Солдатова Галина Владимировна
профессор, академик РАО, доктор психологических наук
Москва
Учебное заведение: отделение психологии философского факультета Ростовского государственного университета
Место работы: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Должность: профессор кафедры психологии личности, заместитель заведующего кафедрой психологии личности МГУ
Интересы:
Исследование социально-психологических аспектов влияния интернета на развитие личности и общества, психология цифровой социализации, психология межэтнических отношений,
психология межкультурных коммуникаций,
психология идентичности, конфликта и межэтнической напряженности,
психология миграций,
психология ксенофобии,
психология толерантности,
психология переговоров
психология межкультурных коммуникаций,
психология идентичности, конфликта и межэтнической напряженности,
психология миграций,
психология ксенофобии,
психология толерантности,
психология переговоров
Достижения:
Профессор кафедры психологии личности, заместитель заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Руководитель специализации «Психология переговоров и разрешение конфликтов». Координатор факультета психологии по связям с общественностью и СМИ.
За свою многолетнюю работу Солдатова Г.У. была удостоена ряда наград, премий и благодарностей: премия Правительства РФ в области образования (2010 г.), медаль К.Д. Ушинского (2011 г.); медаль Российской академии образования имени Л.С. Выготского (2016 г.); медаль Г.И. Челпанова I степени (2017 г.), Благодарственное письмо от президента РФ (2020 г.), Благодарность от первого заместителя Руководителя Администрации Президента РФ С.В. Кириенко (2020 г.).
В 1980 г. окончила отделение психологии философского факультета Ростовского государственного университета, в 1985 г. - аспирантуру Института психологии АН СССР. Защитила кандидатскую диссертацию на тему «Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений» (1985). В 2001 г. на факультете психологии МГУ была защищена докторская диссертация на тему «Психология межэтнической напряженности в ситуации социальной нестабильности».
Опыт практической работы:
Многолетний опыт проведения полевых психологических, этносоциологических и кросскультурных исследований; организация первой в стране службы психологической помощи вынужденным мигрантам и беженцам из дальнего зарубежья; опыт психологического консультирования и психотерапии вынужденных мигрантов и беженцев из ближнего и дальнего зарубежья, а также их адаптации и реабилитации к другой социокультурной среде; опыт организации психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях; разработка и проведение тренингов толерантности, тренингов межкультурной компетентности, профилактики ксенофобии, снижения агрессивности и разрешения конфликтов с детьми разных возрастных групп, со студентами, учителями и представителями других социальных групп; проведение популяционных всероссийских исследований по использованию детьми и подростками интернета, оценки уровня цифровой компетентности, организация и руководство горячей Линией помощи «Дети онлайн» телефонного и онлайн-консультирования по проблемам использования и безопасности интернета для детей и подростков.
Публикации:
Опубликовано свыше 350 научных и научно-методических работ (2020).
Основные монографии:
Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М., Мысль, 1996 (в соавторстве Дробижева Л.М,, Коротеева В.В.)
Психология межэтнической напряженности. М., Смысл, 1998.
Разные, но равные. Большие психологические игры. М., МГУ, 2004. (В соавторстве с Шайгеровой Л.А., Макарчук А.В., Лютой Т.А.)
Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместной деятельности. М. Смысл, 2006. ( в соавторстве с Асмоловым А.Г., Макарчук А.В., Шляпниковым В.Н.)
Методология и технология оценки социальной напряженности в образовательной среде. М., АСОУ, 2007. ( в соавторстве с Стебаковым Д.А., Филилеевой Е.В., Хохловой О.А.)
Толерантность как фактор противодействия ксенофобии (Глава 1 "Методология Социального конструирования толерантности и управления рисками ксенофобии в многополярном мире" (в соавторстве: В.А. Лекторский, В.Ф. Петренко, Т.А. Нестик, Л.А. Шайгерова). М.: Издательство «Наука». Под ред. Ю.П.Зинченко и А.В. Логинова, 2011.
Пойманные одной сетью. Социально-психологический анализ представлений детей и подростков об интернете. М.:Фонд развития интернет, 2011, 176 с. ( В соавторстве с Зотовой Е.Ю., Гостимской О.С.)
Дети России онлайн. Результаты международного проекта EUKIDSONLINEII в России. М., 2012. (В соавторстве с Зотовой Е., Лебешевой М., Роггендорф П.) http://detionline.com/assets/files/helpline/Final_Report_05-29-11.pdf
Солдатова Г., Нестик Т., Рассказова Е., Зотова Е. Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты всероссийского исследования. - Фонд Развития Интернет, Москва, 2013. — С. 144. (В соавторстве с Нестик Т., Рассказовой Е., Зотовой Е.)
Основные учебно-методические пособия и руководства:
Жить в мире с собой и с другими. Тренинг толерантности для подростков. (Программа тренинга). М., Генезис, 2000. (В соавторстве с Шайгеровой Л.А., Шаровой О.В.).
Психологическая помощь мигрантам. Травма, смена культуры, кризис идентичности. М., Смысл, 2002. (В соавторстве с Шайгеровой Л.А., Калиненко В.К., Кравцовой О.А.).
Позволь другим быть другими. Тренинг толерантности по профилактике и преодолению мигрантофобии. (Программа тренинга). М., МГУ, 2002. (В соавторстве с Макарчук А.В., Шайгеровой Л.А., Щепиной А.И., Хухлаевым О.Е.).
Тренинги повышения межкультурной компетентности. М., МГУ., 2004. ( В соавторстве с Макарчук А.В., Шайгеровой Л.А.).
Тренинги толерантности. М., МГУ. 2005. (В соавторстве с Шайгеровой Л.А., Макарчук А.В., Щепиной А.И., Хухлаевым А.Е., Лютой Т.А.).
Может ли другой стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии. (программа тренингов) . М., Генезис, 2006. ( В соавторстве с Макарчук А.В.).
Тренинг повышения социальной компетентности педагогических кадров. М., АСОУ, 2006 (В соавторстве с Макарчук А.В., Лютой Т.А., Шляпниковым В.Н., Щепиной А.И.).
Психодиагностика толерантности личности. М., Смысл., 2007. (В соавторстве с Шайгеровой Л.А., Прокофьевой Т.Ю.).
Искусство жить с непохожими: психотехники толерантности. М.: Московия, 2009. (в соавторстве с Шайгеровой Л.А., Макарчук А.В.).
Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Лекции. Часть 1 — Центр книжной культуры Гутенберг Москва, 2013. — С. 165. (В соавторстве с Зотовой Е., Лебешевой М., Шляпниковым В.).
Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Практикум. Часть 2 — Центр книжной культуры Гутенберг Москва, 2013. — С. 137. (В соавторстве с Зотовой Е., Лебешевой М., Шляпниковым В.).
Солдатова Г. У., Приезжева А. А., Олькина О. И. Личное-Публичное. Персональные данные и репутация в интернете. Практическое пособие для работников системы общего образования. — АСОУ Москва, 2017. — 73 с.
Солдатова Г. У., Приезжева А. А., Олькина О. И., Шляпников В.Н. Практическая психология безопасности. Управление персональными данными в интернете: учеб.-метод. пособие для работников системы общего образования (Изд. 2. доп. и испр.). — Генезис Москва, 2017. — 224 с.
За свою многолетнюю работу Солдатова Г.У. была удостоена ряда наград, премий и благодарностей: премия Правительства РФ в области образования (2010 г.), медаль К.Д. Ушинского (2011 г.); медаль Российской академии образования имени Л.С. Выготского (2016 г.); медаль Г.И. Челпанова I степени (2017 г.), Благодарственное письмо от президента РФ (2020 г.), Благодарность от первого заместителя Руководителя Администрации Президента РФ С.В. Кириенко (2020 г.).
В 1980 г. окончила отделение психологии философского факультета Ростовского государственного университета, в 1985 г. - аспирантуру Института психологии АН СССР. Защитила кандидатскую диссертацию на тему «Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений» (1985). В 2001 г. на факультете психологии МГУ была защищена докторская диссертация на тему «Психология межэтнической напряженности в ситуации социальной нестабильности».
Опыт практической работы:
Многолетний опыт проведения полевых психологических, этносоциологических и кросскультурных исследований; организация первой в стране службы психологической помощи вынужденным мигрантам и беженцам из дальнего зарубежья; опыт психологического консультирования и психотерапии вынужденных мигрантов и беженцев из ближнего и дальнего зарубежья, а также их адаптации и реабилитации к другой социокультурной среде; опыт организации психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях; разработка и проведение тренингов толерантности, тренингов межкультурной компетентности, профилактики ксенофобии, снижения агрессивности и разрешения конфликтов с детьми разных возрастных групп, со студентами, учителями и представителями других социальных групп; проведение популяционных всероссийских исследований по использованию детьми и подростками интернета, оценки уровня цифровой компетентности, организация и руководство горячей Линией помощи «Дети онлайн» телефонного и онлайн-консультирования по проблемам использования и безопасности интернета для детей и подростков.
Публикации:
Опубликовано свыше 350 научных и научно-методических работ (2020).
Основные монографии:
Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М., Мысль, 1996 (в соавторстве Дробижева Л.М,, Коротеева В.В.)
Психология межэтнической напряженности. М., Смысл, 1998.
Разные, но равные. Большие психологические игры. М., МГУ, 2004. (В соавторстве с Шайгеровой Л.А., Макарчук А.В., Лютой Т.А.)
Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместной деятельности. М. Смысл, 2006. ( в соавторстве с Асмоловым А.Г., Макарчук А.В., Шляпниковым В.Н.)
Методология и технология оценки социальной напряженности в образовательной среде. М., АСОУ, 2007. ( в соавторстве с Стебаковым Д.А., Филилеевой Е.В., Хохловой О.А.)
Толерантность как фактор противодействия ксенофобии (Глава 1 "Методология Социального конструирования толерантности и управления рисками ксенофобии в многополярном мире" (в соавторстве: В.А. Лекторский, В.Ф. Петренко, Т.А. Нестик, Л.А. Шайгерова). М.: Издательство «Наука». Под ред. Ю.П.Зинченко и А.В. Логинова, 2011.
Пойманные одной сетью. Социально-психологический анализ представлений детей и подростков об интернете. М.:Фонд развития интернет, 2011, 176 с. ( В соавторстве с Зотовой Е.Ю., Гостимской О.С.)
Дети России онлайн. Результаты международного проекта EUKIDSONLINEII в России. М., 2012. (В соавторстве с Зотовой Е., Лебешевой М., Роггендорф П.) http://detionline.com/assets/files/helpline/Final_Report_05-29-11.pdf
Солдатова Г., Нестик Т., Рассказова Е., Зотова Е. Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты всероссийского исследования. - Фонд Развития Интернет, Москва, 2013. — С. 144. (В соавторстве с Нестик Т., Рассказовой Е., Зотовой Е.)
Основные учебно-методические пособия и руководства:
Жить в мире с собой и с другими. Тренинг толерантности для подростков. (Программа тренинга). М., Генезис, 2000. (В соавторстве с Шайгеровой Л.А., Шаровой О.В.).
Психологическая помощь мигрантам. Травма, смена культуры, кризис идентичности. М., Смысл, 2002. (В соавторстве с Шайгеровой Л.А., Калиненко В.К., Кравцовой О.А.).
Позволь другим быть другими. Тренинг толерантности по профилактике и преодолению мигрантофобии. (Программа тренинга). М., МГУ, 2002. (В соавторстве с Макарчук А.В., Шайгеровой Л.А., Щепиной А.И., Хухлаевым О.Е.).
Тренинги повышения межкультурной компетентности. М., МГУ., 2004. ( В соавторстве с Макарчук А.В., Шайгеровой Л.А.).
Тренинги толерантности. М., МГУ. 2005. (В соавторстве с Шайгеровой Л.А., Макарчук А.В., Щепиной А.И., Хухлаевым А.Е., Лютой Т.А.).
Может ли другой стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии. (программа тренингов) . М., Генезис, 2006. ( В соавторстве с Макарчук А.В.).
Тренинг повышения социальной компетентности педагогических кадров. М., АСОУ, 2006 (В соавторстве с Макарчук А.В., Лютой Т.А., Шляпниковым В.Н., Щепиной А.И.).
Психодиагностика толерантности личности. М., Смысл., 2007. (В соавторстве с Шайгеровой Л.А., Прокофьевой Т.Ю.).
Искусство жить с непохожими: психотехники толерантности. М.: Московия, 2009. (в соавторстве с Шайгеровой Л.А., Макарчук А.В.).
Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Лекции. Часть 1 — Центр книжной культуры Гутенберг Москва, 2013. — С. 165. (В соавторстве с Зотовой Е., Лебешевой М., Шляпниковым В.).
Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Практикум. Часть 2 — Центр книжной культуры Гутенберг Москва, 2013. — С. 137. (В соавторстве с Зотовой Е., Лебешевой М., Шляпниковым В.).
Солдатова Г. У., Приезжева А. А., Олькина О. И. Личное-Публичное. Персональные данные и репутация в интернете. Практическое пособие для работников системы общего образования. — АСОУ Москва, 2017. — 73 с.
Солдатова Г. У., Приезжева А. А., Олькина О. И., Шляпников В.Н. Практическая психология безопасности. Управление персональными данными в интернете: учеб.-метод. пособие для работников системы общего образования (Изд. 2. доп. и испр.). — Генезис Москва, 2017. — 224 с.
Создано
Комментарии: 1
Статьи и интервью в «Психологической газете»
- Поздравляем Александра Григорьевича Асмолова!
- Эпидемия одиночества в цифровом обществе: хикикомори как культурно-психологический феномен
- «Рожденные цифровыми» готовятся к будущему: зона риска или ближайшего развития?
- Личность и информация в цифровом мире: от новых моделей медиапотребления к инфодемии
- Цифровая личность как феномен 21 века: встреча с «новой нормальностью»
- Виды киберагрессии: опыт подростков и молодежи
- Цифровое поколение: цифровой образ жизни и новая социальная ситуация развития
- Татьяну Давидовну Марцинковскую поздравляют друзья и коллеги
- Многозадачность как ответ на вызовы сложности: доклад Галины Солдатовой
- Коронавирус: источники, причины и следствия алармизма. Экспертные оценки
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
- Интернет-среда как источник психологических проблем и ресурс для совладания с ними у подростков
- Мозговой штурм в комнате Франкла
- Культурные практики развития потенциала человека обсудили на конференции
- Специфика работы психолога в процессе межэтнического взаимодействия
- Модели решения сложных ситуаций в педагогической деятельности
- Доверие и вера в деловых отношениях
- Дефициты родительской компетентности в вопросах воспитания и цифровой социализации как точки роста психологического благополучия детей и их родителей
- Особенности гражданской идентичности российских подростков (на примере отдыхающих в международном детском центре «Артек»)
- Теоретические подходы к разработке и апробации опросника «Профиль гражданской идентичности личности»
- Цифровая повседневность стала темой международной конференции
- «Отношение» как фундаментальная категория социальной психологии в анализе мотивации совместной деятельности
- Спектр трудных жизненных ситуаций и стилей их преодоления подростками из семей мигрантов
- Цифровые практики подростков и молодёжи обсудили на конференции
- Психологические проблемы подростков России периода цифровизации (2010-2020 гг.)
- Феномен погруженности в интернет-среду: определение и диагностика
- Межпоколенная трансмиссия ценностей в современном поликультурном мире
- Миры вероятностного прогнозирования И.М.Фейгенберга объединили медицину, биологию, психологию и педагогику
- О 50-летии кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ
- «Рожденные цифровыми: семейный контекст и когнитивное развитие»
- Психологическое содержание факторной структуры родительской толерантности
- Историю и будущее социальной психологии обсудили на Ананьевских чтениях
- Опубликована программа Ананьевских чтений
- «АнтроПоворот: взращивание личности как антропологическая профессия» приглашает молодых ученых
- Состоялся Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире»
- Цифровые трансформации реальности: в поисках культурного кода между поколениями
- Онлайн-этика: в каком регулировании нуждается цифровой мир?
- Толерантность к неопределенности и конструирование будущего
- Вручены награды Российской академии образования
- Антропологический поворот: практическая психология образования как драйвер персонализации человека
- Постоянство и изменчивость личности обсудили участники круглого стола
- Вызовы пандемии COVID-19 во время эпидемии нарциссизма, депрессии и одиночества
- Татьяна Марцинковская: существует не возрастной, а социальный разрыв
- Симпозиум «Личность в пространстве возможного» состоялся на факультете психологии СПбГУ
- Личность в пространстве возможного: опубликована программа симпозиума
- Подростки и Интернет: реакции родителей
- Особенности мышления подростков с разной степенью погруженности в интернет-среду
- Совладание с контентными рисками в социальных сетях у студентов
- Симпозиум «Личность в пространстве возможного». Регистрация открыта!
- Цифровое поколение: потери и приобретения
- Цифровое поколение и прогнозирование профессионального будущего
- Национальный конкурс «Золотая Психея»: имена победителей
- От обретения смыслов — к созиданию будущего! Что обсуждали на Саммите психологов?
- Саммит психологов: свободные места на дискуссию 6 июня
- Состоялись выборы членов Российской академии образования
- Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
- Право на неодинаковость: как изменяется современная личность?
- НК «Золотая Психея»: определены финалисты — знакомьтесь!
- М. Безруких об онлайн-образовании: «Шанс, которым не воспользовалась школа»
- «Поколение цифровой социализации»: как учителям и родителям быть в диалоге с детьми?
- 85 лет со дня рождения Алексея Алексеевича Леонтьева
- Коронакризис: низкий уровень доверия и инфодемия
- Врач и психолог — антропологические профессии в ситуации риска
- Психологи в «красной зоне»: опыт Юрия Зинченко
- 13 октября, РАНХиГС. Круглый стол «Мужество сказать жизни — да!»
- Саммит психологов как факт рождения постсоветского профессионального сообщества
- Москва: открытый форум Школы антропологии будущего
- EdCrunch 2019 засядет в мыслях надолго
- НК «ЗП»: новые проекты конкурса к 8 февраля 2019
Участие в конкурсе «Золотая Психея»
- «Рожденные цифровыми: семейный контекст и когнитивное развитие», монография (в номинации «Книга года по психологии», 2022 г.), номинант
- «Дети в информационном обществе», информационно-аналитический журнал для педагогов, психологов и родителей (в номинации «Проект года в психологической науке», 2020 г.), лауреат
- «Цифровое поколение России: компетентность и безопасность», монография (в номинации «Книга года по психологии», 2020 г.), победитель
- «Международная научно-практическая конференция «Личность в эпоху перемен: mobilis in mobili»», 17-18 декабря 2018, Москва (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2018 г.), победитель