18+
Выходит с 1995 года
26 ноября 2024
Психологическая защита: деструктивные религиозные образования

Благими намерениями вымощена дорога в ад... Еще перестроечный Закон О свободе вероисповеданий как проявление демократизации общества имел и негативный результат: создал юридическую почву для распространения и процветания религиозных сект. Ситуация усугубилась тоталитарным прошлым России, сформировавшим у нас менталитет, очень созвучный атмосфере подобных организаций. Положение дел, видимо, настолько серьезно, что отреагировало даже Правительство России в виде приказов Минздравмедпрома, с которыми хотим познакомить наших читателей.

Уважаемые коллеги-психологи и священнослужители (верим, что тоже коллеги). В сектах, минуя нас, оказываются люди, нуждающиеся в нашей помощи. Есть над чем подумать?..

Выдержки из Информационного материала Минздравмедпрома - 2510/3774-96-27 от 21.08.96:
В РФ в настоящее время действует множество сект, в том числе тоталитарных и жестко руководимых из-за рубежа. Только крупных сект в нашей стране насчитывается более полусотни. Официально зарегистрировано на конец 1996 года более 6 тысяч сект.

Людей, принадлежащих к одной из мировых религий, объединяет общее понимание ценностей и принципов, а сектантов более всего авторитетучителя и личные отношения с другими членами секты. Отсюда некоторая организационная рыхлость больших религий и противостоящая им железная организованность сект, стремление полностью завладеть человеком, контроль за всем и сторонами жизни члена секты.

Зомбирование является одним из многочисленных методов психологической обработки адептов сект, позволяющим контролировать их психику и управлять поведением. Секты оказывают крайне деструктивное воздействие на здоровье на всех уровнях функционирования общества: индивидуальном (уро вне личности), микросоциальном (уровне семьи, социальной группы, трудового коллектива), макросоциальном (уровне всего общества).

По некоторым данным, в различные культовые новообразования уже вовлечено от 3 до 5 млн. человек, 70% из них молодежь от 18 до 27 лет; 80% адептов - с высшим и средним образованием; студентов - около 1 млн. человек, из них 25-30% бросили учебу. Разрушено до 250 тыс. семей, не меньшее число несовершеннолетних детей оставлено родителем, ушедшим в секту. Около 100 тыс. пожилых людей под внушением тоталитарных сект продали свои городские квартиры и, отдав полученные деньги учителям сект, уехали в глухие места, получив при этом запрет обращаться за медицинской помощью. Вышедших из сект - 1 на 1000. Выйти самому о ттуда практически невозможно, а вернувшиеся домой - полуинвалиды, уже не способные работать, учиться - не находят себя в жизни и обществе.

К наиболее известным деструктивным культам, действующим на территории России, можно, опираясь на различные источники и свидетельства, отнести: Церковь унификации (Мунисты); Церковь сайентологии (Дианетика, Хаббард-колледжи, Нарконон); Харе Кришна (Международное общество Сознания Кришны); Трансцедентальная Медитация (ТМ); Раджниш (Ошо); Свидетели Иеговы; Церковь Христа (Бостонская церковь); Озарение; Лайфспринг; АУМ синрике; Белое братство; Богородичный центр (Марианская церковь); Церковь по следнего завета (Виссарион); Шри Чинмой; Дети Бога (Семья любви); группы движения Нью Эйдж (Новая Эра) и целый ряд других, в том числе с центрами за рубежом. Российская психологическая, педагогическая и юридическая наука и практика, законодательная, административная и правовая системы почти не имеют опыта анализа и противодействия деструктивным культурам, которые представляют, по сути дела, новейшую модификацию тоталитарных движений конца XX века. В отличие, например, от Германии, где осуществляется активная государственная политика по отношению к тоталитарным сектам, основанная на достаточно хорошо усвоенных уроках нацизма.

В настоящее время в России сложилась тревожная ситуация, связанная с широким и бесконтрольным использованием и популяризацией сектами методов, методик и средств психологического и психотерапевтического воздействия, которые вопреки закону не получили официального разрешения Минздравмедпрома России и осуществляются лицами, не имеющими медицинского образования и государственной лицензии.
Сознавая опасные последствия вторжения сект в сферу здоровья и здравоохранения, Минздравмедпром России издал два приказа. Первый из них - Об упорядочении применения методов психологического и психотерапевтического воздействия - не допускает применения методов и средств оккультно-мистического и религиозного происхождения в практике здравоохранения.

Второй приказ - Об отмене Методических рекомендаций Программа детоксикации - не допускает применения в практике здравоохранения методов детоксикации, иных вытекающих из учения Л. Р. Хаббарда методов сайентологии, дианетики.

Таким образом, издав упомянутые приказы, Минздравмедпро м России обеспечил в пределах своих полномочий профилактику деструктивного воздействия сект на психическое и физическое здоровье человека.

Проблема медицинской помощи лицам, попавшим под влияние тоталитарных религиозных сект и подвергшимся глубокой психологической обработке, является актуальной не только для РФ, но и ряда Западных стран. В этих странах существуют специальные центры медико-психологической помощи людям, ставшим жертвами сект.

В России из-за недостатка средств пока таких центров не создано.

Для изучения последствий деятельности некоторых религиозных организаций в Минздравмедпроме России была проведена межведомственная конференция Тоталитарные секты и психическое здоровье, с широким участие м представителей органов исполнительной власти, медиков, психологов, представителей Московской Патриархии и общественных организаций.

С точки зрения практики оказания медицинской помощи пострадавшим, контингент лиц, оказавшихся под влиянием тоталитарных сект, подразделяется на три группы, требующие разного подхода, разного правового обеспечения и разных средств воздействия.

Первую (наименьшую) группу составляют лица, сумевшие самостоятельно или с помощью родственников выйти из секты. Как правило, это люди с глубоко травмированной психикой (с психопатологией, по меньшей мере, невротического уровня), которые, с одной стороны, осознают пагубное влияние секты, но с другой не могут полностью преодолеть ее влияние и приспособиться к жизни в прежней социальной среде.

Вторую группу представляют лица, полностью находящиеся под влиянием сект, порвавшие прежние социальные связи, изменившие место жительства и крайне отрицательно относящиеся к попыткам вернуть их к прежнему образу жизни.

Третья группа - группа риска быть завербованным в тоталитарные секты. Эта группа охватывает лиц, декомпенсированных изменением стереотипа социальной жизни, не нашедших в ней своего места, одиноких и надломленных индивидуальными психотравмирующими обстоятельствами, некоторые типы психопатических личностей, а также перенесших социально-стрессовые травмы (в первую очередь, бывших участников афганской войны и других локальных боевых действий, беженцев). Значительную часть составляет молодежь, внутренне протестующая против меркантилизации современно го общества и при этом не имеющая сформировавшихся ценностно-смысловых ориентиров своей жизни.

Первая из отмеченных групп нуждается в оказании психотерапевтической ( нередко и медикаментозной), а также реадаптационной помощи.
Для этого должны быть созданы соответствующие (вне стен психиатрических учреждений) Центры психолого-психиатрической помощи с деликатно подо бранным названием, желательно с религиозным оттенком.

Желательно проводить реадаптационную работу в контакте (но не под эгидой) с официально зарегистрированными конфессиями. Целесообразна организация сообщества бывших сектантов для взаимной поддержки, снятия психотравмирующего чувства одиночества, поскольку (как представляется по аналогии с групповой работой с бывшими алкоголиками и наркоманами) это повысит эффективность реадаптации.

Вторая из выделенных групп более сложна для оказания необходимой помощи. Здесь могут быть юридические коллизии, все новые конфессиональные образования первоначально декларируют общечеловеческие позитивные ценности, в чем и состоит их главная привлекательность.

В связи с этим необходима поэтапная и индивидуальная работа по изучению конкретной деятельности каждой отдельной секты.
Исследование может быть проведено правоведами с участием психиатров и психологов, поскольку в реальной деятельности сект имеется большое количество фактов нанесения вреда психическому здоровью людей.

Должны быть четко отработаны показания, по которым возможно юридическое ограничение или даже запрещение тоталитарных сект.
В случаях таких ограничений или запрета отдельных сектвстает не менее с ложный вопрос о судьбе их членов.

Такая работа перекликается с подходами к лицам из первой выделенной группы, однако она должна быть более углубленной и настойчивой с целью формирования критического отношения к своему уходу в секту и преодоления отрицательной позиции к ее закрытию.

Выделенная группа риска нуждается в самых широких профилактических мероприятиях.

Наряду с общеидеологическими мероприятиями должно быть уделено особое внимание организации межличностных отношений конкретных групп сограждан. Необходимо активно культивировать разнообразные формы микросоциальных сообществ - групп общения. Без непосредственного общения на основе любых просоциальных интересов и форм деятельности, включая и общины официальных конфессий, межличностная разобщенность, невозможность быть выслушанным и найти взаимопонимание образует тот духовный вакуум, который с готовностью заполнят любые квазирелигиозные образования.

Для организации помощи в условиях воздействия деструктивных религиозных образований необходимо:
1. Обеспечить профилактику вовлечения в них населения путем законодательного ограничения и запрещения их деятельности.
2. Разработать проект Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ, предусматривающий уголовную ответственность за участие в неразрешенных или запрещенных тоталитарных сектах.
4. Принять Постановление Правительства РФ О порядке проведения медицинской экспертизы факторов риска для здоровья в связи с деятельностью некоторых религиозных организаций.
5. Принять Постановление Правительства РФ Об организации специализированной службы помощи пострадавшим от некоторых религиозных организаций.
6. По согласованию с Московской Патриархией организовать в некоторых православных храмах пункты медико-психологической помощи пострадавшим от деструктивных религиозных организаций.
7. Предусмотреть при регистрации сект экспертизу состояния психического здоровья лиц, осуществляющих непосредственное руководство сектой на территории РФ.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»