Лев Александрович Рудкевич — доктор психологических наук, антрополог, биолог, автор книги «Я знаю будущее моего ребенка. Тайны наследственности», - рассказал «Психологической газете» о том, как процесс эволюции влияет на психику человека, чем современные школьники отличаются от школьников, которые получали образование в конце прошлого столетия, и какие изменения в подходе к воспитанию подрастающего поколения актуальны в настоящее время.
- Почему вас заинтересовала тема эволюции человека?
- Человек как объект исследования интересовал меня всегда. Я получил два образования — биологическое и психологическое. По основной своей специальности (биологии) я занимаюсь эволюцией человека и другими проблемами эволюции. На основании многолетних наблюдений и исследований я пришел к выводу, что эволюция человека продолжается в наши дни. Этот вывод имеет большое значение не только для биологии, но и для психологии как науки, поскольку эволюционный процесс неразрывно связан с необходимостью изменений в подходе к человеку. Более подробно об этом я расскажу немного позже.
- Насколько быстро идет процесс эволюции человека, какие изменения при этом происходят?
- Достаточно быстро. Наглядные проявления процесса эволюции можно увидеть, сравнив внешний вид наших современников с фотографиями людей, которые жили в начале прошлого века. Внимательно рассмотрев фотографии, вы, скорее всего, увидите множество различий в телосложении. Если говорить научным языком, то надо отметить, что сейчас идет процесс астенизации населения, скорость биологического развития людей замедляется (это явление получило название «ретардация развития»). В наши дни дети позже проходят предростовой скачок, прохождение которого служит показателем готовности ребенка к школе – в возрасте примерно 8 лет, а пубертатный период (по сравнению с 60-70 годами прошлого века) отодвинулся на 2-2,5 года. В популяции увеличилось количество людей с доминированием правого полушария и амбидекстров, у которых доминирование полушарий, как правило, выражено нечетко.
Важной тенденцией эволюции современного человека является также ювенилизация, которая выражается в усилении мозгового черепа и, одновременно, в ослаблении или редукции лицевого черепа. Среди ювенильных детей и подростков чаще встречаются леворукие дети и амбидекстры, такие дети позже созревают, они обладают признаками андрогинии и грацильности. Грацилизация – утончение скелета и общее ослабление опорно-двигательного аппарата у представителей разных конституциональных типов (в том числе, и у атлетиков или мезоморфов). Андрогиния заключается в частичном сглаживании половых различий или полового диморфизма. Все эти тенденции свидетельствуют о продолжении процесса эволюции человека. Я прогнозирую, что этот процесс не завершится еще в течение многих столетий.
- Значит ли это, что современные люди стали более развитыми, по сравнению со своими предками?
- Да, в определенной степени, это так. В ходе эволюции в каждом следующем поколении интеллект возрастает. Исследования свидетельствуют о необычайно быстрых темпах психологической эволюции — каждые пять лет IQ ребенка увеличивается на 1 балл. Люди, обладающие признаками ювенильности и теми особенностями, которые я уже перечислил, наделены более высоким интеллектом, особенно невербальным, большими креативными способностями, меньшей степенью экстравертированности, большей критичностью, самодостаточностью, независимостью мышления. В то же время, их нервная система слабее, они более пассивны, динамика их суточной активности сдвинута на вторую половину дня (таких людей называют «совами», в противовес «жаворонкам», которые, напротив, активнее и эффективнее в первой половине дня).
- Какое влияние оказывают перечисленные вами изменения на психику человека?
Изменения конституции неизбежно затрагивают психику современного человека. Их необходимо учитывать, разрабатывая новые подходы к воспитанию детей и обучению их в школе, ведь современные дети существенно отличаются от тех детей, которые учились в школах даже 30-40 лет назад. Например, многим детям, рожденным в начале 21 века, намного труднее вставать утром, так как большинство из них «совы». Если педагоги заинтересованы в эффективном обучении детей, было бы целесообразно учесть изменение условий и, в свою очередь, изменить школьное расписание так, чтобы уроки начинались на 2 часа позже обычного, в 11 часов утра. Тогда «совы» будут более активно воспринимать информацию и, следовательно, лучше учиться. При этом режиме и «жаворонки» смогут придерживаться привычного для себя графика, так как, проснувшись рано утром, сделают уроки. Выиграют и те, и другие.
- Учитывая эти параметры, нужно будет изменить школьную программу?
- Да. Поскольку я придерживаюсь эволюционного подхода, я абсолютно не согласен с тем, как в школах организован процесс обучения детей физкультуре. Специалистам по лечебной физкультуре известно, что «совам» вредно начинать день с занятий спортом, так как их организм еще не проснулся до конца и для них утренний спорт связан с запредельными умственными и физическими нагрузками. Кроме того, астеники и грацильные дети, которые в наши дни составляют большинство, физически слабее, чем дети, которые ходили в школу в прошлом веке. Поэтому нельзя нагружать их физическими упражнениями, с которыми легко справлялись дети еще 30-40 лет назад. Изменяющиеся условия неизбежно требуют новых подходов к обучению, если мы хотим воспитать здоровых и гармоничных детей. Например, если говорить о физкультуре, выходом из положения могла бы стать замена уроков физкультуры так называемыми физкультурными паузами, во время которых дети выполняли бы специальные упражнения, разработанные специалистами по лечебной физкультуре.
Также необходимо учитывать, что дети в наши дни развиваются медленнее. Первый возрастной скачок (предростовый спурт) в наши дни приходится не на старший дошкольный возраст, как было еще 20-30 лет назад, а на младший школьный возраст - на 7-8 лет. Из этого следует, что значительная часть детей, обучающихся в начальных классах, еще сохраняет игровую мотивацию. Поэтому маленьким ученикам первого и второго классов целесообразно подавать материал в игровой форме, так же, как это делают воспитатели детских садов. Несмотря на данную особенность, интеллект первоклассников сейчас существенно выше, чем раньше. Современные дети становятся обучаемыми с 5 или даже с 4,5 лет, а к 6,5 годам уже могут освоить школьную программу для первого класса (разумеется, при организации занятий в игровой форме). Поэтому дошкольное образование абсолютно необходимо, оно должно стать таким же обязательным, как и школьное. Если интеллект ребенка, уже сформированный и готовый активно воспринимать информацию, не получает должного развития в младенческом возрасте, это очень опасно. Отсутствие соответствующих условий для развития интеллекта приводит не только к задержке общего интеллектуального развития. Это было бы не так страшно, поскольку ее можно компенсировать в дальнейшем. Главная опасность заключается в том, что недостаток развития, связанный с внешними причинами, такими, как недостаток умственной нагрузки, приводит к интеллектуальной депривации, а это, в свою очередь, уже в подростковом возрасте может привести к наркомании, чрезмерному увлечению компьютерными играми и другим зависимостям.
- Что же можно сделать для профилактики зависимостей?
- Как я уже говорил — учитывать вышеперечисленные факторы и своевременно создавать детям подходящую развивающую среду, в которой они смогут получить необходимые знания. Это очень важно. Я подчеркиваю, что невостребованный интеллектуальный потенциал или интеллектуальная депривация ведет не только к задержке умственного развития, но, нередко, к патологическим зависимостям (алкоголизму, наркомании, увлечению компьютерными играми и поп-музыкой), и к антисоциальному поведению. В гимназиях следовало бы усилить программу не только по отдельным предметам, соответствующим гимназическому профилю, но по всем фундаментальным, развивающим интеллект дисциплинам: по русскому и литературе, по иностранному языку, по математике, истории и естественным наукам. Исключить те предметы, которые не востребованы в жизни и не развивают интеллект школьников - труд, физкультуру, черчение, ОБЖ.. Также следовало бы сделать обучение менее прерывистым, сократить летние каникулы. В странах Европы дети отдыхают летом только 1,5 месяца и им этого хватает. В то же время, не следует сокращать в математических гимназиях гуманитарные предметы, а в гуманитарных — математические, это приведет лишь к однобокому, дисгармоничному развитию личности.
- Каковы особенности подросткового поведения детей разных типов?
- Говоря об особенностях поведения, я хочу развеять один устойчивый миф. Традиционно психологи, опираясь на опыт работы с детьми, ожидают, что в подростковом возрасте дети станут более агрессивными и начнут активно интересоваться вопросами пола. Это ожидание не всегда оправдано, поскольку появление определенных особенностей поведения может быть связано в большей степени не с возрастом, а с конституционально-психологическим типом ребенка (в данном примере — ярко выраженного акселеранта). Акселерация была массовым явлением в 60-х - начале70-х годов прошлого века. Сейчас, в 21 веке, акселерированных детей стало намного меньше, гораздо чаще встречаются ювенильные и ретардированные дети, которых в ближайшие десятилетия будет становиться все больше. Тем не менее, хочу сказать еще несколько слов об акселерантах, прежде чем рассказывать о ювенильных детях.
Проблемы акселерированных детей связаны с тем, что половое созревание у них происходит раньше и протекает достаточно сложно. В это время у детей могут отмечаться головные боли, головокружения, нарушения работы кишечника, повышенная утомляемость, сонливость. Поэтому в переходный период акселерированные дети иногда хуже учатся, пропускают занятия из-за плохого самочувствия. Кроме того, акселерированные подростки больше, чем их сверстники других типов, интересуются вопросами пола. В период взросления у подростка-акселеранта могут появиться проблемы во взаимоотношениях с родителями и педагогами, поскольку акселеранты рано чувствуют себя взрослыми. Подростка, который физически созрел уже в 6 классе школы, редко привлекает мысль о высшем образовании. Он более склонен получить в течение нескольких лет специальное образование и начинать жить самостоятельной жизнью.
Более часто встречающиеся в наше время ювенильные и ретардированные дети, напротив, легче переносят переходный период, они минуют стадию юношеской гиперсексуальности, такие дети более ориентированы на учебу и позднее созревают. Они сохраняют учебно-познавательную мотивацию на протяжении всей жизни. Поскольку различия между ювенильными детьми и акселерантами достаточно велики, встает вопрос о том, что их раздельное обучение было бы более эффективно, чем современное совместное обучение.
- Что вы можете сказать об обучении левшей и амбидекстров?
- В настоящее время существенно увеличилось количество леворуких детей с доминирующим правым полушарием и амбидекстров, у которых доминирование полушарий, как правило, не выражено или выражено неявно. Доля левшей и амбидекстров среди взрослых в наши дни составляет 6 %, среди детей левшей уже 11 %, а амбидекстров — 50%. Возможно, уже к 20-м годам нынешнего столетия пропорция левшей и правшей сравняется. Часто левши и амбидекстры более интровертированы, чем праворукие, более склонны к риску, менее хладнокровны, впечатлительны и склонны к депрессиям. Постольку леворукие дети и амбидекстры менее агрессивны, с увеличением в популяции левшей и амбидекстров риск делинквентного поведения должен снижаться.
Левши и амбидекстры, обладающие развитым правым полушарием, отвечающим за наглядно-образное мышление, владеют более развитой интуицией. Из таких людей получаются талантливые дизайнеры, модельеры, архитекторы, психологи. Это наблюдение имеет ценность для профессиональной ориентации старших школьников. Особенность левшей также в том, что они воспринимают информацию иначе, чем праворукие — одновременно, а не последовательно. Например, когда учитель излагает материал последовательно (а в традиционной школе он делает именно так), левши и амбидекстры слушают некоторое время, а затем отвлекаются. Они могут воспринимать информацию, изложенную последовательно, но это для них довольно трудно. Зато, если учитель преподносит материал одновременно: описывает висящую перед глазами учеников схему, карту, таблицу или макет, левши и амбидекстры схватывают информацию быстрее и запоминают надежнее, чем праворукие дети. В некоторых странах Европы левшей и амбидектров обучают достаточно оригинальным способом — уроки ведут учителя-левши. В любом случае, обучая языкам левшей и амбидекстров, следует идти не от грамматики к правильному письму и речи, а наоборот: сначала учить детей разговаривать, приводить им примеры из жизни, быта, а потом уже объяснять правила грамматики.
Родители и педагоги должны знать, что переучивание леворуких детей недопустимо. Даже очень маленькому ребенку надо дать возможность выбора, если он берет игрушку в левую руку, значит, ему так удобнее и его выбор надо уважать. Это окажет положительное влияние на развитие и, возможно, на всю дальнейшую жизнь ребенка. Однако, для профилактики одностороннего развития детей, нужно постепенно, в факультативной форме, тренировать и другое, менее развитое полушарие.
Подводя итоги, хочу еще раз обратить внимание на то, что необходимость изменения подхода к образованию детей в начале нового века стала достаточно насущной. Я привел множество примеров того, что именно нужно изменить, и обосновал целесообразность этого. Если перемены не заставят себя долго ждать, от этого выиграют не только дети, но и педагоги и, в конечном счете, все общество.
Беседовала Юлия Смирнова
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать