Семья меняется. Для современной семьи характерно возрастание роли эмоционально-личностных факторов. Современный брак переживает кризис; уменьшается его нормативно-ролевая функция, утрачивается влияние «общественно-одобряемых» стандартов, взамен — возрастает значимость эмоционального комфорта. Все меньше «жизненных необходимостей» связывает людей вместе; практически единственной функцией супружеских отношений становится эмоциональный, смысловой обмен между членами семьи [2]. Эти процессы и объясняют (по крайней мере, отчасти) то, почему, наряду с другими качественными изменениями, в семейную систему все чаще в качестве «полноценных членов семьи» встраиваются и участвуют в поддержании и регуляции ее функционирования животные — домашние питомцы (далее — ДП) [3; 4].
Концептуальную основу нашей работы представляет теория эмоциональных систем Мюррея Боуэна [1; 5]. Согласно этой теории, ДП могут выполнять в семейной системе те же функции, что и люди: участвовать в гомеостатической регуляции и динамике семейной жизни. Теория М. Боуэна предлагает возможные механизмы встраивания животных — домашних питомцев в семейную систему. Одними из важнейших является «триангуляция». Преобладание антропоморфного восприятия животных у современных городских жителей, активно поддерживаемое СМИ, создает основу для легкого возникновения внутри семейной системы объединяющего ее «мифа» — в данном случае мифа о «понимающем, утешающем и поддерживающем и любящем ДП». Невербальный характер коммуникации с животными — домашними питомцами помогает задействовать еще один механизм понижения тревоги в семейной системе — облегчать проецирования ожиданий членов семейной системы, связанные с нехваткой эмоциональных, позитивных подтверждений [6].
Триангуляция. Согласно теории М. Боуэна, одним из важнейших механизмов снижения тревоги в семье, фундаментальным «кирпичиком» любой эмоциональной системы, будь то семья или любая другая группа, является «треугольник» — эмоциональная конфигурация из трех человек (или людей и домашнего питомца, в нашем случае). Треугольник — это наименьшая стабильная система отношений. Система из двух человек в спокойный период тоже может оставаться стабильной, но как только возникает беспокойство, наиболее страдающий и уязвимый член диады вовлекает еще одного персонажа, и диада становится треугольником. Если напряженность внутри треугольника слишком велика для троих, в него вовлекаются другие, и система становится серией взаимопроникающих треугольников. В литературе описаны случаи, когда в треугольник, сходно с детьми, включаются ДП [3; 4; 8; 9; 11; 13]. То же описывают респонденты нашего исследования. Вот одно из типичных описаний: «он очень не любит конфликты в семье: как мы с сестрой раскричимся друг на друга, а то и подеремся, тут же разнимать бросается (и всегда норовит ухватить того, кто первый начал, да так, что мало не покажется, поэтому силы обеих вместо драки уходят на то, как спастись от ДП)».
Семья как система эмоциональных взаимодействий. Теория семейных систем М. Боуэна [5] делает акцент на закономерностях эмоциональных процессов внутри семейной системы, поэтому она, как нам представляется, наиболее точно описывает и даёт возможное объяснение причин возникновения, особенностей функционирования и разрушения взаимоотношений между людьми и ДП внутри семьи, образованию между ними особых «эмоциональных уз». В литературе, посвящённой «феномену» ДП, а именно резкому увеличению животных — «членов семьи» в современной городской культуре, основной акцент делается на важности домашних питомцев для оказания эмоциональной поддержки членам семьи. Хозяева ДП нередко описывают то, что их питомцы «отзеркаливают» их чувства [9; 13]. В проведенном нами исследовании, где мы анализировали описания хозяевами своих ДП, 73% высказываний касались эмоционального отреагирования самих хозяев на животных, при этом большая часть их них описывали так называемые «мы-эмоции» («все члены семьи одинаково хорошо относятся к нему», «мы все его любим») [8].
Стадии жизненного цикла семейной системы. Динамика семейной системы управляется двумя влиятельными регуляторами — силами гомеостаза и развития [1; 5]. Взаимодействие этих регуляторов наиболее удачно описывается через стадии жизненного цикла семьи [12]. Предполагается, что существуют этапы развития семейных систем, общие для большинства из них и зависящие от изменения структуры и состава семьи, а также от смены этапов психического развития членов этой семьи [12]. При переходе семейной системы со стадии на стадию уровень тревоги в эмоциональной системе семьи возрастает. Такие периоды называют «нормативными кризисами». Их в том или ином виде проходит каждая семья, и каждая семья испытывает периоды высокой тревоги, которую чувствуют все члены семьи без исключения [5; 10]. Нами было показано, что наиболее часто ДП появляются в периоды предполагаемых обострений тревоги в семье, связанной с нормативными кризисами прохождения стадий жизненного цикла и вызванной необходимостью сепарации детей. Согласно результатам нашего исследования [7], пики заведения ДП в семьях, где имелся только один ребенок, приходятся на те периоды (7, 9, 13, 16 лет ребенку), когда семьи переживают нормативные кризисы, связанные не с изменением семейной структуры (т.е. количества людей, входящих в семью), а с рядом других факторов. В случае поступления ребенка в школу кризис создается соприкосновением с внешним социумом, в периоды активного взросления детей (подростковый и юношеский возраст) — резким изменением потребностей психического развития ребенка. Причина появления ДП именно в данные периоды связана с тем, что эти кризисы не сопровождаются структурными изменениями. С позиций семейного системного подхода [1; 5] появление ДП может выполнять функцию стабилизации семейной системы в периоды ее кризисов.
Наиболее часто встречающиеся сценарии
«Объединение семьи»
Поддержание животными — «членами семьи» гомеостаза семейной системы может принимать различные формы. Как показывают наши исследования, вне зависимости от того, на каком этапе своего жизненного цикла находится семья, одной из главных функцией ДП, которую чаще всего отмечают респонденты, является «объединение семьи». В нашем исследовании более чем 50% ответов на вопрос о том, «какую функцию выполняет ваш домашний питомец в семье», респонденты прямо указывают «он нас объединяет» [8].
Характерные высказывания: «они сплачают [нередкое искажение слова сплачивают] нашу семью», «он нас объединяет», «он сшивает нас», «с появлением ДП домашние как-то больше сплотились»; «ДП — это центр жизни семьи», «питомец нужен для того, чтобы люди стали ближе за счет живого».
Сплоченность — показатель эмоциональной близости между членами семьи. В отношении семейных систем это понятие используется для описания степени, до которой члены семьи видят себя как связанное целое. Скорее всего перед заведением ДП уровень семейной тревоги вырос в связи с внешними или внутренними стрессорами. В одной из работ [9] приводятся данные, что 82% семей приобрели ДП во время переездов, расставаний, развода, переживания смерти близких. Заведение ДП позволяет спроецировать на него потребность в сплачивании. ДП становятся центром, вокруг которого организуется деятельность всех членов семьи («теперь» вместе гуляют, кормят, беседуют вечером, отдыхают).
Характерные высказывания: «он являются темой для разговоров, порой чуть и не единственной», «это некто общий, о ком все заботятся», «связывает членов семьи общей заботой», «теперь мы ездим отдыхать только вместе, и обязательно выбираем место, куда можно ездить с собакой», «теперь есть чем всем вместе заняться» «появилось общее дело, центр, который требует вклада», «с трудностями, связанными с заботой, вся семья справляется вместе».
Кроме того, ДП позволяют всем членам семьи, или их части, соразделять эмоциональные проявления (мы обожаем, всех радуем, теперь есть кого всем вместе любить).
Характерные высказывания: «все без исключения его обожают», «теперь есть кого всем любить», «все одинаково любят его, он не может без нас», «сейчас его любят все. Больше всего другого».
«Распределение ролей»
Появление домашнего питомца позволяет семье простроить более четкое распределение ролей.
Характерные высказывания: «я кормлю, дочь покупает лекарства, зять гуляет», «в семье есть разделение, кто не гулял, тот кормит его», «у всех появились обязанности по уходу за питомцем».
Особенно часто высказывания такого рода встречаются у молодых людей, только что начавших жить вместе: «до него шли в дом, а теперь — домой», «стало понятно, что каждый из нас должен делать».
Триангуляция
Характерной особенностью поддержания гомеостаза семейной системы является успешное введение значимого постороннего лица в состав эмоциональной системы, находящейся в состоянии тревоги или возбуждения, что может модифицировать отношения внутри системы.
Характерные высказывания: «он любит меня и маму, а сестру ненавидит», «когда папы не было дома, мы с мамой быстро поехали на рынок и купили его», «меня и маму он любит, бабушку слушается, а папу ненавидит», «мама, брат и я любим и балуем. Отчим пытается воспитывать».
«Опосредование взаимодействий членов семьи»
Характерные высказывания: «не пускает сестру в нашу с мужем комнату», «вступается за меня, если на меня ругаются», «бежит жаловаться всегда мне, так как у меня лучше всего с ним отношения, и я всегда его защищаю», «из-за напряженных отношений со мной сестра его невзлюбила, а отец боялся брать на себя какую-либо ответственность, поэтому отстранялся от собаки».
«Урегулирование ссор, снятие напряжения между членами семьи»
Характерные высказывания: «снимает напряжение между членами семьи, немного перемещая его на себя», «он разряжает эмоциональные конфликты в семье», «теперь в семье стало меньше ссор», «помогает, в некотором роде, общаться с дедушкой», «в нашей семье с появлением кошки все стали гораздо спокойнее и мягче», «вносит умиротворение какое-то в атмосферу: родителям дает повод либо не ругаться (если выделывает что-то забавное), либо ругаться на нее (если ведет себя плохо)».
«Сепарация»
Одной из выделенных нами функций ДП является помощь в сепарации молодого человека (Варга, Федорович, 2009, 2010). В идеале семья должна подготовить ребенка к самостоятельной жизни. Если же способность ребенка функционировать автономно нарушена, то процесс сепарации для него может стать крайне сложной задачей. Нередко в семьях, где не произошла сепарация, взрослый ребенок заводит собственного домашнего питомца вопреки мнению родителей.
Характерные высказывания: «сначала они были против, не обращали внимания, но теперь полюбили всей душой»; «теперь они (родители) поймут, какая она красивая и редкая» (о том, что кошка выиграла приз на выставке).
Как правило, во всех описаниях домашних питомцев присутствуют слова, что родители «признали свою правоту и высоко оценили (хотя и не показывают внешне)» ценность домашнего питомца, против заведения которого они выступали.
Как нам представляется, практикующим терапевтам следует обращать более пристальное внимание на те функции, которые выполняют ДП в современной городской семье. Нет сомнений, что ДП встраиваются в семейную систему как ее элемент и, как всякий элемент системы, ДП подчиняются законам ее функционирования, в частности, поддерживают семейный гомеостаз и могут влиять на прохождение стадий жизненного цикла семьи. Ведутся споры относительно того, всегда ли появление ДП в семье дисфункционально с точки зрения развития семейной системы. Остаётся также открытым вопрос, почему одни семьи включают ДП в состав семьи, а другие живут без ДП. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы ответить на эти и другие, связанные со все более частым включением ДП в городские семьи, вопросы.
Список использованных источников:
- Варга, А. Я. Введение в системную семейную психотерапию. — М. : Когито-Центр, 2009.
- Варга, А. Я., Будинайте, Г. Л. Современный брак: новые тенденции // Системная психотерапия супружеских пар / под ред. А. Я. Варга. — М. : Когито-Центр, 2014. — С. 9-27.
- Варга, А. Я., Федорович, Е. Ю. О психологической роли домашних питомцев в семье // Вестник Московского государственного областного университета. Серия : Психологические Науки. — 2009. — № 1 (3). — С. 22-35.
- Варга, А. Я., Федорович, Е. Ю. Участие домашнего питомца в жизненном цикле семейной системы // Вопросы психологии. — 2010. — №1. — С. 56-65.
- Теория семейных систем Мюррея Боуэна / под ред. К. Бейкер, А. Я. Варгa. — М. : Когито-Центр, 2005.
- Федорович, Е. Ю., Варга, А. Я. Животные-домашние питомцы — в системе невербальной коммуникации семьи // Психология общения XXI век: 10 лет развития: материалы конференции 8-10 октября 2009 г. — М., 2009. — Т. 2. — С. 157-158.
- Федорович, Е. Ю., Варга, А. Я., Митина, О. В. Появление домашних питомцев в семье в зависимости от возраста детей // Вестник Московского университета. Серия 14 : Психология. — 2015. — №2. — С. 77-92.
- Федорович, Е. Ю., Емельянова, С. А. Функции животных-домашних питомцев в поддержании гомеостаза семейной системы в зависимости от этапа жизненного цикла семьи (по результатам контент-анализа описаний хозяевами своих питомцев) // Семейная психология и семейная терапия. — 2014. — №3. — С. 88-108.
- Cain, A. Pets as family members // Marriage and Family Review. — 1985. — Vol. 8. — P. 5-10.
- Carr, A. Family Therapy: Concepts Process and Practice. — 2nd ed. — Chichester, UK : Wiley, 2006.
- Fleming, L. Observation of Triangles in Human-Canine Pack // Triangles. Bowen Family Systems Theory Perspectives // The Haworth Press / Ed.: P. Titelman. — 2008. — P. 221-239.
- McGoldrick, M., Preto, N., Carter, B. The Expanding Family Life Cycle: Individual, Family, and Social Perspectives with Enhanced Pearson. — 4th Edition. — Boston : Allyn and Bacon, 2011.
- Walsh, F. Human-animal bonds II: the role of pets in family systems and family therapy // Family Process. — 2009. — P. 481-499.
Источник: Варга А.Я., Федорович Е.Ю. Роль животных — домашних питомцев при прохождении семьей нормативных кризисов // Психологические проблемы современной семьи: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции (3–6 октября 2018 г.). Екатеринбург, 2018. С. 646–650.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать