- Серафимович Ирина Владимировна
кандидат психологических наук, и.о. ректора, проректор по организационно-методической деятельности, Институт развития образования Ярославской области (Ярославль)
- Баранова Юлия Германовна
педагог-психолог, МОУ СШ №58 с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла (Ярославль)
- Беляева Ольга Алексеевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения педагогического факультета, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (Ярославль)
- Бузакина Татьяна Александровна
(Ярославль)
- Варфоломеева Татьяна Геннадьевна
педагог-психолог, школа (Ярославль)
- Гар Марина Ивановна
учитель начальных классов, МОУ «Средняя школа № 58 с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла» г. Ярославля (Ярославль)
- Зарюгина Светлана Евгеньевна
МОУ Средняя школа 2 (Ярославль)
- Иванова Елена Анатольевна
директор, Средняя школа № 58 с углублённым изучением предметов естественно-математического цикла г. Ярославля (Ярославль)
- Кучеренко Галина Николаевна
заместитель директора школы по воспитательной работе № 59, (Ярославль)
- Макарчикова Ольга Юрьевна
заместитель директора по воспитательной работе, Средняя школа №58 с углублённым изучением предметов естественно-математического цикла г. Ярославля (Ярославль)
- Розина Анна Львовна
(Ярославль)
- Тихомирова Светлана Юрьевна
учитель начальных классов, МОУ "Средняя школа № 58 с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла" г. Ярославля (Ярославль)
Организация: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования»
Представленные материалы являются результатом обобщения многолетнего практического опыта работы сотрудников психологической службы с педагогами Ярославской области.
Актуальность
Актуальность обращения к теме непрерывного профессионального образования педагогов в направлении содействия личностному развитию школьников определена возрастающими требованиями к условиям реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов и Профессиональных стандартов учителя и педагога-психолога.
Новизна
В качестве основной технологии в работе выбран формат воркшопа, максимально ориентированный на формирование новых компетенций, получение динамических знаний, активно добываемых и присваиваемых участниками в процессе взаимодействия друг с другом и с ведущим, обмен опытом, принятие конкретных решений. Действенным средством становится использование спектра методов активного обучения, при котором педагоги, выступая субъектами обучения, могут осознать действие психологических закономерностей, механизмов и техник построения образовательного процесса с опорой на интерактивное взаимодействие. Подобный подход соотносится с работой по развитию метакогнитивных способностей участников, формирования их надситуативного мышления.
Значимость
Сложившийся в практике работы школ комплекс противоречий между высоким уровнем внешних требований и неготовностью участников образовательных отношений к деятельности в соответствии с ними требует системной работы по повышению психологической готовности педагогов к решению задач содействия личностному развитию обучающихся и профессионализации педагогического мышления. Представленная технология динамического обучения способна обеспечить фундаментальные основания и комплексный подход к такой работе, а также сформировать совокупность профессиональных умений и навыков, значимых в практике педагогической деятельности.
Основное содержание работы
- Разработаны и апробированы методические рекомендации специалистам, осуществляющим психолого-педагогическое сопровождение ФГОС, программы внеурочной деятельности по психологии для школьников начального и основного уровня образования; буклеты развивающего, просветительского и профилактического характера, административно-управленческие проекты.
- Подготовлены и осуществлены на практике воркшопы, направленные на повышение готовности педагогов к работе с личностными результатами обучающихся, повышение профессионализации мышления посредствам развития метакогнитивных составляющих профессионального надситуативного мышления.
- Созданы и реализуются психолого-педагогические «продукты» воркшопов: административно-управленческие модели, программы работы с детьми, индивидуальные образовательные маршруты обучающихся, психодиагностические методики, информационные буклеты.
Результативность
Осуществлена апробация программ, дана оценка результативности воркшопов (100 педагогов); зафиксированы значимые изменения ряде компонентов готовности учителей к организации деятельности с совокупностью обозначенных образовательных результатов. Опубликованы учебно-методическое и учебно-наглядное пособия, позволяющие освоить психолого-педагогические приемы и способы формирования личностных результатов обучающихся, эффективнее организовать образовательную практику в указанных направлениях.
Презентация проекта