
Представления об организационной культуре стали появляться в управленческой литературе в восьмидесятые годы прошлого века (концепция «мейнстрима» Т.Дж. Питерса, роли лидера в создании и управлении организационной культурой Э.И. Шейна). В эти же годы Роберту Уотерману удалось продемонстрировать преимущества организаций с сильной идеологией и общими ценностными установками. Появились работы о способах поддержания так называемых «символических организационных процессов» для стимуляции порядка и интеграции в компании, а также данные, доказывающие наличие связи между некоторыми видами организационных культур и прибыльностью организации.
Классическое определение организационной культуры, данное Э.И. Шейном, подчеркивает, что убеждения людей, разделяющих культуру, возникают и закрепляются в контексте жизни организации, то есть решения возникающих организационных задач и проблем. «Культура группы может быть определена как паттерн коллективных базовых представлений, обретаемых группой при решении проблемы адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которого оказывается достаточной для того, чтобы считать его ценным и передавать новым членам группы в качестве правильной системы восприятия и рассмотрения названных проблем» [1, с. 31]. Из определения вытекает, во-первых, значимость именно того опыта, который приобретается в процессе изменения и передается новым членам. Следовательно, при оценке культуры важны способы научения и процессы социализации. Во-вторых, в определении отсутствует упоминание способов поведения, так как способы поведения отражают личный опыт реакций на ситуации, хотя на поведение влияет и культурная предрасположенность (глубинные коллективные представления). Наконец, в-третьих, в определении ничего не говорится о размерах группы (компании, организации, социальной единицы»), к которой оно может быть приложено. Вероятно, для организаций следует говорить о субкультурах (высшее руководство и различные производственные группы), которые могут конфликтовать или, напротив, консолидироваться в условиях кризиса.
Из большинства работ об организационной культуре, вытекают следующие общие положения.
- Организационная культура влияет на выбор форм поведения работниками организации, на формирование принципов взаимодействия, форм коммуникации.
- Выделяются следующие функции организационной культуры: ценностно-образующая, интеграционная, регулирующая, адаптивная и мотивирующая.
- Элементами организационной культуры являются базовые представления, ценности, соблюдаемые нормы, убеждения, ритуалы и т.п., принимаемые большинством членов организации.
- Наблюдаемые со стороны элементы организационной культуры являются ее артефактами.
Современный глобальный мир полон изменений, которыми нужно научиться управлять. Требования изменения вызывают «атаки хаоса» (Э. Морен) [2]. Прежде всего, разумеется, необходимо научиться управлять собой и подготовить себя к управлению другими. Умение принять и осуществить решение в быстро меняющейся ситуации вызывает напряжение: трудно оценить достоверность и полноту информации о происходящих событиях, организовать взаимодействие необходимых для решения проблемы служб, избежать паники и ложных слухов — все подобные действия не возникают спонтанно, они оказываются результатом специальной подготовки и осуществляются профессионалами высокого уровня. Для организации, внедряющей инновацию, эффект может быть достигнут за счет внедрения новых смыслов, которые возродили бы корпоративный дух и способствовали развитию, изменениям и формированию инновационного климата.
То, какую реакцию вызовет ситуация неопределенности, возникшая в связи с надвигающимися переменами: адаптация к изменениям, принятие новой ситуации или тревога и сопротивление персонала — зависит во многом от мировоззренческих установок сотрудников организации. Сталкиваясь с «атаками хаоса», люди часто используют способ «обесценивания» происходящего: не обращать внимания, не думать, не тревожиться. Такая реакция только усугубляет кризис. Если реакция персонала носит неблагоприятный характер, важно разобраться, с какими именно мировоззренческими установками связана наблюдаемая реакция и в каком направлении они должны быть изменены. Другими словами, в организации должен быть создан инновационный климат и условия психологической безопасности для сотрудников, что позволит им согласиться с неизбежностью изменений и принять ситуацию. Для изменения мировоззренческих установок (ценностей) сотрудников может быть использован предлагаемый алгоритм работы, которая может проводиться внешним или внутренним тренером или коучем.
Предлагаемый алгоритм берет начало в «Размышлениях» Марка Аврелия [3], стоической философии, которая воспринималась античными авторами как способ жизни. Марк Аврелий практиковал стоическую философию как духовные упражнения. Считалось, что императивы, которые человек вырабатывает для себя и к которым многократно возвращается, — укрепляют силу духа, важны для разумного управления людьми, помогают преобразовывать идеи в действия и, что особенно важно, обеспечивают более быстрое и разумное поведение в условиях атак хаоса. Упражнения Марка Аврелия делятся на три этапа, соответствующие трем топосам (трем «пространствам разворачивания смыслов») или трем аспектам культуры организации. В конце каждого этапа вырабатывается императив, что следует делать человеку (сотруднику организации).
Первый этап — диагностика. Создается фактическое, лишенное личностных оценок описание события с учетом основного догмата стоицизма: различать между тем, что зависит от нас, и тем, что от нас не зависит. Первый топос — дисциплина желаний — побуждает нас желать только того, что зависит от нас, и мужественно принимать то, что от нас не зависит. Этот топос характеризует отношение человека и организации с миром, то есть речь идет о физике, но не научной, а воспринимаемой как физическое упражнение. Создавая «объективное» описание положения вещей, мы идентифицируем свои опасения и страхи, предчувствия и ожидания — неосознаваемые, непоследовательные, конфликтующие и прочие — и можем выработать императив: как мы должны воспринимать данную ситуацию. Второй топос — дисциплина намерений в отношении других — характеризует общественные деяния и отношения с другими людьми и организациями. Предполагается готовность действовать справедливо: учитывать интересы всех сторон и действовать во благо сообществу. Для управленца: видеть отражение своего действия в том, как реагируют другие люди на его действия. Третий топос — дисциплина суждений — характеризует отношения человека (организации) с самим собой, стремление к истине. Дать себе время на рассуждение, мыслить вероятностно, не полагаться на мнения (личностные оценки).
Второй этап — формулирование трех императивов и, по возможности, четвертого — объединяющего три предыдущие. Сформулированные императивы становятся ориентирами изменения организационных ценностей и культуры организации в целом.
Рассмотрим в качестве примера организацию, которой предстоит реорганизация вследствие поглощения ее другой, более крупной организацией. При этом могут быть изменены некоторые существовавшие ранее правила и нормы работы. Работники, естественно, будут как-то реагировать на это изменение.
Практика (упражнение, которое проводится индивидуально или в групповом взаимодействии) может начинаться с любого из топосов, лучше начать с того, который более всего звучит в высказываниях членов организации. Например, может оказаться, что большинство сотрудников организации, в том числе и руководители подразделений, переживают тревогу не только в связи с угрозой потерять работу, но и со страхом изменения норм и принципов деятельности организации. У людей преобладает желание сохранить существующую культуру организации, принципы управления и сложившиеся нормы внутрифирменных отношений. Ценность, способная противостоять проявлениям неадекватных желаний, — умеренность желаний (хотеть достаточного и подвластного). Императив, позволяющий изменить существующее отношение к миру, предполагает акцент на стремлении соответствовать тем нормам и правилам, которые есть, возможность соблюдать и не испытывать при этом негативных эмоций.
Переходя ко второму топосу, можно обнаружить, например, переживание обиды и несправедливости в связи с решением руководства компании войти в более крупную организацию и лишить сотрудников организации возможности сохранить привычные нормы и принципы. Ценность, на которой строится преодоление неадекватных желаний по отношению к другим, — справедливость. Императив справедливости, который должен быть положен в основание новой организационной культуры, — «Разрешай другим, в том числе своему руководству, действовать не так, как ты хотел бы, чтобы оно действовало, и говорить не то, что ты хотел бы услышать».
Третий топос касается дисциплины суждений. В приведенной ситуации поспешные ограничивающие суждения могут быть связаны с ощущением неспособности понять происходящее и стремлением доказать правоту своей позиции. Ценность, на которой должна строиться работа с представителями организации, — отсутствие спешки, обдуманность, взвешенность суждений. Императив, позволяющий изменить действия сотрудников организации: «Я хочу высказываться вероятностно, предлагать свой вариант как гипотезу и приглашать к диалогу, чтобы иметь достаточно времени для осмысления ситуации».
Важно, чтобы сформулированные для трех аспектов культуры императивы не вступали в противоречие друг с другом. Объединяющий императив должен включать в себя все предыдущие. В данном контексте он может быть, например, таким: «Поскольку каждый может влиять только на свой внутренний мир и только на свои действия, необходимо принять и следовать тем нормам и правилам, которые доступны, не испытывая негативных эмоций и не ожидая от других действий, которые хотелось бы увидеть. При этом сохраняется возможность в диалоге предлагать свои варианты действий как возможные и приглашать к их обсуждению и оценке».
Список используемых источников
- Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство: пер. с англ. СПб: Питер, 2002. 336 с.
- Морен Э. Метод. Природа природы. М.: Канон+, РООИ «Реабилитация», 2013. 488 с.
- Адо П. Духовные упражнения и античная философия. М., СПб: Изд-во «Степной ветер»; ИД «Коло», 2005. 448 с.
Источник: Хитрина И.Ю. Организационная культура в период инноваций в организации // Актуальные проблемы инфотелекоммуникаций в науке и образовании. VI Международная научно-техническая и научно-методическая конференция: сборник научных статей: В 4 томах. Том 4. СПб: СПбГУТ, 2017. С. 31–35.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать