Мелик-Пашаев Александр Александрович
доктор психологических наук
Москва
Учебное заведение: аспирантура ПИ РАО
Место работы: Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
Должность: главный научный сотрудник лаборатории психологии одаренности
Интересы:
психология творчества, психология и педагогика искусства. Руководитель группы «Психологические проблемы художественного развития», главный научный сотрудник лаборатории психологии одаренности Психологического института РАО. Член Союза художников РФ. Главный редактор журнала «Искусство в школе».
Достижения:
Автор концепции эстетического отношения к миру как целостно-личностной основы художественного развития и художественно-творческой одаренности, трактовка способностей как «органов самореализации» творческого Я человека, создание ряда оригинальных методик изучения и диагностики художественного развития в его актуальных и потенциальных формах, работы, направленные на преодоление разрыва между научным познанием в его традиционном понимании - и духовным опытом и др. В последних работах А.А. Мелик-Пашаева рассматривается вопрос о «ключевых» переживаниях, которые определяют направление и успешность творческой самореализации человека в дальнейшей жизни, а также обосновывается понимание индивидуальной психики как «психического тела» человека.
Создано 26.10.2013
Комментарии: 1
Статьи и интервью в «Психологической газете»
- Инсайт: загадка или тайна?
- А.А. Мелик-Пашаев о личности художника и психологии художественного творчества
- Реорганизация = ликвидация?
- Педагогика как область творчества
- С Днём психолога!
- Поздравляем Наталию Львовну Карпову!
- Роль пафоса в восприятии искусства
- К юбилею Дианы Борисовны Богоявленской
- Творчество, одаренность, развитие
- Актуализация творческого потенциала ребенка как норма развития
- Наследие Михаила Чехова и психология творчества
- Александр Мелик-Пашаев — автор первых иллюстраций к «Мастеру и Маргарите»
- А.А. Мелик-Пашаев: «Иностранец в психологии»
- Об артпрофилактике, гуманизме, диалоге и принятии другого. Интервью с А.А. Мелик-Пашаевым. Часть 4
- «Психическое тело и вертикальное Я человека». Интервью с А.А. Мелик-Пашаевым. Часть 3
- Одаренность – норма, ненормальность – ее отсутствие. Интервью с А.Мелик-Пашаевым. Часть 2
- «Психология, творчество, человек»: серия интервью с А.А. Мелик-Пашаевым. Часть 1
- Детское творчество и центральное телевидение
- «Невоенные воспоминания о войне»
- Юбилей «Искусства в школе»: итоги и планы
- Мелик-Пашаев А. А. Замечания по Проекту постановления правительства РФ «О выявлении одаренных детей»
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
- НК «Золотая Психея»: Большое жюри VI созыва
- Дифференционно-интеграционная теория как методологическая основа консолидации исследований в области психологии развития
- Опубликована программа конференции «Синтез искусств: культурные практики рождения образа мира»
- Чудновский В.Э. «Не промахиваться мимо человека»
- Опыт инсайтных переживаний будущих педагогов-психологов и его образовательный потенциал
- XXV Национальный конкурс «Золотая Психея» по итогам 2023 года: определены финалисты
- Arts Therapy Fest «Полилог модальностей»: искусство для помогающих специалистов
- Проблемы психологии искусства обсудили на всероссийской конференции
- 17-й Саммит психологов: опыт соприсутствия и опора в практике
- НК «Золотая Психея»: определены финалисты
- Психологические проблемы смысла жизни и акме обсудили в ПИ РАО
- Ритм и пластическую культуру личности обсудили в Психологическом институте РАО
- Особенности психологического благополучия одаренных подростков с разным уровнем креативности
- Опубликована программа конференции «Ритм и пластическая культура личности»
- Современное детство и дошкольное образование — на защите прав ребенка: к 75-летию со дня рождения Е.О. Смирновой
- Социально-психологические аспекты сопровождения потенциально одаренных обучающихся
- Психологические проблемы смысла жизни и акме обсудили на международном симпозиуме
- Памяти Галины Николаевны Кудиной
- Вручены награды Российской академии образования
- Этапы 100-летнего развития психологической науки
- Как не мешать развитию детской одаренности?
Участие в конкурсе «Золотая Психея»
- «Всероссийская научно-практическая конференция "Проблемы психологии искусства"», 09 - 10 ноября 2023 года, Москва (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2023 г.), лауреат
- «Психология художественного творчества. Развитие художественной одаренности детей в пространстве общеобразовательной школы», учебное пособие (в номинации «Книга года по психологии», 2022 г.), лауреат
- «Рабочая концепция одаренности», печатное издание (в номинации «Проект года в психологической практике», 2003 г.), номинант
Упоминания в проектах Национального конкурса «Золотая Психея»
- «Фестиваль ARTS THERAPY FEST "Полилог модальностей"», 5 - 6 ноября 2023 года, Москва (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2023 г.)
- «О науке и о жизни. Интервью с выдающимися российскими учеными-психологами», печатное издание (в номинации «Книга года по психологии», 2022 г.)