Предлагаем вниманию читателей фрагмент учебника «Детская психиатрия, психотерапия и медицинская психология» под ред. Э.Г. Эйдемиллера, М.Ю. Городновой, А.Э. Тарабанова. Автором главы «Танцевально-двигательная психотерапия» стала клинический психолог, заведующая кафедрой танцевальной терапии Института практической психологии «Иматон», танцевальный терапевт Городской психиатрической больницы №6 Санкт-Петербурга, председатель Санкт-Петербургской ассоциации танцевально-двигательной терапии, кандидат психологических наук Н.Ю. Оганесян.
Танцевально-двигательная психотерапия — уникальный метод психотерапии, который базируется на следующем принципе: тело и психика неразрывны и взаимосвязаны и, следовательно, оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга. Работая с танцем, мы можем воздействовать на формирование психомоторной сферы и тем самым непосредственно влиять на развитие когнитивных процессов. Танцевально-двигательная психотерапия основана на убеждении, что существует взаимосвязь между движением и эмоциями. В теле есть мышечная память, которая тесно связана с чувствами, которые мы когда-либо переживали в определенных ситуациях. Когда мы начинаем двигаться, телесные движения естественным образом вызывают воспоминания и связанные с ними эмоции.
Движение само по себе меняет ощущения, и меняющиеся физические ощущения часто обостряются в танце. Они обеспечивают базис, на котором возникают и выражаются чувства и переживания. Танцевальный психотерапевт может поработать с телесными ощущениями и перевести их действие таким образом, чтобы эмоция и движения усиливали друг друга: движение становится прямым выражением внутренних чувств. Когда человек освобождается от переживаний и негативных эмоций, наступает состояние внутреннего очищения. Изменения в паттернах движений могут привести к изменению восприятия образа тела, а изменения во внутреннем мире человека способны привести к изменению движений.
Американский танцевальный терапевт М. Левенталь утверждала, что танцевально-двигательная психотерапия для особых детей «фундаментально работает с развитием и интеграцией сенсорных систем и связанной с ними моторикой, в конечном итоге выстраивая образ тела и развивая “Я”-концепцию». Сенсомоторные действия соединяют движение всего тела и сенсорное воздействие, вызываемое им. Сенсомоторная интеграция включает в себя взаимодействие вестибулярного, тактильного, проприоцептивного, аудиального и визуального каналов с двигательной активностью.
Психолог Энн Джин Айрес, известная тем, что разработала теорию сенсорной интеграции, полагала, что моторное планирование зависит от развития полуосознаваемой схемы тела, или его внутренней модели, которая начинает развиваться с осознания тактильных, вестибулярных и проприоцептивных ощущений. Поступающая от кожи и суставов сенсорная информация помогает сформировать в мозге модель или внутреннюю схему устройства тела как инструмент для выполнения моторных актов.
Теоретическое обоснование метода танцевально-двигательной психотерапии
Танцевально-двигательная психотерапия — это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности.
Моторные навыки реализуются через тело. Наша самооценка и самовосприятие влияют на наше поведение и опыт, а преднамеренное движение — на психологическое функционирование. Моторная система целостна. И центральная нервная система, и психика оказывают большое влияние на моторные (двигательные) навыки. Кроме того, внешние и внутренние сенсорные стимулы играют свою роль, а мотивация инициирует и управляет двигательным поведением, влияющим на интенсивность и характер двигательных действий.
В названии метода на первом месте стоит слово «танцевальная». Танец — это прежде всего телесное осознавание, схема тела. Она представляет собой неосознаваемый механизм, лежащий в основе моторной координации, который обеспечивает ЦНС необходимой информацией о том, как тело и его части соотносятся с окружающим пространством. Схема тела является проприоцептивно-моторно-пространственной, она зависит от ориентации тела относительно направления действия силы тяжести, а также от положения головы и конечностей. Данная схема обусловливается информацией как о совершаемых, так и о задуманных паттернах движений, поступающей в виде тактильных, проприоцептивных и вестибулярных сигналов.
Использование тела при выполнении действий способствует интеграции сенсорной информации и формированию схемы тела. Таким образом, если сенсорная информация, которую тело получает от своих сенсорных рецепторов, неточна, у мозга оказывается слабая основа для построения схемы тела.
Переработка знаний о собственном теле есть телесное осознание. Это более широкое понятие, чем схема тела, включающее в себя следующие характеристики, выделенные нами на основе исследований Н.В. Ротмановой, В. Шонфельда, В.В. Столина, Н.А. Бернштейна:
- информация о нашем теле и теле вообще, его функционировании и особенностях (концепция тела);
- информация о названиях частей тела и их назначении (статический образ тела, схема тела; система представлений о теле в спокойном состоянии, в движении, в пространственных координатах и взаимоотношения отдельных частей тела);
- информация об образе тела (внутренние представления, оценки, восприятие; установки, связанные с внешностью и функциями отдельных частей тела и тела в целом; психическое отражение тела);
- информация о расположении частей тела относительно друг друга и окружающей среды (внешняя поверхность и внутренняя граница тела);
- информация о расположении тела относительно окружающего пространства (телесное пространство);
- информация о движении тела по пространству (динамический образ тела, положения тела в каждый момент движения и возможные изменения в пространстве);
- телесное самочувствие с его эмоциональными проявлениями (забота о собственном теле);
- отношение к собственному облику, внешности под влиянием оценок социального окружения; представления, как он выглядит в глазах других людей, и социальных установок, а также представления об идеальном образе тела (телесное «Я» при взаимодействии);
- особенности образа тела в условиях эмоционального и сенсорного дефицита.
В танцевально-двигательной психотерапии мы обращаемся непосредственно к телу и его движениям, пробуждая двигательную активность и освобождая внутренний мир чувств, формируем реалистичный образ собственного тела.
Танец — это и сенсорная интеграция, взаимодействие всех органов чувств, способность адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией.
Существуют три базовые системы восприятия ощущений, которые являются основой для сложного взаимодействия всех органов чувств:
- вестибулярная система — система поддержания равновесия;
- тактильная система — система кожной чувствительности (экстероцепция);
- проприоцептивная система — система кинестетического восприятия (мышечно-суставное чувство) — восприятие собственной позы и движения.
Три названных вида чувствительности функционируют на основе ощущений, которые зарождаются или воспринимаются в непосредственной близости от тела человека или внутри него и отвечают за осознание собственного тела, формирование его образа. Дисфункция сенсорной интеграции нарушает процесс переработки информации, поступающей от органов чувств. Нарушение трех базовых ощущений проявляется как повышенная чувствительность (гиперфункция) — в виде сенсорных защит или пониженная чувствительность (гипофункция) — в виде сенсорной аутостимуляции — при восприятии раздражителей и их осознании, а также в двигательной реакции на дискомфортные стимулы.
В первом случае наблюдается повышенная чувствительность к сенсорным стимулам. Чтобы избежать дискомфортных впечатлений, ребенок пытается оградить себя от направленных воздействий, выстраивая систему пассивных или активных защит от внешнего вмешательства, испытывая соответствующие им состояния отрешенности и сопротивления и формируя отрицательную избирательность к сенсорным стимулам: в центре его внимания оказывается то, что он не любит и не принимает, чего боится. Он может лечь в позу эмбриона, убежать в дальний угол зала, накрыться спортивным ковриком и т.п.
Во втором случае, при дефиците активных положительных контактов с окружающей действительностью, имеет место снижение чувствительности к сенсорным раздражителям. У ребенка наблюдается особая захваченность отдельными приятными вестибулярными, проприоцептивными, тактильными ощущениями, связанными с изменением положения тела в пространстве, ощущением своих мышечных связок и суставов, соприкосновением. Такие стереотипии и аутостимуляции — неосознанные, непроизвольные, повторяющиеся движения — рассматриваются танцевальным терапевтом как способ невербального взаимодействия и эмоционального контакта аутичного ребенка с окружающим миром.
Вестибулярная система — способность удерживать позу, равновесие — создает движение и определяет положения тела в пространстве. Она сообщает нам, как мы двигаемся: быстро или медленно, вперед или назад, вверх или вниз, вправо или влево, вокруг горизонтальной или вертикальной оси — либо не двигаемся вовсе. Именно вестибулярная система помогает ребенку, преодолевая силу тяжести, сохранять вертикальное положение и свойственное только человеку прямохождение.
Недостаток движения и одностороннее стимулирование органов чувств (визуально-акустическое) ведут к нарушениям равновесия. Равновесие движений, психики и эмоций неразделимы. Дети с повышенной чувствительностью вестибулярной системы испытывают проблемы в деятельности, которая связана с движением, равновесием, координацией. А у детей с пониженной чувствительностью вестибулярной системы отмечаются аутостимуляции: потребность в беге по кругу, прыжках, раскачивании, вращении.
Тактильная система — система кожной чувствительности (экстероцепция). Это способность получать сигналы через кожные рецепторы от прикосновения, давления, температуры, болевого ощущения.
Кожа — крупнейший специализированный орган человека, отвечающий за ощущение собственных физических границ. Кожные рецепторы и вестибулярная система обеспечивают стимуляцию головного мозга.
Нарушения поведения часто оказываются связаны с повышенной или пониженной чувствительностью кожи и обязательно — с пониженной чувствительностью системы кинестетического восприятия. По мере улучшения сенсорной интеграции и налаживания общего равновесия ребенка эти нарушения исчезают.
Дети с повышенной чувствительностью кожи при любых движениях испытывают неприятные ощущения в случае касания, объятий, поцелуев. У них встречается повышенная чувствительность вестибулярной системы. У детей с пониженной чувствительностью кожи наблюдается утрата восприятия боли: мышечный тонус очень низкий. Вестибулярная система у них почти всегда отличается пониженной чувствительностью — дети не могут насытиться сенсорными стимуляторами. Здесь можно выделить следующие феномены: очень низкая восприимчивость к боли, холоду, жаре; отсутствие чувства дистанции в общении и как следствие — беззащитность при контактах с другими людьми; частое спотыкание, плохая ориентация в пространстве и времени.
Проприоцептивная система — система кинестетического восприятия (мышечно-суставное чувство), восприятие собственной позы и движения. Это способность получать сигналы от рецепторов мышц, кожи и суставов о положении тела, весе, давлении, растяжении, движении и изменении позиции. Она формирует схему тела и участвует в планировании сложных движений. Кинестетическая информация воспринимается в глубине тела: мышцами, сухожилиями, суставами. Организм человека всегда может ею воспользоваться, если она регулярно пополняется. Чем лучше наша кинестетическая информированность и телесное восприятие, тем лучше мы воспринимаем себя в пространстве по отношению к другим людям и предметам. Распознавание образа связано с кинестетической информацией. Нарушения в области кинестетического восприятия встречаются только при пониженной чувствительности с переходом к разным вариантам нормы.
Кроме того, у ребенка с нарушением восприятия важно проверить слух и зрение. Часто проверка не выявляет ничего определенного, и все же остается впечатление, что ребенок видит или слышит не вполне хорошо. В таких случаях речь идет о нарушении обработки звуковых или зрительных стимулов.
Зрительная система — способность правильно воспринимать, различать, обрабатывать и отвечать на то, что мы видим. Это самый мощный источник информации о внешнем мире: изучает предметы, определяет телесные позы, информирует о нашем положении в пространстве. Дети с повышенной чувствительностью зрительного восприятия избегают визуального ощущения — часто закрывают глаза, предпочитают находиться в темноте. Дети с пониженной чувствительностью зрительного восприятия ищут визуальные ощущения: включают и выключают свет; смотрят на предметы, скосив глаза или с необычного ракурса, любят смотреть на повторяющиеся движения (переворачивание страниц книги, открытие и закрытие двери, движения пальцами перед лицом), выстраивают вещи в линию.
Слуховая система — информация от звукового окружения. Она определяет способность правильно воспринимать, обрабатывать и отвечать на звуковую стимуляцию, дает сведения о местоположении объектов и событиях. Дети с повышенной чувствительностью слухового восприятия избегают звуковых ощущений: закрывают уши, когда говорят громко; могут слышать очень слабые звуки. Дети с пониженной чувствительностью слухового восприятия ищут звуковые ощущения, но не показывают вида, что слышат. Они любят музыку и часто пытаются повторять конкретные звуки, которые могли услышать.
Источник: Детская психиатрия, психотерапия и медицинская психология. Под ред. Э.Г. Эйдемиллера, М.Ю. Городновой, А.Э. Тарабанова. СПб: Питер, 2022. С. 582–587.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать