя осознал логику гуманитарного знания. Об этом говорят и его обращение к церкви, и три письма, и разговоры о том, что он потерял смысл жизни. По своему профессиональному опыту знаю, что нет ничего страшнее утраты смысла жизни, и никто из людей ее не минует.
Первая ошибка Березовского. Почти все аналитики считают, что неумная энергия и изобретательность Березовского были потрачены впустую, хотя он был отличным математиком, и в логике ему не отказать. Почему то, он не придал значения тому факту, что математический анализ (дифференциальное и интегральное исчисление) был изобретен В.Г.Лейбницем для описания сознания человека, а не для того, чтобы считать деньги или полет пушечного ядра (Читай Лейбниц В.Г. «Новые опыты о человеческом разуме», М., 1939.). Еще в 1675 году Лейбниц доказал, что вся высшая математика не может решить уравнение даже простейшего поступка человека, а не то, что его сознания. Поэтому «гуманитар» В.Г.Лейбниц (юрист, психолог, логик, лингвист, математик: все в одном лице) подарил математический анализ ученым-естественникам. Из-за невнимания к этому факту, Березовский пустился управлять поведением людей, до которых дотянулись его руки, следуя заветам сына Великой Французской революции, создателя позитивизма Огюста Конта. Позитивизм уже наделал много бед, вычищая гуманитарное знание, как науку, из сознания людей, а сколько бед еще впереди? Цифры, цифры, цифры биржевых сводок, курсов валют, социологических исследований, подсчета голосов на выборах, а позади — могилы, могилы, могилы молодых парней, сокращающие население России, которое осталось без милосердия, заботы, гуманного отношения. Ошибка то в том, что совесть, любовь, честь, долг, благородство не измерить в цифрах, а поэтому не купить и не продать. Из-за этой теоретической ошибки теперь все, кому не лень, рассказывают о Березовском такое, что, действительно, лучше умереть, чем слышать это о себе. Политика — детище гуманитарного знания, а появление математики в ней — это ее смерть, потому, что в ее формуле нет Человека. Смысл жизни Березовского был неверным.
Вторая ошибка. Березовский — не супермен, а всего лишь один из многих, попавший в ловушку игнорирования гуманитарных знаний. Он, между прочим, как любой из нас, всю жизнь решал главную гуманитарную задачу, которая встает перед каждым сразу после рождения: пробить «дорогу к людям». Фрагмент этой задачи доходчиво описан в романе японского писателя Кобо Абе «Чужое лицо», посвященное функции лица человека, как «тропинки к людям». Действительно, только родившись, мы орем во весь голос, привлекая к себе внимание мамы! Не дай Бог, если она не прижмет нас к груди! Потом мы ласкаемся к родителям, чтобы ощутить их нежность, нужную как глоток воздуха. Кто не видел, как маленькие дети ревнуют своих родителей и сражаются за них со всеми, к кому они проявили малейшее внимание? Потом мы стараемся выглядеть красивыми и сильными, чтобы получить свою заслуженную меру любви. Потом мы своим талантом профессионала или мужеством солдата пытаемся заслужить признание многих людей, без которого жизнь не в жизнь. Все, чего мы жаждем в этой жизни — это взгляда, прикосновения, слов одобрения другого человека. Даже психопаты курят в метро и громко ругаются матом, чтобы привлечь к себе внимание, потому что иначе их никто не видит так, словно их нет, словно они невидимки. Это невыносимо, и нет у них другой дороги к людям. Все мы выбираем разные варианты «дороги к людям». Березовский пошел к людям «по математической кривой», а не по «гуманистической прямой».
Я видел много циников, которым смешны подобные рассуждения, потому что им повезло: их не выбросили в мусоропровод после рождения, не оставили в роддоме, не выгнали еще с работы и из страны, не оставили умирать в пустой квартире. Им пока везет. Но может сильно не повезти, если они не осознают, что все, что человек имеет: от молока матери до куска хлеба, от плотских наслаждений до уверенности в себе — ему даруют другие люди. Именно даруют, потому что это счастье не купить и не отнять. Даже себя мы понимаем, глядя в глаза других людей, как в зеркало. Если нет глаз, в которые можно посмотреть, нет рук, которые к человеку прикасаются, то человек умирает в полном одиночестве, когда некому ему подать стакан воды, вызвать врача, поинтересоваться: жив ли он еще? Не хочется перечислять такие трагедии последних месяцев. Смерть Березовского среди них.
По многим фактам можно сказать, что Березовский ценил людей, нуждался в их обществе, надеялся, что он по достоинству оценен ими. Очевидно, для этого он собирал вокруг себя на банкетах и веселых вечеринках в Лондоне и по всей Европе ярких политиков, членов королевских семей, богатейших персон и ослепительно красивых женщин, как пишут организаторы его шоу. Он был постоянно окружен людьми, но где они? У него есть жены, дети, внуки, которых он, конечно, любил, а они любили его. Но умер то он в полном одиночестве. Березовский, попирая все моральные нормы в своей деятельности, вдруг захотел в лондонском суде справедливости, и был искренне возмущен тем, что там-то ее и нет! Сегодня есть признания близких к нему людей о том, что Березовский был прав, но они не рискнули заявить об этом на суде. Это и есть цена тех отношений между людьми, которые он сам практиковал, и сам стал их жертвой. В истории нет тайн, нет ничего, что не стало бы явным. Маскировка мистификациями реальных действий — одна из величин «формулы Б.», — это совершенно детский прием, стократно описанный в гуманитарных исследованиях, и который виден всем. Социологи ВЦИОМ говорят, что 47% населения РФ к Березовскому безразличны, 17% он антипатичен, 12% не одобряют его деятельность, 6% его ненавидят. А уважают 3%, восхищаются им всего 2%. Таково оценка решения уравнения жизни по «формуле Б.». Ценности жизни Березовского были неверные.
Третья ошибка. Березовский попал в ловушку иллюзии легкого доступа к людям, в которых он нуждался, как любой из нас. В 90-е годы в РФ открылась возможности покупать услуги и тела людей за деньги и власть. Очень многие этой возможностью воспользовались. Эта иллюзия позволяет оставить каторжную работу ученого-математика и приобщиться к власти и деньгам, как к возможности решать судьбы людей, определять их поведение, делать их зависимыми, получать от них все, чего только не захочется. Поддаться этой иллюзии легко, потому что «дорога к людям» — задача невероятной сложности: миллионы людей встречаются годами каждый день, и не замечают друг друга. Между людьми, которые находятся на расстоянии вытянутой руки, словно стоят невидимые стены, целые дебри препятствий, которые можно преодолеть только самосовершенствованием, тяжелым трудом, как это делают олимпийские чемпионы, лауреаты Нобелевских премий, военные, летчики множество простых граждан. Только так способности превращаются в яркие таланты и подвиги, из которых мостится «дорога к людям». Далеко не у всех это получается: не хватает сил, ума, воли, характера. Поэтому говорят, что «жизнь прожить — не поле перейти». Беда Березовского в том, что он польстился на возможность преодолеть путь к людям одним прыжком. Он не выдержал испытания деньгами и властью, которые в 90-е годы валялись под ногами. Используя свой математический ум, он свел свою формулу жизни к деньгам и власти, как к высшей мере всех вещей. Это многократно описано у Бальзака, Московичи, Зиммеля и др. Он их, наверное, не читал, поэтому упустил гуманитарную составляющую проблемы: деньги и власть дают роковую возможность не считаться со священными заповедями, которые попирались в особняке «Логоваза», в «Аэрофлоте», в Чечне, как это утверждают свидетели, прокуратура, о чем написал сам Березовский в последние месяцы своей жизни. Он получил эрзацы всего, чего желал, но при условии исключения из «формулы Б.» души, жалости, сострадания, благородства, убирая с дороги людей на пути к деньгам и власти. Ошибка — все отобрать, ничего не дав людям. Цель жизни Березовского была неверная.
Что в итоге жизни по «формуле Б.»? Итог подвела судья лондонского суда Элизабет Глостер в п. 34. своего заключительно выступления: «Проанализировав всю совокупность доказательств, я пришла к выводу, что г-н Березовский является невыразительным и по существу не вызывающим доверие свидетелем, воспринимающим правду как изменяющееся, гибкое понятие, которое может быть приспособлено для удовлетворения его нынешних нужд» и т.д. (Forbes).
Будут ли исправлены ошибки Березовского в России? Судя по откликам на его смерть, никто об этом не думает. Может быть, жизнь и смерть Березовского никого и ничему не научит. Скорее всего, «формула жизни Б.» будет тихо продолжать процесс сокращения населения, которое не нужно сырьевой экономике, потому что согласно этой формуле проблема дебита и кредита главнее проблемы добра и зла. Очевидно, руководители, которым смешны гуманитарные рассуждения всяких профессоров, осознают ошибочность решения проблем России по «формуле Б.» с опозданием, как и сам Березовский, но исправить уже будет ничего нельзя. Грозная опасность того, что массы людей, а не только элита, начнут жить по формуле Березовского описаны гуманитарами, например, в книгах Г.Тарда: «Преступления толпы», «Публика и толпа», «Общественное мнение и толпа», «Преступления толпы», «Личность и толпа», или С.Сиголе «Преступная толпа», Г.Лебона «Психология народов и масс». Чуть ближе к нам пьесы М.Горького, избранные страницы «Гиперболоида инженера Гарина» А.Н.Толстого. Можно только на минуту представить себе, что произойдет, если не только соратники Березовского, а все граждане России будут думать одно, а говорить другое; говорить второе, а делать третье; делать третье, а показывать четвертое и т.д. Впечатляет. Это и есть формула Б., которая в случае принятия ее всем населением РФ, окажется палкой о двух концах. Например, сегодня Правительство спохватилось, что половина граждан страны неизвестно, чем и где занимается? Половина — это мягко сказано: больше половины страны ушло в серую экономику, как в партизаны, следуя «формуле Б.», и не платит налоги, как он завещал. Я могу назвать еще десять, более значимых для судьбы страны проблем, до которых у Правительства РФ не дошли руки. Что делать? Отказаться от формулы жизни Березовского всем: и олигархам, и всем трудящимся, потому что без такого отказа в стране не появится доверия народа к власти, а у власти к народу. Проблема Березовского — это не вопрос сплетен о его частной жизни, а проблема политической философии России.
Александр Иванович Юрьев - профессор, доктор психологических наук, создатель отечественной политической психологии, заведующий лабораторией политического консультирования, профессор кафедры российской политики факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета член Экспертного совета Национального психологического конкурса «Золотая Психея».
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать