
Узнали историю семьи Коваль, которая посвятила образованию примерно 380 лет. Сама доктор психологических наук, профессор Нина Александровна Коваль уже более сорока лет занимается педагогической деятельностью.
Детские сады, школы, высшие учебные заведения были и есть для родственников Нины Коваль вторым домом.
В 2010 году ей присвоили звание «Заслуженный деятель науки РФ». Рассказывая про начало своего профессионального пути, Нина Александровна погружается в далекие детские воспоминания.
— Мое детство прошло в селе Орловка, что в 20 километрах от Тамбова. Родители попали туда по распределению. Мама возглавляла местную школу, папа работал на военном аэродроме. В первый класс я попала к своей маме. Но хорошие оценки доставались мне тяжело, потому что был строгий учитель, — улыбается Нина Александровна. — Когда я выходила отвечать, например, по русскому языку, то параллельно меня спрашивали и по природоведению. Специально, чтобы я безболезненно переживала изменения в отношении ко мне в старших классах, мама не ставила меня в позицию лидера в младших. И если среди одноклассников было несколько пятерок, в том числе и моя, всегда отмечались работы других ребят, а про меня умалчивалось.
Интерес к психологии был у Нины Коваль всегда. Когда она стала глубоко заниматься этой наукой, то нашла объяснение многим жизненным ситуациям. К примеру, есть такое понятие, как «эффект горькой конфеты» — человека хвалят за то, чего он не делал. В этот момент возникают противоречивые чувства: приятно от похвалы, но все же не по себе от ощущения обмана. Именно такой жизненный урок получила в младших классах Нина Коваль.
— Однажды мама решила мне помочь с домашним заданием по рисованию. Нам с одноклассниками задали изобразить глобус. Несмотря на усталость и поздний вечер, мама взяла блюдечко из чайного сервиза, обвела круг и стала рисовать. Получилось восхитительно! А я смотрела и понимала, что никогда не смогу повторить, потому что плохо рисую. И вот я отнесла эту картинку, получила пятерку, а дальше «мой» глобус попал на школьную выставку. Все ходили и восхищались: «Какая красота!» А мне было так стыдно, я упрашивала маму выкрасть рисунок. Позднее, когда я прочитала описание такого же эксперимента, то вспомнила, что в детстве проходила через это сама. Но своей маме я признательна за воспитание.
После восьмого класса Нина поступила в Тамбовское педагогическое училище №1 имени К.Д. Ушинского. Этому училищу Нина Александровна благодарна за то, что педагоги сделали из нее основательного методиста. Она научилась правильно готовиться к занятиям, увлекать детей. После — думала поступать в медицинский институт в Москве или Воронеже. Но маме, которая в 32 года осталась одна с тремя детьми, было бы сложно поддерживать дочь в другом городе. И Нина поступила на историко-филологический факультет ТГПИ (предшественник ТГУ имени Г.Р. Державина).
По словам героини, в свои студенческие годы она застала поколение гениальных педагогов-филологов: Станислава Борисовича Прокудина, Бориса Николаевича Двинянина, Владимира Георгиевича Руделёва и многих других. Большинство абитуриентов выбирали историко-филологический факультет именно из-за этих светил. Так, у профессора Двинянина Коваль писала курсовую работу про образ тургеневских девушек. Она тщательно анализировала, как рождался этот образ и чем он характеризовался.
— Интерес к литературе со школьной скамьи, закрепленный потом в ТГПИ, позволяет мне и сейчас приводить примеры психологических портретов, когда речь идет о различных формах общения, — отмечает профессор Нина Александровна. — Роман «Война и мир» Льва Толстого весь мною исчерчен. Я нашла в нем более 90 оттенков улыбок и около 80 оттенков взглядов. Такая тщательность в литературном плане позволила мне объединить психологию и литературу. Основываясь на образах из этого произведения, я рассказываю студентам, как правильно общаться, куда глядеть во время разговора. А у Гоголя из «Старосветских помещиков» я брала кулинарные рецепты. Однажды приехала на каникулы домой, открыла книгу и предложила маме приготовить какое-то блюдо из гоголевской повести. Все ингредиенты честно брала оттуда, и так на нашем столе появлялись блюда со столов помещиков.
Говоря про студенчество, Нина Александровна не могла не упомянуть о двух деканах, которые повлияли на ее педагогическую судьбу. Это Абрам Яковлевич Киперман и Нина Георгиевна Блохина. Своей поддержкой они вселяли студентам веру в свои силы и вдохновляли на новые открытия в учебе. А Нина Георгиевна стала для Коваль и образом идеальной преподавательницы.
— Она всегда была так элегантно одета. Когда я сама уже была преподавателем, мне хотелось зайти в класс и выглядеть как Нина Георгиевна Блохина, — рассказывает героиня. — Правильно говорят: «Учитель, прежде чем зайти в класс, взгляни на себя в зеркало». Внешний вид для педагогов очень важен!
У лингвиста Владимира Георгиевича Руделёва Коваль позаимствовала манеру ведения лекции. Занятия с ним всегда проходили в теплой обстановке, а его грамотный диалог на лекциях-размышлениях всегда вовлекал студентов в тему. Преподаватель сам подводил молодых людей к ответу на вопросы. Нине Александровне такой подход был по душе.
Жизнь в институте кипела, и именно там судьба свела Нину Александровну с человеком, ставшим впоследствии ее мужем и первым мэром города Тамбова. Это был Валерий Николаевич Коваль.
Через свою комсомольскую юность она пришла в психологию.
— Будучи комсоргом группы, мне попалась маленькая брошюрка «Психология комсорга» под авторством Льва Уманского и Анатолия Лутошкина. Позже я узнала, что они были представителями очень сильной курской психологической школы. В том пособии встретила фрагмент, посвященный организаторским способностям. Когда я читаю лекции про психологию лидерства, то вспоминаю эту брошюрку. Там была выделена группа личных качеств, которая приводит к лидерству. Как раз-таки комсорг должен быть таким!
Одним из самых сложных предметов у студентов историко-филологического факультета ТГПИ был старославянский язык, который нужно было вызубрить. Однажды перед экзаменом по этому предмету произошел курьезный случай, напоминающий эпизод из одной популярной советской комедии. Нина Коваль приближалась с подругой к своему учебному корпусу на Комсомольской площади и сетовала, что один из вопросов оказался для нее проблемным — лекция почему-то оказалась записана не полностью. Подруга успокоила: «До экзамена еще есть время, я дам тебе свою тетрадь, почитаешь». И вот Нина с тетрадью в руках направляется ко входу и бормочет: «Если мне попадется этот вопрос, то будет провал!» Но на месте подруги Нины оказался преподаватель того самого старославянского языка. «А вы знаете, как назло же попадется», — посмеялся он в ответ. На экзамене все именно так и случилось. К счастью, первый вопрос оказался легким и идеальный ответ прервал педагог словами: «Достаточно. Я думаю, вы и второй вопрос знаете так же хорошо!».
— Он не стал снижать мне оценку и поставил пятерку. Потом я его какое-то время избегала, мне было немного стыдно за эту ситуацию. Снова ощутила эффект горькой конфетки, — признается Нина Александровна.
Учеба в ТГПИ близилась к завершению, но Нина Александровна не собиралась оставлять психологию. Она пришла к д.пед.н., профессору Владимиру Яковлеву, который в то время руководил психологической школой в пединституте, чтобы стать его ученицей. Однако в силу преклонного возраста Владимир Александрович решил закрывать аспирантуру и посоветовал девушке поступить в столичный вуз. Так Коваль оказалась в аспирантуре Академии наук в Москве. При поступлении был колоссальный конкурс, и среди вступительных испытаний оказался иностранный язык. Благо, в школе Нина получила отличную базу по английскому языку, а педагоги высшей школы столицы даже попросили выразить от них благодарность ее школьным учителям за знания.
Работая с научными трудами выдающихся психологов, Нина Коваль однажды попала в Ленинскую библиотеку, сейчас — Российская государственная библиотека. Там аспирантка изучала теорию свободной любви Александры Коллонтай. Анализ книг и писем автора так увлекли девушку, что позже ей предложили выступить на научной конференции. Тогда она познакомилась с проректором ТГПИ Владимиром Николаевичем Окатовым. На заседание он пришел вместе со своей дочкой Ириной. Сегодня она проректор ТГУ (прим. ред.).
— И вот Владимир Окатов сидит в аудитории, слушает меня, кивает, соглашается. После конференции он сказал мне много добрых слов, разобрал мое выступление, можно сказать, поддержал в начале моей научной деятельности, а потом наши пути разошлись.
Повторная встреча произошла несколько лет спустя, когда Нина Александровна работала в Тамбовском институте культуры, а Окатов как раз участвовал в очередном заседании ученого совета. Однажды Коваль с коллегами обсуждала предстоящий «Ленинский» концерт, но это все было скучно. Тогда она подняла руку и спросила, отпустит ли ее ученый совет в творческий отпуск для написания диссертации? По правилам уйти можно было, если готово 70 процентов работы, а у Нины было примерно 20.
— Владимир Окатов отвечал за науку и, глядя мне в глаза, ответил: «Да, мы вправе предоставить вам двухгодичный отпуск и перевести в старшие научные сотрудники», — рассказывает Нина Александровна. — Он ведь совсем не знал реального положения дел! Но я после совета заверила его, что не подведу! И действительно через два года я защитилась. Именно от Владимира Николаевича я получила потрясающую поддержку в профессиональном плане!
За 44 года преподавательской деятельности Нина Александровна обучила множество студентов. И ей, как психологу и педагогу со стажем, не составляет труда провести экспресс-анализ студентов прошлых и нынешних лет.
По мнению Коваль, примерно 40 лет назад студенты были больше ориентированы на дополнительную литературу. Они получали новую информацию здесь и сейчас, а преподавателю достаточно было лишь давать лекционный материал и иногда менять примеры. С нынешними студентами во время лекции приходится быстро перестраиваться.
— Сейчас, мне кажется, я читаю лекции на сопротивление. На занятиях у меня возникает ощущение, что студенты пытаются объединить куски информации с лекции и взятой откуда-то со стороны. Часто эти сведения противоречивы, поэтому мне приходится разбивать представления о некоторых психологических явлениях.
Кроме того, занятия стали более энергозатратными. Преподавателю надо видеть и поддерживать интерес. Коваль рассказывает, что иногда, выступая перед студентами в аудитории, чувствует себя в театре одного актера. Она наблюдает, устали студенты или нет, временами развлекает их примерами из психолингвистики. Например, если хочется привлечь внимание человека своими словами, нужно, чтобы в речи преобладал звук «о».
Еще одна характерная особенность современных студентов в том, что в их глазах отчетливо читается вопрос: «Что я получу из вашей лекции для себя?» Именно поэтому преподавателю часто приходится перестраиваться на занятии, рассказать, чем конкретная тема будет полезна в жизненных ситуациях.
Нина Александровна за время работы в университете разработала авторские курсы «Психология духовности личности», «Психология жизненного пространства», «Психология и психотерапия современной семьи». Все они читаются не только в ТГУ имени Г.Р. Державина, но и в Международном славянском институте в Северной Македонии и Болгарии. Эти курсы также входят в программу повышения квалификации работников высшей школы и практических психологов.
Под ее научным руководством защищено 56 диссертаций: 52 — кандидатские и 4 — докторские. Со многими бывшими студентами Нина Александровна видится на встречах выпускников, поддерживает связь через интернет. Некоторые стали коллегами Коваль.
— Двадцать шесть лет я являюсь научным руководителем Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции личности, который располагается в Тамбове на Рабочей улице. В нем трудятся около 40 сотрудников, большая часть из которых — однозначно лучшая часть выпускников-психологов.
Блиц
— Есть ли у Вас хобби?
— У меня есть отдушина — родительский дом в 20 км от Тамбова. Там большой сад, цветы, любимая собака. Еще я необыкновенно ценю общение с близкими. У меня есть внук, который очень любит ко мне приезжать. Вместе мы каждый день ходим на футбол, гуляем в деревне и весело проводим время.
— Есть ли Вы в социальных сетях? Как Вы к ним относитесь?
— Отношусь хорошо. Активно пользуюсь Facebook*, с другими соцсетями мне только предстоит познакомиться в рамках будущей научной работы.
— Какую литературу Вы предпочитаете?
— Я много читаю классику. Пожалуй, самый любимый мой автор — Антон Павлович Чехов. У него есть рассказ «Ионыч» про врача, который приехал работать в сельскую местность. И вот по этому образу можно сложить интересный психологический портрет. Когда он весной только приехал работать земским врачом, вышел на крыльцо и сразу ощутил вишневый аромат. Он так всему радовался! Спустя какое-то время Ионыч снова стоял на этом самом крыльце и тоже улавливал аромат вишни, но помимо него был и запах какого-то лука. А позже и вовсе ко всей этой палитре добавился аромат жареной курицы, а вот ноты вишневого сада уже и вовсе не доносились. В общем, все, что я читаю, в той или иной степени связано с психологией. Еще мне нравится Толстой, Пушкин, Куприн.
— Что Вас вдохновляет в работе?
— Реализация каких-то новых идей. В моих ближайших планах — написание гранта с молодыми учеными. Этот проект связан с цифровой средой, то есть я и для себя открою что-то новое. Мне надо будет зарегистрироваться во «ВКонтакте», «Одноклассниках» и изучить как минимум 500 человек.
— Легко ли быть преподавателем, на Ваш взгляд?
— Преподавателем надо быть хорошим и интересным, независимо от возраста, ведь самое главное — это знания, которые студенты получают от педагога.
— Вы верите в студенческие приметы?
— Верю, и мне это даже нравится! Если я в свои студенческие годы встречала людей в белой одежде, то всегда сдавала экзамен отлично. А если вижу на своем пути черную кошку, то жду, пока она пройдет. Хоть это и житейская психология, но, как мне кажется, стереотипное восприятие мира облегчает существование.
Источник: Державинский университет, https://dzen.ru/a/Y9j6MukFwnllkynr
* Социальная сеть Facebook запрещена в России, принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в России (прим. ред.).
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать