Серафимович Ирина Владимировна
доцент, кандидат психологических наук
Ярославль
Учебное заведение: ЯрГУ им. П. Г. Демидова
Место работы: Институт развития образования Ярославской области
Должность: и.о. ректора, проректор по организационно-методической деятельности
Интересы:
творческое мышление, прогнозирование в структуре педагогического мышления, психология переживания горя,педагогические ситуации, практическое мышление преподавателя, ситуационный подход, система непрерывного образования, маркетинг и менеджмент в образовании, психологическое сопровождение деятельности педагога-психолога
Достижения:
Преподавательская деятельность — с 2001 года. Читает курсы: Деловые коммуникации; Психология; Психология бизнеса; Психология личности; Социология и психология управления.
С 1999 по 2012 гг. работала в Городском центре психолого-медико-социального сопровождения, диагностики и консультирования школьников. Выполняла обязанности руководителя службы обучения педагогов и администраторов образовательных учреждений города технологиям сохранении я и укрепления психологического и социального здоровья обучающихся и взрослых. Консультирование, научное руководство и психологическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности ОУ, мастер-классы для руководителей ОУ и педагогов-психологов, тренинги для подростково-юношеской и взрослой аудитории. Основными результатами работы являются: приобщение школьников к здоровому образу жизни, положительные изменения в составляющих психологического здоровья: повышение удовлетворенности общения со сверстниками, педагогами и родителями; навыки управления отрицательными эмоциями, умение совладать со стрессом, умение заботиться о своем здоровье.
С 2000 года консультирует по проблемам детско-родительских отношений, развития и сопровождения потенциальной одаренности, работает с агрессивностью, тревожностью, застенчивостью, занимается раскрытием творческих потенциалов, профилактикой суицидов, помощью при переживании горя.
С 2005 года по настоящий момент читает курсы для психологов на кафедре педагогики и педагогической психологии ЯрГУ им. П.Г.Демидова по развитию креативности, самоменеджмента, сопровождения и эффективного прохождения жизненных и профессиональных кризисов.
Осуществляет психологическое сопровождение конкурсного движения в городе, области («Педагог года», «Психолог года», «Самый классный классный»). Член жюри конкурсов психолого-педагогического мастерства. Методические рекомендации «Как участвовать в конкурсе и побеждать» получили грамоту Департамента области за клад в развитие психолого-педагогических ресурсов.
С 2005 года по настоящий момент проводит семинары по психологии для одаренных детей и руководит научно-исследовательскими работами старшеклассников (Ярославская программа «Открытие»). За это время подготовила более 90 участников конференции, из них более 45 - победители на областном и 16 на российском уровнях.
Автор более 60 публикаций по темам: психология переживания горя, психологическая профилактика суицидов, экзистенциальные проблемы жизни и смерти, психологическая помощь детям с нарушениями поведения, профессиональное педагогическое мышление, конфликтология, адаптация личности и основы прогнозирования в профессиональной и личной жизни для достижения успеха, психология творчества. Основные публикации:
Серафимович И.В. Роль и значение прогностической метакогниции для формирования и развития конфликтной компетентности // Глава в коллективной монографии Метакогнитивные основы конфликтной компетентности /Под ред.М.М.Кашапова, ЯрГУ Ярославль, 2012. – С.163-192.
Клюева Н.В, Антонова Л.А., Грицай А.О., Камакина О.Ю., Кригер Ю.Н., Москаленко Н.В., Серафимович И.В., Смирнова Т.Ю., Файерман М.И. «Школа эффективного родительства» - формирование готовности к семейной жизни воспитанников детского дома: Методические рекомендации к программе/Под ред. Н.В.Клюевой, Ярославль: ЯрГУ им. П.Г.Демидова, 2012 – 64с.
Серафимович И. В. Конструктивная конфликтность личности и надситуативность профессионального мышления: детерминанты, личностные предпосылки и гендерные отличия // Психология конструктивной конфликтности личности. Монография / Под ред.проф. А.В. Карпова, проф. М.М. Кашапова. – Ярославль: ИПК «Индиго», 2013. – С.149-174
Участник грантов:
грант РГНФ, 2004-2006, №04-06-00250а «Психология творческого педагогического мышления»
грант РГНФ, 2000-2002, №00-06–00245а «Психология педагогического мышления: теоретические основы и формирующий эксперимент»
грант РГНФ, 2011-2013, проект № 11-06-00739а «Разработка теоретических и методологических основ исследования и формирования креативной компетентности педагога»
Личные достижения в профессиональной деятельности:
Дипломант стипендии президента Российской федерации (№ 34/165, 2001)
Лауреат VI областного конкурса «Психолог года – 2010» (диплом департамена образования Ярославской области)
Финалист областного этапа Всероссийского конкурса «Учитель здоровья – 2010» (диплом № 355/01-03).
Лауреат Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2011» (диплом Министерства образования и науки РФ)
Победитель ХIII Национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2011 года в номинации «Проект года в психологической практике» (в соавторстве): «Школа эффективного родительства для воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подросткового и юношеского возраста»
Обладатель
благодарственных писем Дома работников образования за организацию обучающих мероприятий для педагогов школ города по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс (2010, 2011);
Почетных грамот управления образования мэрии города Ярославля (2002, 2006);
благодарственного письма департамента образования администрации ЯО за подготовку призера областной олимпиады школьников по обществознанию (2005) и вклад в реализацию областной программы «Одаренные дети»;
благодарственных писем оргкомитетов 10,11,12,13,14,15 Российских научных конференций школьников «Открытие» за руководство при подготовке исследовательских работ участниками;
дипломов департамента образования ЯО за научное руководство исследовательскими работами победителей Российской научной конференции школьников (2006, 2007, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013)
С 1999 по 2012 гг. работала в Городском центре психолого-медико-социального сопровождения, диагностики и консультирования школьников. Выполняла обязанности руководителя службы обучения педагогов и администраторов образовательных учреждений города технологиям сохранении я и укрепления психологического и социального здоровья обучающихся и взрослых. Консультирование, научное руководство и психологическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности ОУ, мастер-классы для руководителей ОУ и педагогов-психологов, тренинги для подростково-юношеской и взрослой аудитории. Основными результатами работы являются: приобщение школьников к здоровому образу жизни, положительные изменения в составляющих психологического здоровья: повышение удовлетворенности общения со сверстниками, педагогами и родителями; навыки управления отрицательными эмоциями, умение совладать со стрессом, умение заботиться о своем здоровье.
С 2000 года консультирует по проблемам детско-родительских отношений, развития и сопровождения потенциальной одаренности, работает с агрессивностью, тревожностью, застенчивостью, занимается раскрытием творческих потенциалов, профилактикой суицидов, помощью при переживании горя.
С 2005 года по настоящий момент читает курсы для психологов на кафедре педагогики и педагогической психологии ЯрГУ им. П.Г.Демидова по развитию креативности, самоменеджмента, сопровождения и эффективного прохождения жизненных и профессиональных кризисов.
Осуществляет психологическое сопровождение конкурсного движения в городе, области («Педагог года», «Психолог года», «Самый классный классный»). Член жюри конкурсов психолого-педагогического мастерства. Методические рекомендации «Как участвовать в конкурсе и побеждать» получили грамоту Департамента области за клад в развитие психолого-педагогических ресурсов.
С 2005 года по настоящий момент проводит семинары по психологии для одаренных детей и руководит научно-исследовательскими работами старшеклассников (Ярославская программа «Открытие»). За это время подготовила более 90 участников конференции, из них более 45 - победители на областном и 16 на российском уровнях.
Автор более 60 публикаций по темам: психология переживания горя, психологическая профилактика суицидов, экзистенциальные проблемы жизни и смерти, психологическая помощь детям с нарушениями поведения, профессиональное педагогическое мышление, конфликтология, адаптация личности и основы прогнозирования в профессиональной и личной жизни для достижения успеха, психология творчества. Основные публикации:
Серафимович И.В. Роль и значение прогностической метакогниции для формирования и развития конфликтной компетентности // Глава в коллективной монографии Метакогнитивные основы конфликтной компетентности /Под ред.М.М.Кашапова, ЯрГУ Ярославль, 2012. – С.163-192.
Клюева Н.В, Антонова Л.А., Грицай А.О., Камакина О.Ю., Кригер Ю.Н., Москаленко Н.В., Серафимович И.В., Смирнова Т.Ю., Файерман М.И. «Школа эффективного родительства» - формирование готовности к семейной жизни воспитанников детского дома: Методические рекомендации к программе/Под ред. Н.В.Клюевой, Ярославль: ЯрГУ им. П.Г.Демидова, 2012 – 64с.
Серафимович И. В. Конструктивная конфликтность личности и надситуативность профессионального мышления: детерминанты, личностные предпосылки и гендерные отличия // Психология конструктивной конфликтности личности. Монография / Под ред.проф. А.В. Карпова, проф. М.М. Кашапова. – Ярославль: ИПК «Индиго», 2013. – С.149-174
Участник грантов:
грант РГНФ, 2004-2006, №04-06-00250а «Психология творческого педагогического мышления»
грант РГНФ, 2000-2002, №00-06–00245а «Психология педагогического мышления: теоретические основы и формирующий эксперимент»
грант РГНФ, 2011-2013, проект № 11-06-00739а «Разработка теоретических и методологических основ исследования и формирования креативной компетентности педагога»
Личные достижения в профессиональной деятельности:
Дипломант стипендии президента Российской федерации (№ 34/165, 2001)
Лауреат VI областного конкурса «Психолог года – 2010» (диплом департамена образования Ярославской области)
Финалист областного этапа Всероссийского конкурса «Учитель здоровья – 2010» (диплом № 355/01-03).
Лауреат Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2011» (диплом Министерства образования и науки РФ)
Победитель ХIII Национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2011 года в номинации «Проект года в психологической практике» (в соавторстве): «Школа эффективного родительства для воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подросткового и юношеского возраста»
Обладатель
благодарственных писем Дома работников образования за организацию обучающих мероприятий для педагогов школ города по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс (2010, 2011);
Почетных грамот управления образования мэрии города Ярославля (2002, 2006);
благодарственного письма департамента образования администрации ЯО за подготовку призера областной олимпиады школьников по обществознанию (2005) и вклад в реализацию областной программы «Одаренные дети»;
благодарственных писем оргкомитетов 10,11,12,13,14,15 Российских научных конференций школьников «Открытие» за руководство при подготовке исследовательских работ участниками;
дипломов департамента образования ЯО за научное руководство исследовательскими работами победителей Российской научной конференции школьников (2006, 2007, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013)
Создано
Сообщения: 1
№ | Сообщение | Тема |
---|---|---|
1 | Важно, что такие проекты объединяют ученых и практиков, родителей и педагогов, тех, кто учится... | Секреты успешных родителей: семейное наследие, компетентность, совместный досуг |
Статьи и интервью в «Психологической газете»
- Социально-психологический аспект академической одаренности современных младших школьников
- Социально-психологические аспекты сопровождения потенциально одаренных обучающихся
- К вопросу о преемственности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников
- Мышление педагогов и личностные результаты обучающихся
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
Участие в конкурсе «Золотая Психея»
- «И словом и делом…», марафон экспресс-вебинаров по оказанию психологической помощи участникам образовательных отношений (в номинации «Психологический инструмент года», 2020 г.), номинант
- «От профессионального мышления педагогов к личностным результатам обучающихся», учебно-методическое и учебно-наглядное пособия (в номинации «Психологический инструмент года», 2019 г.), номинант
- «Секреты успешных родителей: семейное наследие, компетентность, совместный досуг», социально-ориентированный просветительский проект (в номинации «"Психология – людям!", или Просветительский психологический проект года», 2018 г.), номинант
- «Содействие формированию и развитию личностных результатов школьников», методические рекомендации для специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ФГОС (в номинации «Психологический инструмент года», 2017 г.), лауреат
- «Формирование и развитие личностных результатов образования: программы внеурочной деятельности по психологии (для начальной и средней школы)», методические рекомендации для специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ФГОС (в номинации «Психологический инструмент года», 2015 г.), номинант
- «Психозойская эра в образовании: функционально-уровневая модель как средство повышения качества деятельности современного педагога-психолога», методические рекомендации (в номинации «Проект года в психологической практике», 2013 г.), номинант
- «Креативность как ключевая компетентность педагога», коллективная монография (в номинации «Проект года в психологической науке», 2013 г.), номинант
- «Школа эффективного родительства для воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подросткового и юношеского возраста», (в номинации «Проект года в психологической практике», 2011 г.), победитель