18+
Выходит с 1995 года
17 января 2025

В индивидуальной работе с образом при ДЦП в рамках метода Терапия творческим самовыражением М.Е. Бурно (ТТСБ) проведен его третий этап: организация и участие в профессиональной фотосессии. Цель первого этапа мы определяли как «преодоление имеющихся проблем восприятия себя» [2], цель второго этапа — «получение обратной связи при изменении образа и изменении ролевой позиции» [3]. Целью же третьего этапа стало формирование собственного образа, наиболее адекватно отражающего характер, не скрывающего, но специально не акцентирующего наличие физических ограничений и легко воплощаемого в повседневной жизни. Искомый образ был создан на основе сгенерированных искусственным интеллектом вариантов, он был воплощен при активном содействии профессионального фотографа Марии Никифоровой и визажиста-любителя Арины Галямовой. Мария Никифорова провела фотосессию.

Рассмотрим мотивацию и контекст, побудивший автора к формированию собственного образа, наиболее адекватно отражающего характер. Надо отметить, что мой образ Я был соткан по большей части из болезненного и отталкивающего восприятия. Этому способствовали различные эпизоды жизни, в которых проявление инвалидности (детский церебральный паралич) было явным. Я помню, что к шести годам у меня были довольно значительные двигательные успехи: относительно ровная (насколько это возможно) походка, я могла бегать и танцевать. Конечно, я понимала своё отличие от других детей, но оно не представлялось катастрофичным, практически на всех фотографиях я нравилась себе. В школьные годы также особых катастроф не происходило, я училась в обычной школе, с классом мне очень повезло: ребята меня приняли и по-своему оберегали все годы учебы. И все же именно в тот период стало формироваться то, что в дальнейшем потребует работы с образом: постепенное понимание своих ограничений и невозможности их преодоления. Почему-то воспоминается такой совершенно незатейливый случай: я отдаю свою вторую шариковую ручку однокласснице, на перемене она возвращает мне её. В открытой тетради красивым почерком написан урок. Моей ручкой. А у меня в тетради каракули, которые я сама не всегда могу понять. Странный случай, я ведь знала и до этого, как пишу я и как пишут одноклассники. А вот в душу почему-то запало. Таких эпизодов, когда привычное мне действие или проявление себя было отличным от нормы, накапливалось много, их сумма и сформировала негативное восприятие внешнего вида.

Заметим, что наличие стойкого нарушения здоровья у меня имеет собственную динамику. Как правило, в сторону ухудшения соматического, а затем и эмоционального состояния, кратковременного возвращения к «своей норме» и возвращения ухудшения. Меняются жизненные обстоятельства, возраст, опыт, переоценка роли родительских установок. При в целом стабильной профессиональной позиции меняется её качественное наполнение, возникают новые задачи, соответственно им расширяется зона ответственности. Необходимо отметить склонность автора к повышенной личностной тревожности, порой тягостно-мрачным переживаниям как текущего момента, так и представлений о будущем. Всё это мотивирует к поиску новых адаптационных возможностей и личностных ресурсов. Возникает вопрос не только принятия себя, но и эффективной самопрезентации в системе общественных отношений для эффективного решения как профессиональных, так и личностных задач. При этом контекст имеющегося заболевания ставит вопросы соответствия личности и её устремлений имеющимся ограничениям. Иными словами, приходит понимание того, что снижение ресурсов организма более, чем внешние макрофакторы и микрофакторы (например, архитектурные и социальные барьеры), ограничивает возможности самореализации.

Изложенные условия мотивировали автора к поиску опоры, но опоры не внешней, поскольку как бы ни была она крепка, она имеет свойство меняться (любой другой человек опора ненадёжная, внешняя), а внутренней. Следовательно, опора должна быть на себя, но сложно опираться на то, что ограниченно, то, что воспринимается большинством как слабое, больное, некрасивое. Все перечисленное относится к внешнему восприятию ограниченных возможностей здоровья, то есть я как бы смотрю на себя глазами здорового человека, ежесекундно осознавая собственные ограничения и их не очень презентабельный внешний вид. Такое положение вещей, при всей его объективности, утяжеляет моё состояние как человека в ситуации инвалидности: снижает уровень эмоционального комфорта. Поэтому возникает задача не только, так сказать, внутреннего, физического приспособления к ограниченным возможностям (которая в случае инвалидности с детства, как мы полагаем, решается более адаптивно в силу отсутствия иного двигательного опыта), но и внешней адаптации к проявлению ограниченных возможностей.

На основе индивидуальной работы с образом в условиях ДЦП, проведённой в рамках этапов, описанных нами ранее, мы пришли к следующим выводам. Во-первых, работа с образом не может быть завершена, так как новый возрастной период ставит свои задачи принятия своего внешнего вида перед личностью с инвалидностью. Во-вторых, чем больше вариативность образов, приёмов работы с ним и чем чаще личность обращается к этой работе, тем выше её эффективность, потому что полученный личный и социальный опыт существования в различных образах способствует принятию себя, что в конечном счёте положительно влияет на социализацию и адаптацию человека с инвалидностью. В-третьих, этап профессиональной фотосессии является обязательным, так же как и съёмка на видеокамеру в обычной, не игровой (рабочей или домашней) обстановке. Рассмотрим каждый этап подробнее.

Все варианты работы с образом при диагнозе ДЦП мы ведём в рамках терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно. В частности, на этапе фотосессии мы опираемся на терапию творческим фотографированием в рамках ТТСБ. Марк Евгеньевич, описывая творческое фотографирование, пишет, что «можно попытаться в случае склонности к нарушениям настроения помочь себе лечебным творческим фотографированием и самостоятельно, без психотерапевта» [1]. Мы предполагаем, что в ситуации, когда личность является инициатором и активным участником подготовки и реализации фотосессии, мы можем экстраполировать выводы, относящиеся к процессу самостоятельного фотографирования на процесс организации и участия в фотосессии. То, что «специальные занятия творческим фотографированием могут создать у человека, склонного к нарушениям настроения, более или менее стойкий творческий подъём, вдохновение, душевную просветленность» [1], мы прочувствовали на собственном опыте в процессе фотосессии.

Поиск и выбор комфортного внешнего вида (причёски, стиля одежды) — увлекательный и позитивный процесс. Он предполагает выражение себя, своего характера, свободу выбора и самопроявления, в нём может принимать участие профессиональный стилист или консультант, но его роль (при всей её важности) всё же второстепенна. Именно выбор человека с инвалидностью должен быть отправной точкой фотосессии в рамках работы с образом, именно его творческое самовыражение, проявление характера присутствует в каждой детали одежды и причёски. На наш взгляд, выбор места проведения фотосессии также должен быть за человеком с инвалидностью, поскольку он является важным маркёром проявления его характера. Так, в нашем случае было очевидно, что фотосессия должна проходить на открытых пространствах (улиц или набережных) Санкт-Петербурга, потому что для автора этот город имеет большое значение и само пребывание в нём несёт позитивное, ресурсное наполнение.

Съёмка на камеру необходима, так как даёт возможность увидеть себя в движении, услышать собственную речь со стороны. Зачастую проблемы с принятием своего внешнего вида начинаются с негативной оценки окружающих. Опыт видеосъёмки станет основой нового восприятия себя, основанного не на чужой, а на собственной оценке. Для меня важным стал эпизод, длящийся буквально полминуты. Я завершала работу с камерой, подключенной к монитору, камера продолжала работать, я была уже вне образа, без грима, парика, в обычной, домашней одежде, камера записала фрагмент обычной жизни. То, что я увидела, не было проявлением болезни, в принципе обычная жестикуляция, чуть медленная, но разборчивая речь. Общее впечатление: человек просто занимается обыденными делами, не страдая, не мучаясь, не производя гнетущего впечатления.

Важно отметить, что проведённая фотосессия (как и вся проделанная до неё индивидуальная работа), во-первых, способствовала формированию собственного образа, наиболее адекватно отражающего характер, не скрывающего, но специально не акцентирующего наличие физических ограничений и легко воплощаемого в повседневной жизни. Во-вторых, помогла преодолеть негативное восприятие собственной внешности. В-третьих, повысила уверенность в себе, снизила тревожность, неуверенность. В-четвёртых, возросла мотивация и повысилось качество участия в публичных мероприятиях в качестве спикера. В-пятых, изменилось качество межличностного общения: легче стало знакомиться, проводить значимые разговоры и транслировать своё видение ситуации в диалоговой и групповой коммуникации.

В завершение можно сказать, что полученный мною опыт и результат уже описан Марком Евгеньевичем Бурно: «чувство “самособойности”, возвращение к себе из душевной неопределенности, часто тягостной, всегда обнаруживается радостью вдохновения. Тревожная напряжённость несёт в себе более или менее выраженную неприятную неопределённость будущего. … Обретенное при творческом фотографировании чувство индивидуальности, “самособойности” нередко практически прекращает нарушение настроения, душевно поднимает человека» [1].

Список литературы

  1. Практическое руководство по терапии творческим самовыражением: для психиатров, психотерапевтов, психологов, педагогов / под общей редакцией М.Е. Бурно. М.: Академический проект: ОППЛ, 2002. 858 с.
  2. Тельминова К.В. Работа с образом в ситуации инвалидности как один из вариантов применения метода Терапии творческим самовыражением (М.Е. Бурно) [Электронный ресурс] // Профессиональная психотерапевтическая газета. 2014. №4(137). С. 6–7. URL: https://oppl.ru/2014-vyipusk-4/obmen-opyitom-rabota-s-obrazom.html (дата обращения: 03.06.2024)
  3. Тельминова К.В. Работа с образом при ДЦП в рамках ТТСБ: личный опыт [Электронный ресурс] // Психологическая газета. 21.07.2024. URL: https://psy.su/feed/12344/ (дата обращения: 01.11.2024)

​Фото: Мария Никифорова

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»