Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«Тренинг распознавания эмоций» (реабилитационная программа)


Актуальность новизна и значимость проекта

Тренинг распознавания эмоций разработан для людей, проявляющих интерес к пониманию собственных эмоций, желающих анализировать собственные переживания и состояния, а так же стремящихся развивать эмоциональное восприятие. Данный тренинг активно применяется в работе с людьми, у которых имеются трудности в распознавании эмоций в виду функциональных  нарушений нервной системы, а так же в виду психических расстройств. Умение распознавать эмоции и анализировать собственные состояния обеспечивает возможность нормального функционирования в социальной среде, позволяет управлять своими эмоциональными реакциями, улучшает стрессоустойчивость, дает возможность адекватно реагировать на жизненные ситуации. 

Разработанный тренинг включает в себя новый теоретический и практический подход к решению проблемы распознавания и понимания эмоций, в своей теоретической основе метод опирается на концепцию А.Р. Лурия о системной организации психических функций, формировании их в процессе онтогенеза и возможности динамически перестраиваться в зависимости от конкретной задачи, а так же на принцип восстановительного обучения. 

В теоретической части последовательно проводится анализ не только смыслового компонента эмоционального переживания, отражающего определенную деятельность индивида, в соответствии с теорией деятельности А.Н.Леонтьева, но и определяется пространственное расположение базисных эмоций, исходя из психофизиологических коррелят эмоциональных процессов. Практическая часть тренинга состоит из двух частей, первая строится на анализе эмоций опираясь на акустическое и визуальное восприятие, с последующим переходом на уровень вербально-логического мышления, работая с текстами и сюжетными картинами. Вторая часть тренинга способствует развитию произвольного выражения эмоций. 

Этапы работы

Вводная часть: приветствие и знакомство участников группы, проговаривание правил работы группы, определение темы занятия и цели работы.

Построение карты: определение базисных эмоций и размещение их на прямоугольной системе координат опираясь на психофизиологические корреляты эмоциональных процессов. 

Анализ содержания эмоций и способов их выражения: на данном этапе проводится содержательное описание эмоциональных переживаний, а так же проводится  различия в понимании эмоций, чувств и состояний. При определении эмоций участники стараются определить силу, продолжительность и валентность эмоциональных переживаний и установить их в системе координат, опираясь на субъективный опыт.

Анализ эмоций, опираясь на акустическое восприятие: данное упражнение позволяет закрепить восприятие эмоций на слух, а так же проработать интонационно собственную речь, подстраивая свой голос под ту эмоцию, которую участник вкладывает в произносимую фразу.

Анализ эмоций, опираясь на зрительное восприятие: данное упражнение предоставляет возможность научиться распознавать эмоции людей во внешнем проявлении, по выражению лица, жестикуляции, позам.

Анализ проявления эмоций в поведении, опираясь на рассказ: данное упражнение позволяет связывать социальные ситуации с эмоциональным переживанием персонажей.

Анализ проявления эмоций в поведении, опираясь на сюжетные картинки: в данной части тренинга участники строят понимания сюжета, исходя из анализа эмоциональных переживаний героев картин.

Чтение текстов и стихов.

Данное задание выполняется при совместном чтении произведения по ролям, где участники сначала последовательно анализируют чувственные переживания выбранного ими персонажа, а далее читают текст с необходимой интонацией и мимикой, опираясь на разработанную карту. 

Реультаты

Данный тренинг многократно был проведен в клинических условиях с пациентами, имеющими психические расстройства, его результаты имеют высокую эффективность не только в расширении способности к распознаванию эмоций и формированию навыка социального взаимодействия, но так же и в познавательной сфере деятельности, так как формируют устойчивый интерес к проделываемой работе, что позволяет преодолевать  негативную симптоматику пациентов и другие функциональные нарушения нервной системы, вызванные болезнью. 


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 2 читателя
Рузеев Алексей МихайловичИнтересная тема распознавания эмоций с использованием мимических выражений. Спасибо.
Багиярова Фатима АрыстановнаХороший способ привлечь внимание к психологии и изучению своей души и навыку распознавать свои чувства и с чем они связаны.... Еще раз об эмоциональном интеллекте....

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su