«От профессионального мышления педагогов к личностным результатам обучающихся» (учебно-методическое и учебно-наглядное пособия)
Представленные материалы являются результатом обобщения многолетнего практического опыта работы сотрудников психологической службы с педагогами Ярославской области.
Актуальность
Актуальность обращения к теме непрерывного профессионального образования педагогов в направлении содействия личностному развитию школьников определена возрастающими требованиями к условиям реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов и Профессиональных стандартов учителя и педагога-психолога.
Новизна
В качестве основной технологии в работе выбран формат воркшопа, максимально ориентированный на формирование новых компетенций, получение динамических знаний, активно добываемых и присваиваемых участниками в процессе взаимодействия друг с другом и с ведущим, обмен опытом, принятие конкретных решений. Действенным средством становится использование спектра методов активного обучения, при котором педагоги, выступая субъектами обучения, могут осознать действие психологических закономерностей, механизмов и техник построения образовательного процесса с опорой на интерактивное взаимодействие. Подобный подход соотносится с работой по развитию метакогнитивных способностей участников, формирования их надситуативного мышления.
Значимость
Сложившийся в практике работы школ комплекс противоречий между высоким уровнем внешних требований и неготовностью участников образовательных отношений к деятельности в соответствии с ними требует системной работы по повышению психологической готовности педагогов к решению задач содействия личностному развитию обучающихся и профессионализации педагогического мышления. Представленная технология динамического обучения способна обеспечить фундаментальные основания и комплексный подход к такой работе, а также сформировать совокупность профессиональных умений и навыков, значимых в практике педагогической деятельности.
Основное содержание работы
- Разработаны и апробированы методические рекомендации специалистам, осуществляющим психолого-педагогическое сопровождение ФГОС, программы внеурочной деятельности по психологии для школьников начального и основного уровня образования; буклеты развивающего, просветительского и профилактического характера, административно-управленческие проекты.
- Подготовлены и осуществлены на практике воркшопы, направленные на повышение готовности педагогов к работе с личностными результатами обучающихся, повышение профессионализации мышления посредствам развития метакогнитивных составляющих профессионального надситуативного мышления.
- Созданы и реализуются психолого-педагогические «продукты» воркшопов: административно-управленческие модели, программы работы с детьми, индивидуальные образовательные маршруты обучающихся, психодиагностические методики, информационные буклеты.
Результативность
Осуществлена апробация программ, дана оценка результативности воркшопов (100 педагогов); зафиксированы значимые изменения ряде компонентов готовности учителей к организации деятельности с совокупностью обозначенных образовательных результатов. Опубликованы учебно-методическое и учебно-наглядное пособия, позволяющие освоить психолого-педагогические приемы и способы формирования личностных результатов обучающихся, эффективнее организовать образовательную практику в указанных направлениях.
Презентация проекта
- Методические рекомендации для специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ФГОС «Содействие формированию и развитию личностных результатов школьников» - Лауреат XIX Национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2017 года
- Методические рекомендации для специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ФГОС «Формирование и развитие личностных результатов образования: программы внеурочной деятельности по психологии (для начальной и средней школы)» - Номинант XVII Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2015 года
- Содействие формированию личностных результатов школьников: работа с родителями. Участие в утреннем шоу «Овсянка» на "Первом Ярославском" темой: Какой он идеальный родитель? Как им стать?
- Содействие формированию личностных результатов школьников: работа с родителями. Участие в Оф-лайн Проекте с трансляцией практических результатов для широкой аудитории - Информационная рубрика «Родитель+» (при поддержке Департамента Ярославской области)
- Содействие формированию личностных результатов школьников: работа с педагогами. Участие в эфире радио Эхо Москвы (Ярославль, 28 февраля 2019 года.).
- Содействие формированию личностных результатов школьников: работа с педагогами. Презентация на форуме Евразийский Образовательный диалог (2019) по итогам секции «Новые модели сопровождения профессионального становления молодых педагогов» в рамках конференции ««Развитие профессионального мастерства педагогических работников как условие формирования новых образовательных практик»
- Статья Профессиональное мышление педагогов и личностных результатов обучающихся. Серафимович И.В., Щербакова О.В., Гар М.И., Тихомирова С.Ю.
- Статья Использование ресурсов профессионального мышления педагога для разработки индивидуального образовательного маршрута потенциально одарённого обучающегося. Серафимович И.В., Баранова Ю.Г.
- Статья Особенности анализа учебной мотивации современных младших школьников с позиции системогенетического подхода. Серафимович И.В.
- Статья Ценностные ориентации различных групп участников образовательных отношений: социально-психологический аспект. Серафимович И.В., Беляева О.А.
- Статья Опыт изучения системы ценностей современных подростков. Беляева О.А.
- Статья Особенности ценностно-ориентационной сферы подростков, имеющих статус ребенок-инвалид. Беляева О.А.
Голос из ВКонтакте