26 ноября 2022 года после продолжительной болезни ушел из жизни Леонид Фокич Бурлачук.
Л.Ф. Бурлачук — один из самых известных специалистов в области психодиагностики. Леонид Фокич (правильно Фокович) родился и вырос в Ленинграде, здесь начинал учиться в Ленинградском университете, завершив обучение в Киевском университете, где с 1970 года и работал всю жизнь, пройдя путь от ассистента до декана факультета психологии. Доктор психологических наук, профессор, академик Академии педагогических наук Украины, действительный член Нью-Йоркской академии наук, член Международной комиссии по психологическим тестам, основатель и президент Всеукраинской психодиагностической ассоциации, президент Национальной психологической ассоциации Украины, действительный член Европейской федерации психологических ассоциаций, заведующий кафедрой социальной психологии, основатель и первый заведующий кафедрой психодиагностики и медицинской (затем клинической) психологии Киевского государственного университета имени Тараса Шевченко, декан факультета психологии, основатель научной школы «Психодиагностика. Психотерапия. Медицинская психология» (по данным от 2017 года, под руководством Л.Ф. Бурлачука защитились 37 кандидатов и 4 доктора психологических наук), координатор и активный участник международных образовательных и научных проектов… Л.Ф. Бурлачук активно занимался разработкой методологических проблем психодиагностики, ее понятийного аппарата, многие годы возглавлял специализированный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций в области психологии при КГУ. Леонид Фокич автор более 220 научных публикаций. Большой популярностью пользуются его «Словарь-справочник по психодиагностике», его учебники и учебные пособия.
Для меня же этот человек — первый и главный учитель психологии. Интерес к проективным методам и медицинской психологии в студенческие годы побудил меня избрать себе в наставники молодого доцента Леонида Фокича Бурлачука. И я не ошиблась, поскольку получила прекрасную школу. Леонид Фокич одним из первых в нашей стране обратился к тесту как психологическому инструменту. Он уже тогда был лидером проективной психологии, главным специалистом по тесту Роршаха — очень сложному методу «чернильных пятен», значительной фигурой в медицинской психологии — и это еще в моем студенчестве. При этом он великолепно читал лекции: мы шли к нему на занятия, заранее предвкушая праздник мысли, и старались записать каждое слово, включая «лирические отступления», окрашенные великолепным чувством юмора. Леонид Фокич читал у нас кроме психодиагностики психологию личности, что мне видится судьбоносным событием. Ведь сейчас это мой главный предмет, хотя и читаю я его по-своему. Леонид Фокич научил меня заниматься наукой и привил вкус к ней, шлифовал мой сначала довольно корявый стиль, заставляя переписывать бесконечное число раз, научил, как работать с литературой и въедливо «прогрызать» источники, включая иностранные, научил заводить переписку с иностранными учеными и обмениваться статьями; разрабатывать методики, выстраивать научное исследование… Годы очной аспирантуры — самые счастливые в моей жизни. Я была его второй аспиранткой, чем и горжусь, хотя это, может быть, немного смешно (первой же была болгарка Ваня Генковска, которая писала о саморегуляциии, мы тогда тесно с ней общались). Моя защита кандидатской диссертации по психосоматике под руководством Л.Ф. Бурлачука состоялась в Психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева в Ленинграде.
После окончания аспирантуры я стала работать научным сотрудником в отделе психодиагностики Института психологии Украины под руководством Л.Ф. Бурлачука, совмещавшего научную работу с преподаванием в качестве главного научного сотрудника. Мы написали несколько работ по теоретической психодиагностике, которые опубликовали в центральных изданиях, а также в зарубежных. Вообще же в своей памяти я бережно храню детали истории создания многих трудов Л.Ф. Бурлачука, на которых происходило становление меня как психолога и исследователя.
Жизнь так сложилась, что мы уже много лет не виделись, я переехала из Киева в Санкт-Петербург, но всегда ощущала его присутствие, во всех своих профессиональных делах и жизненных поступках. Бывают встречи, когда общение настолько значимо, что сказывается сквозь годы. Так бывает, если происходит встреча с Личностью.
Тяжело и странно писать о Л.Ф. Бурлачуке в прошедшем времени. Светлая память о нем навсегда останется в сердцах всех, кто знал его и удостоился чести работать с ним.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать