Профессия психолога-консультанта является одной из самых «человечных» среди всех существующих профессий не только потому, что она функционирует в системе «человек — человек» и направлена на работу с целостной личностью клиента, но и потому, что профессиональным инструментом психолога-консультанта является его личность. Р. Кочюнас [5] обобщил и выделил несколько факторов, способных составить стержень модели личности эффективного психолога-консультанта.
Аутентичность. По мнению Дж. Бьюдженталя [3], аутентичность является стержневым качеством психотерапевта и важнейшей экзистенциальной ценностью. Он выделяет три основных признака аутентичного существования: полное осознание настоящего момента; выбор способа жизни в данный момент; принятие ответственности за свой выбор. Прежде всего, это выражение искренности по отношению к клиенту.
Открытость собственному опыту. Здесь открытость понимается как искренность в восприятии собственных чувств. Эффективный консультант принимает любые свои чувства, в том числе и отрицательные. Только в таком случае можно успешно контролировать свое поведение, поскольку вытесненные чувства становятся иррациональным источником неконтролируемого поведения. Когда профессионал осознает свои эмоциональные реакции, он может сам выбирать тот или иной способ поведения в ситуации и не позволять неосознанным чувствам нарушать регуляцию поведения.
Развитие самопознания. Ограниченное самопознание означает ограничение свободы, а глубокое самопознание увеличивает возможность выбора в жизни. Важно реалистично относиться к себе. Ответ на вопрос, как можно помочь другому человеку, кроется в самооценке консультанта, адекватности его отношения к собственным способностям и вообще к жизни.
Сила личности и идентичность. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Он обращается к жизни с вопросами, отвечает на вопросы, поставленные ему жизнью, и постоянно подвергает проверке свои ценности.
Толерантность к неопределенности. Консультанту совершенно необходима уверенность в себе в ситуациях неопределенности. По существу именно такие ситуации и составляют ткань консультирования. Р. Кочюнас утверждает, что уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений и способность рисковать — все эти качества помогают переносить напряжение, создаваемое неопределенностью при частом взаимодействии с клиентами.
Принятие личной ответственности. Понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент консультирования. Личная ответственность помогает более конструктивно воспринимать критику. В таких случаях критика не вызывает защитной реакции, а служит полезной обратной связью, улучшающей эффективность деятельности и даже организацию жизни.
Глубина отношений с другими людьми. Консультанту приходится оценивать людей их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но необходимо делать это без осуждения и наклеивания ярлыков. Эффективный консультант способен свободно выражать свои чувства перед другими людьми, в том числе и перед клиентами.
Постановка реалистичных целей. Эффективный консультант должен понимать ограниченность своих возможностей. Прежде всего, важно не забывать, что любой консультант, независимо от профессиональной подготовки, не всемогущ. В действительности ни один консультант не способен построить правильные взаимоотношения с каждым клиентом и помочь всем клиентам разрешить их проблемы. Если терапевт допускает собственную ограниченность, то он избегает ненужного напряжения и чувства вины. Тогда отношения с клиентами становятся более глубокими и реалистичными.
Эмпатия. К. Роджерс писал о том, что ощущение внутреннего мира клиента, как будто это наш собственный внутренний мир, но при сохранении качества «как будто» — это и есть эмпатия. Проявляя такт, чувствительность и показывая понимание проблем клиентов, консультант передает им свое восприятие их внутреннего мира и личных смыслов [7].
В своем исследовании Дж. Зинкер [4] не предлагает модели личности, а определяет в качестве основного фактора эффективности консультанта креативность, творческий подход к встающим на пути задачам. Он описывает некоторые внутренние блоки, приводящие к сопротивлению по отношению к использованию творческого потенциала в профессиональной деятельности. Работа с этими блоками, по его мнению, позволит преодолеть многие стереотипы, установки, сопротивление, будет способствовать развитию гибкости поведения консультанта и, в конечном итоге, наибольшей эффективности его профессиональной деятельности. В числе таких блоков рассматриваются: страх неудачи; нерасположенность к легкости, игре; неспособность разглядеть имеющиеся ресурсы; непоколебимая уверенность; избегание фрустрации; зависимость от традиций; бедность воображения; страх неизвестного; потребность в равновесии; боязнь оказать влияние; боязнь ослабить напряжение, дать возможность процессу разворачиваться в собственном темпе; бедность эмоциональной жизни; сенсорная тупость и др.
В терапевтическом процессе проявление человечности можно рассматривать как процесс выстраивания взаимосвязей и отношений, отличающихся от других видов человеческих отношений. Благодаря каким признакам мы можем говорить о том, что в психотерапевтическом и консультативном процессе проявляется человечность? Ведь в ролевом взаимодействии все очень просто. Нет необходимости в том, чтобы глубоко вживаться в Жизнь клиента.
Такие качества, как умение почувствовать другого человека, его духовный мир, его интересы и надежды, доброжелательное отношение к людям и миру, готовность прийти на помощь каждому, кому она необходима, без оглядки на его достоинства, возможности и социальное положение, умение замечать позитивные черты характера и личности каждого человека, готовность прощать ошибки и необдуманные поступки окружающих, отказ от осуждения. Проявление подобных качеств и такое отношение человека в повседневной жизни встречается редко. Само по себе подобное отношение носит терапевтический эффект [8].
В профессии консультанта не обойтись без качества «интерес к другим людям». Человек, искренне интересующийся внутренним миром окружающих, проявляет человечность. Это является гарантом успеха и профилактикой синдрома сгорания. Проявление интереса к «Другому» дает возможность выстроить и сформировать определенную систему отношений. Живое с живым, ощущение, что тебя услышали, удовлетворение потребности эмоционального контакта удовлетворяется таким образом.
Возможны два типа взаимодействия в процессе общения. Субъект-субъектное (Я — Ты) и субъект-объектное (Я и Оно). Отношения субъект-объектные появляются посредством отделения себя от других (Я — «индивидуум») и включают намерения, желания, чувства, рефлексию, мир значений и смыслов. Субъект-субъектные отношения — это отношения, где «Я» представляет собой личность, которая проявляется через отношения с другими людьми, писал Мартин Бубер [2]. Диалог — путь познания личности, ее внутреннего мира, ее мыслей и идей. «Я» осознает и становится самим собой, только раскрывая себя для другого, через другого и с помощью другого [1]. Эта встреча означает способность находиться здесь и сейчас, доверять текущему процессу, быть полностью в нем. Она полна и целостна сама по себе и дает развитие человеческой личности. Человек не может все время находиться в субъект-субъектных отношениях, это достаточно короткий момент взаимодействия. Уникальность каждой происходящей встречи дает возможность за короткое время осознать свой способ взаимодействия с другим человеком, с миром, увидеть многообразие стратегий других людей.
Диалог дает возможность осознать образ себя через другого. В результате происходит изменение через осознание своего образа. То, что мы думаем о себе, знаем, в глазах «другого» приобретает иной смысл. То, что ограничивает нас, становится новой перспективой в пространстве диалога. Выход за границы своей личности, встреча с личностью другого расширяет границы осознаваемого, дает нам больше знаний о себе, возможностей и ценностных смыслов. Следующий за встречей момент времени требует осознания и рефлексии, формирования значения и смысла происходящего, отделения себя от других, осознания своего индивидуального и интеграции произошедшего опыта. Здесь необходима уже другая конфигурация взаимодействия субъект-объектного типа.
Большое значение теплоте и человечности консультанта придается в экзистенциальном подходе. Ирвин Ялом [9] задает вопрос: «О чем вспоминают пациенты, оглядываясь много лет спустя на опыт своего знакомства с терапией?» И сам отвечает: «…не понимание, не интерпретацию. Гораздо чаще они вспоминают позитивные поддерживающие высказывания своего терапевта». Ялом рекомендует: «…не скупитесь на похвалу, только опасайтесь пустых комплиментов — ваша поддержка должна быть так же остра, как ваши пояснения. Помните о великой силе терапевта — силе, которая в некоторой степени кроется в нашей сопричастности самым сокровенным жизненным событиям, мыслям и фантазиям наших пациентов. Одобрение и поддержка, исходящие от того, кто знает вас столь близко, невероятно воодушевляют».
Конечно, гуманное отношение консультанта к клиенту имеет свою специфику, оно отличается от той человечности, которую люди проявляют в личной жизни. Доброжелательное партнерство в процессе консультирования сочетается с регламентацией, соблюдением оговоренных границ, неравенством (один помогает, другой принимает помощь). Специалист дозирует эмоциональную поддержку, помогая клиенту постепенно увеличивать способность самостоятельно справляться с жизненными затруднениями. Процесс оказания помощи в психологии так же, как в хирургии, может быть болезненным.
Нужно ли консультанту прилагать усилия, чтобы быть человечнее к клиенту? Или все решает его способность искренне сопереживать клиентам и другим людям? Мы считаем важным и то, и другое. Степень человечности по отношению к другим людям можно считать одним из важных проявлений уровня личностной зрелости.
Одно из проявлений человечности по отношению к клиенту — желание помочь ему в решении проблем. Реализация этого желания требует порой непростого поиска методов и подходов, эффективных в данном конкретном случае.
В диалоге через встречу с другим, через переживание смысла существования меня для другого, присутствия другого происходит встреча с самим собой, открывается сущностное «Я», происходит приобщение субъекта к общечеловеческим ценностям, культуре. В этой встрече очень важно присутствие другого, его нравственные качества, его личность, его человечность.
Таким образом, мы считаем, что многие психологи-консультанты, особенно начинающие, в погоне за новыми терапевтическими технологиями недооценивают значение человечности специалиста в психологической и психотерапевтической практике.
Литература
- Бахтин М.М. Проблемы этики Достоевского. Изд. третье. – М.: Художественная литература, 1972. – 471 с.
- Бубер М. Диалог. Два образа веры. – М.: АСТ, 1999. – С. 122–161.
- Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. – СПб: Питер, 2001. – 304 с.
- Зинсер У. Как писать хорошо: Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 292 с.
- Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 2000. – 357 с.
- Мастерство психологического консультирования / Под ред. Бадхена А.А., Родиной А.М. – СПб: Европейский дом, 2000. – 275 с.
- Роджерс К.Р. О групповой психотерапии. – М.: Гиль-Эстель, 1993. – 224 с.
- Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 480 с.
- Ялом И. Дар психотерапии. – М.: Эксмо, 2011. – 352 с.
Источник: Ахмадуллина Э.А., Нугманова Д.Р., Абитов И.Р., Калмыков Ю.А. Проблема человечности в консультативной и психотерапевтической практике психолога // Бехтерев и современная психология человечности: сборник статей V Международной научно-практической конференции (к 130-летию организации первой в России психофизиологической лаборатории в г. Казани), Казань, 10–12 сентября 2015 года / Отв. ред. Л.М. Попов. Казань: Отечество, 2015. С. 437–444.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать