Номинация «Психологический инструмент года» по итогам 2018 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Клоун-терапия: техники работы» (методическое пособие)

Авторы:

  • Котова Светлана Аркадьевна

    кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Института психологии, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург)

  • Мошкова Наталия Петровна

    учитель музыки, педагог дополнительного образования, ГБОУ СОШ № 323 Невского района г.Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург)

Организация: РГПУ им. А.И.Герцена

Клоун-терапия  - это одно из новых направлений в практической психологии. Развиваясь на основе междисциплинарного подхода, клоун-терапия как форма социальной терапии все активнее интегрируется в современную жизнь. С конца ХХ века клоун-терапия широко используется в США, Канаде, странах Европы и Азии. В России искусство клоунады всегда было одним из самых востребованных жанров, но в контексте терапии не развивалось. В нашей стране оно только начинает набирать обороты. В последние годы клоун-терапия стала приходить в больницы и клиники, в школы в детские сады и психологические центры. 

Ресурсы этого направления огромны. Универсальность техник клоун-терапии поражает.  Она может реализовываться как в медицинских учреждениях, так и в образовательных организациях, в социокультурных центрах в работе с людьми разного возраста: от детей до пожилых людей. Техники клоун-терапии эффективны при работе  с различными возрастными кризисами, внутриличностными кризисами, при работе с Внутренним ребенком, при  личностногрупповых конфликтах, внутригрупповых и межгрупповых конфликтных ситуациях. Сегодня и психолог, и психотерапевт, и педагог могут и должны знать и уметь использовать клоун-терапию как в индивидуальной работе, так и в работе с малыми и большими группами. Она не требует значительных материальных затрат, но требует определенной профессиональной и актерской подготовки специалиста для ее успешного использования. Знакомству с возможностями клоун-терапии и ее инструментарием посвящено представляемое пособие.

В России это первое пособие, раскрывающее методологию и инструментарий работы в рамках колун-терапии.

В структуру пособия включены главы, посвященные истории шутовского искусства, сущности архетипа Шута (юнгианский подход), описанию основ клоун-терапии, истории и опыту использования клоун-терапии в медицинских учреждениях. Но основное внимание авторы уделяют практикуму по техникам клоун-терапии. Отличительной чертой выступает опора авторов на отечественный народный фольклорный опыт.

В структуру практикума впервые включен широкий диапазон уникального инструментария клоун-терапевта – это упражнения для создания внутренней собранности и настроения клоуна, игры на эмоциональный разогрев, облегчающие установление контакта в группе, игры,  направленные на укрепление контакта в группе,  игры на владение телом, тренировку координации, игры на развитие имитационных способностей и тренировку дыхания, упражнения на развитие социального доверия, игры народные, направленные на развитие межличностного и группового взаимодействия, русские народные ритмические игры, игры с музыкальными инструментами, психогимнастические этюды  и актерское мастерство, упражнения на направленную визуализацию, упражнения на развитие наблюдательности и сосредоточенности.

Пособие адресовано психотерапевтам, арт-терапевтам, школьным психологам, социальным педагогам, учителям, воспитателям детских домов, руководителям школьных служб здоровья, а также представителям общественных организаций и благотворительных фондов.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

За проект проголосовали 17 читателей
  • Считаю, что клоун-терапия может получить более широкое применение среди других видов оказания психологической помощи детям.

  • Это практико-ориентированная работа. Авторы занимаются такой практикой не первый год!

  • Конечно, главное в этом проекте, несмотря на широкую известность многих техник, - роль самого клоуна. Самим своим существованием в группе он устраняет любые сомнения в себе участников группы. Являясь центральной фигурой, он символизирует превращение любого недостатка в достоинство. Это исключительно добрая и позитивная терапия. Умение смешить, которому стоит учить, - это чрезвычайно мощный коммуникативный ресурс человека и показатель его психологического благополучия. Умение смешить является острым дефицитом в обществе .

  • Поддерживаю!

  • Клоун-терапия - это новая и перспективная техника, пособие по которой будет очень востребовано.

  • в данном пособии отражен большой опыт работы по данной теме, высокий профессионализм авторов, хорошие перспективы применения в психологической практике

  • Интересный новый формат работы.

  • Очень интересное пособие, возьму его для своей работы.

  • Один из авторов книги - преподаватель вуза, где я учусь

  • Очень понравилось! Интересное пособие!

  • Данное направление заслуживает особого внимания в виду своей синтетичности и универсальности, позволяя решать широкий круг задач практической психологии. Методическое пособие написано доступно, интересно, с любовью.

  • Метод работы, обладающий несомненной новизной, широтой применения и высокой эффективностью.

  • Авторами представлено пособие, раскрывающее методологию и инструменты работы психолога в области колун-терапии. В пособии рассматриваются история вопроса, содержание, основные техники клоун-терапии. Ценным является применение в рамках представленного авторами подхода и использование в клоун-терапии народного фольклора. Пособие является важным инструментом деятельности практикующего психолога, психотерапевта, может использоваться в работе школьного психолога, социальных педагогов, будет полезно всем заинтересованным лицам, осуществляющим работу с детьми.

  • Необычайно интересный подход! Очень ценные наработки, ведь это совершенно новое направление. Детальная проработка проблемы, описание истории (и, что очень важно, акцент на русскую культуру), уникальные и интересные упражнения делают это пособие очень ценным для психологии как научной, так и практической.

  • Необычайно актуальная тема и важная разработка!

  • Я сам занимаюсь продвижением этого инструментария

  • Знакома с тем как работает метод и считаю необходимым его продвигать

Последний день голосования – 30 марта

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе