— Людмила Александровна, Вы победили в конкурсе «Золотая Психея», представив в 2006 году психологическому сообществу свой проект «Серия печатных изданий “Жизненные проблемы подростков и способы их разрешения: Россия 1993–2005 гг.”». Расскажите, пожалуйста, какова его дальнейшая судьба — как он развивался, может быть, обновлялся с течением времени?
- Это коллективный проект, он разрабатывался рядом сотрудников кафедры психологии развития и образования, моими аспирантами из разных городов России и кафедрой психологии развития Потсдамского Университета. Действительно, проект оказался настолько актуальным, что у него появилась своя судьба. Проведенные исследования показали, что психологические проблемы подростков меняются в связи с меняющимися социально-экономическими условиями жизни подростков и с конкретными условиями их социализации. Содержание психологических проблем и степень озабоченности ими различны в кризисные периоды и в периоды социально-экономического подъема.
Проект развивался все последующие годы после указанного периода и по настоящее время в следующих направлениях: во-первых, исследовались психологические проблемы российских подростков, которые жили в периоды социально-экономического подъема, а затем - кризиса 2008 года и в посткризисный период. Во-вторых, были проведены сравнительные исследования психологических проблем российских подростков с проблемами их китайских и вьетнамских сверстников. Результаты опубликованы. В-третьих, определялось влияние микросоциума на психологические проблемы подростков через сравнение подростков, обучающихся в разных видах школ, проживающих в семье и вне семьи. В-четвертых, происходило совершенствование инструмента для изучения психологических проблем подростков. На этом хотелось бы остановиться подробнее. Во всех перечисленных выше направлениях исследований использовалась Проблемная анкета, разработанная немецким психологом И.Кренке в 70-е годы и адаптированная нами к российской выборке в 90-е годы.
Инструмент изучения психологических проблем, которые опосредованы меняющимся социумом, явно стал устаревать. Поэтому в 2011-2012 годах нами (я имею ввиду сотрудников кафедры психологии развития образования Е.В.Алексееву, А.В.Орлову, Ю.С. Пежемскую), была разработана, стандартизирована и опубликована новая анкета «Психологические проблемы подростков».
— Подростковые проблемы - очень актуальная тема, особенно в свете трагических случаев с подростками, которые периодически происходят и обращают на себя внимание общественности. И ведь понятно, что мы знаем только о небольшом количестве случаев, за каждым из которых стоит личная трагедия. С Вашей точки зрения, возможна ли профилактика?
- Методика «Психологические проблемы подростков» - надежный, удобный инструмент для диагностики надвигающейся беды. Приведу несколько примеров. В начале 90-х годов, когда ещё во всех учебниках психологии утверждалось, что будущее начинает интересовать человека в юношеском возрасте, мы систематически получали данные о том, что уже 12-13-летние подростки переживают, что не смогут получить образование, реализовать свои способности, создать семью и т. п. Профилактика подростковых проблем состояла в обучении целеполаганию, планированию, в обосновании необходимости социальных программ, готовящих к будущему. Во всех городах России, в отличие, в частности, от Германии, острейшей проблемой для подростков тех лет была проблема взаимоотношений с родительским домом, с семьей. При обследованиях сразу выявлялись подростки, которым нужна психологическая поддержка.
Вы спросите - а что же сейчас? Обследование учащихся подросткового возраста 13-16 лет показало, что сейчас подростки переживают как личную проблему события, происходящие в обществе. Оказалось, что для них это - самая значимая проблема по сравнению со школьными делами, с отношением к себе и к сверстникам и даже по сравнению с родительским домом. Тревогу и страх вызывает терроризм, техногенные катастрофы, незащищенность, коррупция, несправедливость и т.п. Естественно, что снять напряжение только психологическими средствами не удастся, и профилактика должна носить системный характер, который может быть обеспечен с помощью СМИ, реального изменения материального положения большинства российских семей, изменения отношения общества ко многим сторонам социальной жизни. Недооценка психологической чувствительности подростков к событиям, происходящим в обществе, и порождает интерес к сайтам, связанным с тематикой суицида, к наркотикам и другим формам деструктивного развития. В последние годы тревогу подростков вызывают и проблемы здоровья. Своими тревогами они указывают нам, взрослым, те направления, которые требуют безотлагательной помощи.
— Одна из частых и серьезных проблем подросткового возраста — одиночество, изолированность от сверстников и взрослых. Да, существуют подростковые центры, в которых работают замечательные люди, готовые помочь, но подростки часто не приходят за помощью именно потому, что они закрыты и не верят в такую возможность. Должен ли специалист вовлекать подростков в общение и как грамотно это делать?
- Одиночество - не только подростковая проблема. Это состояние переживается и в дошкольном, и в юношеском, и в зрелом, и в пожилом возрасте. И в каждый период есть свои причины, свое своеобразие переживания и проявления одиночества. У подростка это состояние возникает, как правило, если не удовлетворяется потребность в общении со сверстниками, если не удается получить достойную оценку со стороны референтной группы. Поэтому задача специалиста — прежде всего, определить причину того, почему эта потребность не удовлетворяется.
Да, можно поместить подростка в прекрасную летнюю школу или лагерь, но без выявления причины одиночества подростка, он там станет изгоем, сбежит и больше туда никогда не поедет. Если проблема возникла, то решать её лучше со специалистом в индивидуальном порядке. Причина может быть как в группе, так и в самом подростке - его характере, самооценке, даже во внешнем виде и гигиенических привычках. Наши последние обследования подростков показали, что очень серьезную помощь подросткам в разрешении проблемы одиночества оказывает общение в социальных сетях. Острота проблемы снялась для многих.
— Появились ли в последние годы в связи с изменением окружающей действительности какие-то специфические проблемы, с которыми приходится справляться современным подросткам и которых не было у представителей предыдущих поколений?
- Я уже частично ответила на этот вопрос. Ещё раз просто подчеркну, что в последние годы, в период с 2006 по 2012 год, в круг жизненных проблем подростков стали включаться переживания связанные с жизнью общества и озабоченность состоянием здоровья. В предшествующие десятилетия эти проблемы не тревожили большинство подростков.
- Как подготовить эффективного специалиста по работе с подростками?
- Это очень большой вопрос: фактически нужно ответить на вопрос о том, как готовить специалиста – психолога. Мои наблюдения показывают, что на основе хорошей базовой психологической подготовки вырастают специалисты разных профилей. Хорошими они становятся, когда у них есть желание работать с людьми определенного возраста. А это желание, как правило, соответствует наклонностям человека, его предпочтениям, характеру. Иногда даже речевые особенности могут быть показанием или противопоказанием для работы с тем или иным контингентом. Подростки здесь не являются исключением. А при желании работать с подростками, дошкольниками или пожилыми людьми, психолог может начать специализацию. Сейчас такие возможности есть и во время обучения в вузе, и по его окончании.
— Над чем Вы работаете сейчас?
- Сейчас мы с коллегами, о которых я упоминала выше, работаем в двух направлениях. Во-первых, с начала девяностых годов в России началось активное становление дифференциальной психологии развития. Для оказания адресной психологической помощи знания общих возрастных характеристик явно недостаточно. Дифференциация общества повлекла за собой дифференциацию условий социализации и, как следствие, - различные стратегии психического развития у представителей одного и того же возраста. Мы пытаемся изучать влияние дифференцированных условий социализации на психологические проблемы подростков и предложить конкретные пути работы с той или иной группой подростков. Во-вторых, мы работаем над стандартизацией методики для изучения психологических проблем молодежи. И планируем к концу 2013 года эту работу закончить.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать